В целях дальнейшего расширения применения электронного документооборота в прямом международном железнодорожном сообщении на перевозки приватных порожних вагонов из Российской Федерации в Литовскую Республику и обратно:
1. Утвердить прилагаемую Временную технологию перевозки приватных порожних вагонов из Российской Федерации в Литовскую Республику в прямом международном сообщении и обратно по безбумажной технологии (далее - Временная технология).
2. Возложить на Удостоверяющий центр ОАО "НИИАС" выполнение функций доверенной третьей стороны ОАО "РЖД" при осуществлении электронного документооборота между ОАО "РЖД" и АО "Литовские железные дороги".
3. Генеральному директору ОАО "НИИАС" Погодину А.Е. (по согласованию) обеспечить подписание Регламента взаимодействия акционерного общества "Литовские железные дороги" и Удостоверяющего центра ОАО "НИИАС" при эксплуатации программно-аппаратных комплексов доверенных третьих сторон на базе Соглашения о взаимодействии доверенных третьих сторон ОАО "РЖД" и акционерного общества "Литовские железные дороги" при осуществлении трансграничных железнодорожных перевозок в двустороннем сообщении.
4. Начальнику департамента информатизации Павловскому А.А., генеральному директору ОАО "НИИАС" Погодину А.Е. (по согласованию) обеспечить с 18 марта 2015 года по 23 марта 2015 года внесение необходимых изменений и тестирование программного обеспечения автоматизированных систем в соответствии с Временной технологией.
5. Начальнику департамента информатизации Павловскому А.А., генеральному директору Центра фирменного транспортного обслуживания Кунаевой Е.А., генеральному директору ОАО "НИИАС" Погодину А.Е. (по согласованию) обеспечить начиная с 24 марта 2015 года проведение опытной эксплуатации программного обеспечения в соответствии с Временной технологией.
6. Генеральному директору Центра фирменного транспортного обслуживания Кунаевой Е.А., начальнику Центральной дирекции управления движением Иванову П.А. по результатам опытной эксплуатации обеспечить начиная с 1 апреля 2015 года перевозки приватных порожних вагонов, следующих из Российской Федерации в Литовскую Республику и обратно, по электронным документам в соответствии с Временной технологией.
7. Генеральному директору Центра фирменного транспортного обслуживания Кунаевой Е.А., начальнику департамента корпоративных коммуникаций Луневу М.М. обеспечить размещение Временной технологии на корпоративном сайте ОАО "РЖД".
8. Генеральному директору Центра фирменного транспортного обслуживания Кунаевой Е.А. информировать пользователей услуг железнодорожного транспорта:
- об оформлении электронных перевозочных документов в прямом международном сообщении при перевозке приватных порожних вагонов из Российской Федерации в Литовскую Республику в прямом международном сообщении и обратно начиная с 1 апреля 2015 года;
- о размещении Временной технологии на корпоративном сайте ОАО "РЖД".
9. С момента подписания распоряжение об оформлении электронных перевозочных документов в прямом международном сообщении при перевозке порожних приватных вагонов из Литовской Республики в Российскую Федерацию от 10 сентября 2012 года N 1800р считается утратившим силу.
10. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на вице-президента Бабаева С.М.
первый вице-президент ОАО "РЖД" |
В. Морозов |
Временная технология
перевозки приватных порожних вагонов в прямом международном сообщении из Российской Федерации в Литовскую Республику и обратно по безбумажной технологии
(утв. распоряжением ОАО "РЖД" от 16 марта 2015 г. N 677р)
1. Основные положения
1.1. В данном документе используются следующие сокращения:
ЭП - электронная подпись;
ЭЦП - электронная цифровая подпись;
АС ЭТРАН - автоматизированная система централизованной подготовки и оформления перевозочных документов РЖД;
РЖД - Открытое акционерное общество "Российские железные дороги";
ЛГ - АО "Литовские железные дороги";
ЦФТО - Центр фирменного транспортного обслуживания СТЦ;
Станционный технологический центр EDI-система - система электронного обмена данными между иностранными железными дорогами;
ЛАФТО - линейное агентство фирменного транспортного обслуживания;
ППВ - передаточная поездная ведомость;
ИППВ - исходная передаточная поездная ведомость;
ДТС - доверенная третья сторона ПАК;
Автомат EDI - программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий автоматическое формирование ЭП;
ЕАСАПР - Единая автоматизированная система актово-претензионной работы.
