Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
3. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Малое предпринимательство - значительное явление социально-экономической жизни области. Оно присутствует практически во всех отраслях экономики области. В деятельность малых предприятий вовлечены все социальные группы населения, проживающего на территории области.
Развитие малого и среднего бизнеса в области осуществляется на основе программно-целевых методов. На момент разработки настоящей Программы в области реализуется областная целевая программа "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области на 2004-2008 годы", действие которой заканчивается в 2008 году. Применяемый на протяжении нескольких лет программно-целевой подход позволяет проводить планомерную работу по созданию более благоприятного климата для развития малого предпринимательства в области, осуществлять мониторинг влияния программных мероприятий на динамику показателей работы субъектов малого предпринимательства, контролировать исполнение намеченных результатов.
По данным Федеральной службы государственной статистики в последние годы по количеству действующих малых предприятий область занимает 8 место, по обороту малых предприятий - 12-14 места среди субъектов Российской Федерации. В Сибирском федеральном округе область по количеству действующих предприятий и по обороту малых предприятий занимает первое место.
N п/п |
Показатели малых предприятий |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
1. |
Количество МП, ед. |
26732 |
25590 |
25510 |
25560 |
26914 |
Темп роста, % |
|
95,7 % |
99,7 % |
100,2 % |
105,3 % |
|
1.1 |
Сельское хозяйство (далее - с/х-во), ед. |
326 |
312 |
376 |
408 |
444 |
Доля в общем объеме МП, % |
1,2 |
1,2 |
1,5 |
1,6 |
1,6 |
|
1.2 |
Обрабатывающие производства, ед. |
3485 |
3132 |
3172 |
2877 |
3223 |
Доля в общем объеме МП, % |
13,0 |
12,2 |
12,4 |
11,3 |
12,0 |
|
1.3 |
Строительство, ед. |
2735 |
2555 |
2226 |
2436 |
2424 |
Доля в общем объеме МП, % |
10,2 |
10,0 |
8,8 |
9,5 |
9,0 |
|
1.4 |
Торговля, ед. |
14608 |
14070 |
13377 |
13350 |
12087 |
Доля в общем объеме МП, % |
54,6 |
54,9 |
52,4 |
52,3 |
44,9 |
|
2. |
Среднесписочная численность, чел |
143240 |
133621 |
126219 |
136091 |
141947 |
Темп роста, % |
|
93,3 % |
94,5 % |
107,8 % |
104,3 % |
|
3. |
Выпуск товаров и услуг, млн. руб. |
39661,4 |
37448,4 |
|
|
|
Темп роста, % |
214,7 % |
94,4 % |
|
|
|
|
4. |
Оборот организаций (до 2005 года показатель "Выпуск товаров и услуг"), млн. руб. |
|
|
163288,7 |
213644,0 |
253754,4 |
Темп роста, % |
|
|
127,3 % |
130,8 % |
118,8 % |
|
4.1 |
С/х-во, млн. руб. |
|
|
652,7 |
872,1 |
1088,6 |
Доля в общем объеме МП, % |
|
|
0,4 % |
0,4 % |
0,4 % |
|
4.2 |
Обрабатывающие производства, млн. руб. |
|
|
16672,7 |
22820,1 |
26237,5 |
Доля в общем объеме МП, % |
|
|
10,2 % |
10,7 % |
10,7 % |
|
4.3 |
Строительство, млн. руб. |
|
|
6010,6 |
8244,6 |
13361,4 |
Доля в общем объеме МП, % |
|
|
3,7 % |
3,8 % |
4,3 % |
|
4.4 |
Торговля, млн. руб. |
|
|
127809,8 |
161141,9 |
189578,2 |
Доля в общем объеме МП, % |
|
|
78,3 % |
75,4 % |
74,6 % |
|
5. |
Инвестиции, млн. руб. |
2409,7 |
2588,0 |
3190,6 |
4245,3 |
12167,1 |
Темп роста, % |
255,3 % |
107,4 |
123,3 % |
133,1 % |
286,6 % |
Таблица составлена без учета данных по индивидуальным предпринимателям и крестьянским (фермерским) хозяйствам. На 01.01.08 число крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей в сельском хозяйстве составило 3802 единицы
В последние годы количество малых предприятий увеличивается незначительно. В структуре экономики области наибольшую долю малых предприятий составляют предприятия торговли и ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (44,9 %). Доля сферы материального производства составляет лишь 23,2%.
В 2004-2005 годах произошло некоторое снижение количества малых предприятий. В 2004 году это было связано с перерегистрацией органами статистики юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и удалением из соответствующих реестров недействующих хозяйствующих субъектов. В 2005 году небольшой спад произошел в связи с тем, что часть малых предприятий перешла в разряд средних, а также некоторые утратили статус юридических лиц, в связи с регистрацией их учредителей в качестве индивидуальных предпринимателей. Снижение величины показателя "Выпуск товаров и услуг малыми предприятиями (без НДС) по всем видам деятельности" произошло в основном за счет снижения этого показателя в промышленности и торговле из-за перехода ряда малых предприятий в средние с большими объемами выпуска продукции.
Средний темп роста оборота организаций малого бизнеса за период 2005-2007 годов составил 125,4 %.
Средний темп роста инвестиций в основной капитал субъектов малого предпринимательства за период 2004-2007 годов составил 162,6 %.
По данным за 2007 год оборот организаций малых предприятий составил 253754,4 млн. рублей, что соответствует 32% от областного объема организаций. На долю предприятий оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования приходится более 74,6% оборота малых предприятий, на долю предприятий в сфере материального производства - 15,6%.
