Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 20 мая 2015 г. N 03-11-11/28947
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение и в рамках компетенции Департамента, на основании информации, изложенной в обращении, сообщает следующее.
Для налоговой системы Российской Федерации характерно наличие специальных налоговых режимов, представляющих собой особый установленный Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) порядок исчисления и уплаты налогов в течение определенного периода времени и применяемый в оговоренных Кодексом случаях.
Указанные специальные налоговые режимы направлены, в том числе, на создание более благоприятных экономических и финансовых условий функционирования субъектов малого предпринимательства.
В соответствии со статьей 18 Кодекса к специальным налоговым режимам, в частности, относятся упрощенная система налогообложения (далее - УСН), система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД) и патентная система налогообложения (далее - ПСН).
Одновременно сообщаем, что переход налогоплательщика - индивидуального предпринимателя на применение ПСН и на применение иных специальных налоговых режимов, в том числе, на ЕНВД, является добровольным.
Таким образом, у индивидуального предпринимателя есть возможность выбора оптимального налогового режима в отношении осуществляемой предпринимательской деятельности, в частности, в отношении деятельности в сфере розничной торговли.
Что касается ведения бухгалтерского учета, то согласно подпункту 1 части 2 статьи 6 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", бухгалтерский учет могут не вести индивидуальные предприниматели в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством.
Кроме того, в Российской Федерации на постоянной основе проводится работа по законодательному обеспечению поддержки малого предпринимательства, в том числе, по снижению налоговой нагрузки на малый бизнес.
Так, Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 477-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" законодательным органам субъектов Российской Федерации, федеральных городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя предоставлено право устанавливать налоговую ставку по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, в размере 0 процентов для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах.
Виды предпринимательской деятельности в производственной, социальной и научной сферах, в отношении которых устанавливается налоговая ставка в размере 0 процентов, устанавливаются субъектами Российской Федерации на основании Общероссийского классификатора услуг населению и (или) Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.
По итогам налогового периода доля доходов от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применялась налоговая ставка в размере 0 процентов, в общем объеме доходов от реализации товаров (работ, услуг) должна быть не менее 70 процентов.
Субъекты Российской Федерации вправе устанавливать налоговую ставку в размере 0 процентов также по налогу, уплачиваемому в связи с применением ПСН для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах.
Также следует иметь в виду, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 года N 98-р утвержден план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году (далее - План), который включает в себя несколько направлений по обеспечению и поддержанию наиболее значимых секторов экономики.
Пунктами 23-33 Плана предусмотрена поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, которая предусматривает, в том числе предоставление фискальных мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Во исполнение пунктов 26, 27, 28, 30 и 32 Плана 28 марта 2015 года Правительством Российской Федерации внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации" (N 755146-6) (далее - законопроект).
Законопроект предусматривает предоставление права законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации и представительным органам муниципальных образований снижать ставки налога для налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения "доходы", с 6 процентов до 1 процента, а также снижать ставки налога для налогоплательщиков, применяющих ЕНВД, с 15 процентов до 7,5 процента.
Законопроектом предусматривается распространение права применения 2-летних "налоговых каникул" всеми впервые зарегистрированным индивидуальными предпринимателями в сфере бытовых услуг, а также расширение перечня видов деятельности, в рамках осуществления которых возможно применение патентной системы налогообложения.
При этом следует отметить, что согласно Плану перечень предусмотренных первоочередных мероприятий не является исчерпывающим и будет при необходимости дополняться новыми антикризисными мерами, выработанными, в том числе, на основании предложений, поступающих от Федерального Собрания Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также представителей профессионального и экспертного сообщества и т.д.
Одновременно сообщаем, что замечания и предложения, изложенные в обращении, будут рассмотрены в рамках мероприятий по совершенствованию законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
НК РФ предусмотрены специальные налоговые режимы: УСН, ЕНВД и ПСН. Переход на них является добровольным.
Указанные специальные налоговые режимы направлены в том числе на создание более благоприятных экономических и финансовых условий функционирования субъектов малого предпринимательства.
Таким образом, у ИП есть возможность выбора оптимального налогового режима в отношении осуществляемой деятельности (в частности, розничной торговли).
Что касается бухучета, то его могут не вести ИП, если они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения.
Кроме того, в России на постоянной основе проводится работа по законодательному обеспечению поддержки малого предпринимательства, в том числе по снижению налоговой нагрузки на малый бизнес.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 20 мая 2015 г. N 03-11-11/28947
Текст письма официально опубликован не был