1.2. Настоящая технология устанавливает порядок оформления перевозок приватных порожних вагонов в прямом международном сообщении из Российской Федерации в Литовскую Республику и обратно, осуществляемых РЖД и ЛГ по электронным накладным без оформления накладных СМГС на бумажном носителе с применением усиленной электронной подписи, в соответствии с федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи" и с применением электронной цифровой подписи (ЭЦП) в соответствии с законом Литовской Республики от 11 июля 2000 года N VB-1822 "Об электронной подписи".
1.3. Настоящая технология применяется при наличии между РЖД и грузоотправителем в Российской Федерации договора об электронном обмене документами, предусматривающего обмен электронными документами, подписанными ЭП.
1.4. Оформление накладной СМГС на перевозку приватных порожних вагонов, следующих в обоих направлениях, производится в электронном виде без печати комплекта перевозочных документов.
1.5. Проверка подлинности и целостности электронного документа осуществляется средствами программно-аппаратного комплекса "Доверенная третья сторона", который предназначен для обеспечения юридической значимости и подлинности электронной накладной как в среде автоматизированных информационных систем ЛГ, так и в среде автоматизированных информационных систем РЖД. Юридическая значимость электронного документа, полученного от его составителя, признается получателем в том случае, если данный электронный документ имеет электронную квитанцию ДТС получателя, подписанную его усиленной ЭП, о положительных результатах проверки ЭП, проведенной ДТС отправителя по запросу ДТС получателя. Вопросы взаимодействия ДТС сторон определяются в отдельном соглашении сторон. На стороне ОАО "РЖД" в качестве ДТС выступает ОАО "НИИАС" (далее - ДТС РЖД).
1.6. Обмен электронными накладными СМГС осуществляется между серверами автоматизированных информационных систем РЖД и ЛГ через EDI-систему по защищенному криптографическими средствами каналу передачи данных.
1.7. Изменения, вносимые в электронную накладную СМГС на любом этапе перевозки, подтверждаются усиленной ЭП ответственных работников в АС ЭТРАН.
2. Оформление накладных СМГС на приватные порожние вагоны, следующие из Российской Федерации в Литовскую Республику
2.1. Грузоотправитель оформляет электронную накладную СМГС на порожние приватные вагоны в соответствии с Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС).
2.2. Грузоотправитель после заполнения электронной накладной СМГС подписывает своей усиленной ЭП сформированную АС ЭТРАН электронную накладную СМГС.
2.3. Приемосдатчик печатает вагонный лист и принимает вагоны без предъявления грузоотправителем накладной СМГС на бумажном носителе. В случае отсутствия на рабочем месте приемосдатчика АС ЭТРАН агент ЦФТО печатает в АС ЭТРАН вагонный лист на бумажном носителе с отметкой "С электронной накладной" и передает его приемосдатчику.
2.4. После приема приватных порожних вагонов от грузоотправителя приемосдатчик заполняет и подписывает вагонный лист, после чего возвращает его агенту ЦФТО под роспись в Книге сдачи грузовых документов формы ГУ-48. Агент ЦФТО на основании вагонного листа завершает оформление электронной накладной СМГС в АС ЭТРАН, передает в Автоматизированную систему оперативного управления перевозками (АСОУП) информацию в формате сообщения 410 в объеме накладной СМГС, после чего подписывает электронную накладную СМГС усиленной ЭП. Оформленный в бумажном виде вагонный лист агент ЦФТО под роспись в Книге сдачи грузовых документов формы ГУ-48 передает в СТЦ.
2.5. В АС ЭТРАН фиксируется результат оформления электронной накладной СМГС, подписанной усиленной ЭП грузоотправителя, в сопроводительной ведомости корешков дорожных ведомостей и вагонных листов ГУ-4/Э ВЦ с отметкой "С ЭП".