Малыми предприятиями в 2007 году осуществлено инвестиций в основной капитал малых предприятий на сумму 12167,1 млн. рублей, что составило 13,3% от областного объема инвестиций. 48,4% от общего объема освоенных малыми предприятиями инвестиций освоено ими в сфере строительства; 24,2% - в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; 5,8 % - в сфере обрабатывающих производств.
В 2007 году на территории области действовало 26914 малых предприятий (2,4 % от числа малых предприятий России). В расчете на 1000 человек, постоянно проживающих в области, приходится в среднем 10,2 малых предприятий и 32,5 субъектов малого предпринимательства (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей). Предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в аналогичный период занималось 58,7 тысяч человек.
За период реализации областной целевой программы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области на 2004-2008 годы" продолжала формироваться и развиваться инфраструктура поддержки малого предпринимательства, обеспечивающая удовлетворение потребностей малого бизнеса в финансовой, информационной, консалтинговой и иных видах поддержки.
Растет банковская сеть, предлагающая малому бизнесу льготные программы кредитования (в соответствии с заключенными между банками и администрацией Новосибирской области соглашениями о сотрудничестве по оказанию финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства) - от краткосрочных кредитов до долгосрочных инвестиционных кредитов.
Область широко пользуется возможностями по поддержке предпринимательства, предоставляемыми федеральными целевыми программами. В период 2005-2007 годов в результате участия и победы области в конкурсах, проводимых Минэкономразвития России в целях предоставления средств федерального бюджета субъектам Российской Федерации на реализацию мероприятий государственной поддержки предпринимательства, в бюджет области было привлечено 67,1 млн. руб. средств федерального бюджета.
Благодаря этому, в наукограде Кольцово на условиях софинансирования был построен инновационный бизнес-инкубатор. Его цель - поддержка начинающих субъектов малого предпринимательства, осуществляющих инновационную деятельность, посредством предоставления им в аренду площадей бизнес-инкубатора на льготных условиях и оказанию ряда услуг, содействующих развитию предпринимательства.
Также средства федерального бюджета были направлены на финансирование новой формы государственной поддержки - субсидирование части затрат субъектов малого предпринимательства, связанных с выплатой вознаграждения по гарантиям и по договорам поручительства между субъектами малого предпринимательства и организациями, обеспечивающими исполнение обязательств по кредитам и по договорам лизинга, и на дополнительное финансирование программных мероприятий по субсидированию части процентных выплат по банковским кредитам, лизинговым платежам и по поддержке выставочно-ярмарочной деятельности.
Развитие малого и среднего предпринимательства в области является стратегическим фактором, определяющим устойчивое развитие экономики области. В силу указанных причин поддержка предпринимательства рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений социально-экономического развития области.
Несмотря на существенный прогресс в секторе малого и среднего бизнеса, очевидна актуальность принятия на региональном уровне мер для его дальнейшего развития, обусловленная необходимостью увеличения темпов экономического роста в области за счет стимулирования деловой активности субъектов малого и среднего предпринимательства.
Период первоначального формирования условий для развития предпринимательской деятельности в области завершен. В то же время продолжают сохраняться некоторые трудности (проблемы), объективно присущие малому и среднему бизнесу не только в области, но в России в целом. Основными из них являются:
- недостаточность собственных финансовых ресурсов, в том числе для использования современных технологий и оборудования, сложность в получении кредитов из-за достаточно высоких, по сравнению с доходностью бизнеса, ставок платы за кредитные ресурсы и жестких требований банков к обеспечению, связанных с получением кредитов;
- слабая имущественная база (недостаточность основных фондов) малых предприятий и, как следствие, - недостаточность собственного обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору);
- высокие издержки при "вхождении на рынок" для начинающих субъектов малого предпринимательства, в том числе высокая арендная плата за нежилые помещения, финансовые и административные трудности при решении вопросов доступа к инженерным сетям;
- проблемы продвижения продукции (работ и услуг) на региональные и международные рынки (недостаточно эффективная маркетинговая политика и др.);
- недостаток квалифицированных кадров;
- недостаточное внимание со стороны органов местного самоуправления муниципальных образований к вопросам развития малого и среднего предпринимательства.
Для содействия решению вышеуказанных проблем наиболее эффективным является предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства различного рода субсидий на погашение издержек, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе:
на возмещение части процентных выплат по банковским кредитам и субсидирование затрат, связанных с выплатой вознаграждения по гарантиям и по договорам поручительства между СМиСП и организациями, обеспечивающими исполнение обязательств по кредитам и по договорам лизинга (в целях содействия решению субъектами малого и среднего предпринимательства проблемы нехватки финансовых средств для ведения бизнеса, делает более доступным привлечение банковских кредитов);
на возмещение части лизинговых платежей;
на возмещение части арендных платежей (в целях содействия решению субъектами малого предпринимательства, только начинающими предпринимательскую деятельность, проблемы отсутствия собственных площадей (офисных, производственных для ведения бизнеса), делает более доступным аренду площадей);
на возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на внедрение субъектами малого и среднего предпринимательства международных стандартов в своих организациях и на сертификацию продукции, выпускаемой субъектами малого и среднего предпринимательства (в целях содействие повышению качества и конкурентоспособности производимой субъектами малого и среднего предпринимательства продукции (работ и услуг) - особую актуальность этот фактор приобретет при присоединении России к Всемирной торговой организации);
н
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.