2.6. После завершения агентом ЦФТО оформления электронной накладной СМГС сумма, взысканная при отправлении, подтверждается усиленной ЭП грузоотправителя. В АС ЭТРАН грузоотправителю обеспечивается просмотр электронной накладной СМГС и распечатка машинопечатной копии электронной накладной СМГС (дубликат накладной) на бумажном носителе по форме бланка СМГС.
2.7. Передача электронной накладной СМГС из АС ЭТРАН в автоматизированную информационную систему ЛГ обеспечивается через ЕСИ-систему в соответствии с приложением к Временной технологии.
2.8. Перевозка приватных порожних вагонов от железнодорожной станции отправления в Российской Федерации до передаточной станции РЖД осуществляется в сопровождении вагонного листа ГУ-38а или ГУ-386 (в зависимости от вида отправки) на бумажном носителе со специальной отметкой "С электронной накладной".
2.9. В случае необходимости в процессе перевозки приватных порожних вагонов составления акта общей формы ГУ-23, относящегося к данной перевозке, ответственный работник железнодорожной станции РЖД на основании электронной накладной СМГС составляет акт общей формы ГУ-23 в системе ЕАСАПР. Составленный акт общей формы ГУ-23 на бумажном носителе прикладывается к вагонному листу и следует до железнодорожной станции назначения.
2.10. В случае возникновения нештатных ситуаций при перевозке приватных порожних вагонов от железнодорожной станции отправления в Российской Федерации до передаточной железнодорожной станции РЖД, когда требуется информация в объеме всех полей накладной СМГС, о АС ЭТРАН агенту ЦФТО обеспечивается просмотр и распечатка машинопечатной копии электронной накладной СМГС на бумажном носителе по форме бланка СМГС.
3. Работа с документами при сдаче поезда на передаточной станции РЖД
3.1. По прибытии вагонов на передаточную железнодорожную станцию РЖД вагонные листы с отметкой "С электронной накладной" в установленном порядке, под роспись в Книге сдачи грузовых документов формы ГУ-48, поступают из СТЦ в ЛАФТО передаточной железнодорожной станции РЖД.
3.2. Агент ЦФТО передаточной железнодорожной станции, используя сведения электронной накладной СМГС, регистрирует факт прибытия приватных порожних вагонов в Книге прибытия грузов формы ГУ-42/Э ВЦ.
3.3. Вагонные листы передаются из ЛАФТО в СТЦ под роспись в Книге сдачи грузовых документов формы ГУ-48.
3.4. После согласования ППВ в соответствии с технологией работы передаточной железнодорожной станции агент ЦФТО, используя АС ЭТРАН, производит завершение перевозки по территории Российской Федерации с применением усиленной ЭП.
3.5. Результат сдачи приватных порожних вагонов на ЛГ фиксируется в АС ЭТРАН в сопроводительной ведомости дорожных ведомостей на выданные грузы формы ФДУ-Э1/ЭВЦ.
3.6. Дальнейшая передача приватных порожних вагонов производится по электронным накладным СМГС о сопровождении бумажного вагонного листа и ППВ на бумажном носителе. Вагоны считаются принятыми с момента подписания ППВ представителями ЛГ.
4. Работа с документами при приеме поезда на передаточной станции РЖД
4.1. Передача приватных порожних вагонов производится по электронным накладным СМГС в сопровождении бумажного вагонного листа со специальной отметкой о следовании приватного порожнего вагона по электронной накладной, и ППВ на бумажном носителе. Передача электронной накладной СМГС от ЛГ в РЖД производится в соответствии с приложением к Временной технологии.
4.2. При предъявлении ЛГ на согласование РЖД исходной передаточной ведомости, содержащей вагоны, следующие по электронной накладной СМГС, агент ЦФТО удостоверяется в наличии в АС ЭТРАН заготовок электронных накладных СМГС на принимаемые вагоны, сформированных по данным, полученным от EDI-системы, и подписанных ЭЦП. В случае отсутствия в АС ЭТРАН информации, необходимой для формирования электронной накладной СМГС, при получении отрицательного ответа о подлинности ЭЦП, целостности электронного документа ответственный представитель пограничной железнодорожной станции РЖД уведомляет ответственного представителя ЛГ о необходимости предоставления перевозочных документов на бумажном носителе, подписанных установленным порядком.
4.3. В случае обнаружения расхождения сведений в электронной накладной СМГС и ИППВ агент ЦФТО составляет акт общей формы ГУ-23, на основании которого вносятся изменения в ИППВ.
4.4. После согласования ППВ уполномоченным представителей РЖД агент ЦФТО производит оформление в АС ЭТРАН накладной СМГС, предусмотренное на входной пограничной железнодорожной станции для перевозчика, и подписывает электронную накладную СМГС своей усиленной ЭП от лица перевозчика.
5. Перевозка от передаточной станции РЖД до станции назначения в Российской Федерации
5.1. Перевозка приватных порожних вагонов от передаточной железнодорожной станции РЖД до железнодорожной станции назначения РЖД осуществляется в сопровождении вагонного листа на бумажном носителе со специальной отметкой о следовании приватного порожнего вагона по электронной накладной и актов общей формы ГУ-23, составленных на территории ЛГ и РЖД (при их наличии).
5.2. В пути следования все предусмотренные соответствующими нормативными документами отметки вносятся железнодорожными станциями в АС ЭТРАН и отражаются в электронной накладной СМГС в графе "Отметки железной дороги", при этом сведения подтверждаются усиленной ЭП уполномоченных работников.
5.3. В случае необходимости составления в процессе перевозки приватных порожних вагонов акта общей формы ГУ-23, относящегося к данной перевозке, ответственный работник попутной железнодорожной станции на основании электронной накладной СМГС составляет акт общей формы ГУ-23 в системе ЕАСАЛР. Составленный акт общей формы ГУ-23 на бумажном носителе прикладывается к вагонному листу и следует до железнодорожной станции назначения.
5.4. Агент ЦФТО вносит изменения в электронную накладную СМГС и подтверждает усиленной ЭП подлинность сведений о составлении акта общей формы 8 АС ЭТРАН.
5.5. Сведения об отцепленных или переадресованных в пути следования от передаточной железнодорожной станции до железнодорожной станции назначения вагонах вносятся в АС ЭТРАН и подтверждаются усиленной ЭП уполномоченных работников.
5.6. По прибытии на железнодорожную станцию назначения приватных порожних вагонов, перевозимых по электронной накладной СМГС, вагонные листы со специальной отметкой о следовании приватного порожнего вагона по электронной накладной и акты общей формы ГУ-23 (при их наличии) в установленном порядке поступают в ЛАФТО.
5.7. Агент ЦФТО, используя данные электронной накладной СМГС АС ЭТРАН, регистрирует сведения в Книге прибытия формы ГУ-42/Э ВЦ с примечанием "ЭП".
5.8. Агент ЦФТО и получатель приватных порожних вагонов завершают оформление электронной накладной СМГС с использованием АС ЭТРАН действующим порядком, при этом результат раскредитования электронной накладной СМГС фиксируется в АС ЭТРАН в Сопроводительной ведомости дорожных ведомостей формы ФДУ-91/Э ВЦ.
5.9. При отсутствии между ОАО "РЖД" и получателем приватных порожних вагонов договора об электронном обмене документами раскредитование перевозочных документов осуществляется действующим порядком с применением распечатанных и заверенных установленным порядком машинопечатных копий электронной накладной по форме бланка СМГС.
Приложение
к Временной технологии перевозки приватных порожних вагонов
в прямом международном сообщении из Российской Федерации в Литовскую Республику
и обратно по безбумажной технологии
Схемы
трансграничного взаимодействия автоматизированных информационных систем при обмене электронными сообщениями, содержащими ЭП, между РЖД и ЛГ
Схема передачи электронного документа между автоматизированными информационными системами РЖД и ЛГ состоит из следующих шагов.
1. Схема передачи электронного документа из автоматизированной информационной системы РЖД в автоматизированную информационную систему ЛГ
1. В АС ЭТРАН на железнодорожной станции отправления подготавливается электронная накладная с усиленной ЭЛ отправителя и перевозчика, предназначенная для трансграничной передачи.
2. После оформления электронной накладной с усиленной ЭЛ в АС ЭТРАН на железнодорожной станции отправления данные об отправке, включая признак электронности, передаются в EDI-систему.
3. В EDI-системе формируется сообщение IFTMIN (железнодорожная накладная) с признаком электронности, которое передается по действующей технологии и в соответствии с Соглашением между открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" и акционерным обществом "Летувос гяляжинкяляй" об электронном обмене данными при перевозках грузов в международном железнодорожном сообщении NSK-08, подписанным 8 января 2007 года, в информационную систему ЛГ по факту оформления перевозочного документа на станции приема груза к перевозке (информация об отправке).
4. На передаточной железнодорожной станции после проведения необходимых процедур в соответствии с технологическим процессом работы станции по факту "прибытия" электронной накладной из АС ЭТРАН передаются в ЕСИ-систему сведения из этой накладной с признаком электронности и статусом "готов к сдаче".
5. По факту получения электронной накладной со статусом "готов к сдаче" и признаком электронности EDI-система формирует сообщение IFTMIN, которое направляется в УЦ ОАО "НИИАС" для автоматического подписания усиленной ЭП РЖД с использованием ПАК Автомат-EDI.
6. Документ передается через транспортную подсистему EDI-системы в сеть передачи данных "Инфосеть-21" и далее в информационную систему ЛГ.
7. После получения документа автоматизированной информационной системой ПГ# осуществляется проверка усиленной ЭП РЖД через парные ДТС РЖД и ЛГ.
8. На основании результата проверки усиленной ЭП под ЭД, полученным от РЖД, ДТС ЛГ формирует квитанцию и при положительном результате проверки усиленной ЭП отправляет сообщение IFTMIN без усиленной ЭЛ в информационную систему ЛГ.
9. Автоматизированная информационная система ЛГ передает сведения электронной накладной адресату на дальнейшую обработку.
10. Адресат - пользователь автоматизированной информационной системы ЛГ принимает документ в работу в соответствии с принятыми бизнес-процессами.
2. Схема передачи электронного документа из автоматизированной информационной системы ЛГ в автоматизированную информационную систему РЖД
1. Автоматизированная информационная система ЛГ формирует накладную для трансграничной передачи.
2. Сформированная накладная преобразуется в сообщение IFTMIN (формат UN/ECXFACT), включая признак электронности.
3. Посредством системы EDIFACT ЛГ документ передается через сеть передачи данных "Инфосеть-21" в EDI-систему РЖД.
4. На железнодорожной станции передачи вагонов автоматизированная информационная система ЛГ формирует сообщение IFTMIN с признаками безбумажной перевозки и ЭЦП ЛГ. Посредством системы EDIFACT документ передается через сеть передачи данных "Инфосеть-21" в EDI-систему РЖД.
5. Далее документ попадает в ПАК Автомат EDI, в котором осуществляется проверка ЭЦП ЛГ через парные ДТС ЛГ и РЖД.
6. При положительном результате проверки ЭЦП ЛГ ПАК Автомат-ЕСН передает в EDI-систему РЖД сообщение IFTMIN без ЭЦП ЛГ, после чего производится разбор полученного сообщения IFTMIN.
7. EDI-система РЖД передает сведения электронной накладной на дальнейшую обработку в АС ЭТРАН.
8. Адресат - пользователь АС ЭТРАН принимает документ в работу в соответствии с принятыми бизнес-процессами. Схемы трансграничного взаимодействия информационных систем при обмене электронными сообщениями, содержащими ЭП, между РЖД и ЛГ (не приводится. - Прим. ред.).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение ОАО "РЖД" от 16 марта 2015 г. N 677р "Об оформлении электронных перевозочных документов в прямом международном сообщении при перевозке приватных порожних вагонов из Российской Федерации в Литовскую Республику и обратно"
Текст распоряжения опубликован в журнале "РЖД-Партнер-Документы", 2015 г., N 11