Федеральная антимонопольная служба, исследовав практику закупок вакуумных систем забора крови, пришла к выводу о необходимости разъяснить особенности рассмотрения жалоб и обращений на закупки вакуумных систем забора крови.
На основании пунктов 5 и 9 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) с целью недопущения ограничения и устранения конкуренции при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд вакуумных систем забора крови, закрепления единой практики применения законодательства, регулирующего вопросы проведения закупок и конкуренции, ФАС России направляет разъяснения по рассмотрению жалоб и обращений на осуществление закупок вакуумных систем забора крови, отвечающие требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Закона о защите конкуренции.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "на основании пунктов 5 и 9 части 2 статьи 23"
В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Кроме того, согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Вакуумные системы забора крови состоят из нескольких элементов, а именно: вакуумный контейнер (одноразовая пробирка с пробкой и крышкой), держатель и специальная игла.
Одноразовые пробирки выпускаются в типовых размерах и имеют разный объем заполнения. Согласно ГОСТ Р 53079.4-2008 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технологии лабораторные клинические. Обеспечение качества клинических лабораторных исследований. Часть 4. Правила ведения преаналитического этапа" при использовании современных анализаторов достаточны следующие объемы образцов:
- для биохимических исследований: 4-5 мл; при использовании гепаринизированной плазмы: 3-4 мл;
- для гематологических исследований: 2 - 3 мл крови с ЭДТА;
- для исследований свертывающей системы: 2 - 3 мл цитратной крови;
- для иммуноисследований, включая исследования белков и др.: 1 мл цельной крови для 3-4 иммуноанализов;
- для исследования скорости оседания эритроцитов: 2 - 3 мл цитратной крови;
- для исследования газов крови: капиллярная кровь - 50 мкл (микролитров); артериальная или венозная кровь с гепарином - 1 мл.
Вакуумные контейнеры в зависимости от назначенного вида исследования содержат необходимые добавки. Цветовая кодировка крышки пробирки указывает на разновидность добавки в контейнере и ее назначение. В соответствии с ГОСТ Р ИСО 6710-2011 "Национальный стандарт Российской Федерации. Контейнеры для сбора образцов венозной крови одноразовые. Технические требования и методы испытаний" контейнеры должны быть идентифицированы с помощью буквенного кода и/или описания добавок. Например:
Вместе с тем, в настоящее время международное соглашение относительно цветной кодировки отсутствует. При использовании цветной кодировки рекомендуются коды, указанные в таблице. При использовании цветной кодировки рекомендуется, чтобы цвет крышки соответствовал цвету пробирки или этикетки.
ФАС России обращает внимание, что согласно части 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об охране здоровья граждан) на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении правил государственной регистрации медицинский изделий" в процессе государственной регистрации медицинского изделия подтверждается его качество, эффективность и безопасность. Зарегистрированное медицинское изделие отвечает установленным требованиям качества, эффективности, безопасности и может применяться по назначению.
Таким образом, наличие двойного цветового кодирования крышки (представляет собой непосредственно цвет самой крышки и идентификационного цветного кольца), наличие или отсутствие резьбового соединения крышки с пробиркой, а также размер крышки не влияют на качество, эффективность и безопасность применения вакуумных систем забора крови.
Учитывая вышеизложенное, ФАС России исходит из того, что в отсутствии решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти (Росздравнадзора) об ограничении обращения вакуумных систем забора крови, заказчики не могут ограничивать их обращение путем создания неконкурентных условий.
ФАС России сообщает, что в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции:
взаимозаменяемые товары - товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях);
товарный рынок - это сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами;
Антимонопольное определение взаимозаменяемости корреспондируется с частью 1 статьи 38 Закона об охране здоровья граждан, согласно которой медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
ФАС России считает, что вакуумные системы забора крови, зарегистрированные на территории Российской Федерации, имеющие общее назначение, являются взаимозаменяемыми и формируют один товарный рынок.
Таким образом, ФАС России обращает внимание, что при осуществлении закупок вакуумных систем забора крови недопустимо устанавливать требования о размере крышки пробирки, наличии или отсутствии резьбового соединения пробирки и крышки, двойной цветовой кодировке крышки пробирки.
|
И.Ю. Артемьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ФАС России даны рекомендации по закупке вакуумных систем забора крови.
Вакуумные системы забора крови содержат в своем составе вакуумные контейнеры (пробирка с пробкой и крышкой). Они в зависимости от назначенного вида исследования содержат необходимые добавки. Цветовая кодировка крышки пробирки указывает на разновидность добавки в контейнере и ее назначение. По ГОСТу контейнеры должны быть идентифицированы с помощью буквенного кода и описания добавок. Для этого рекомендованы цветовые коды.
Вместе с тем международное соглашение относительно цветовой кодировки отсутствует.
Ее наличие не влияет на качество, эффективность и безопасность вакуумных систем. Росздравнадзор не ограничивал их обращение. Поэтому заказчики не могут создавать для их обращения неконкурентные условия. Вакуумные системы забора крови, зарегистрированные на территории России, являются взаимозаменяемыми. Поэтому при осуществлении их закупок недопустимо устанавливать требования о размере крышки пробирки, наличии резьбового соединения пробирки и крышки, цветовой кодировке крышки пробирки.
Письмо Федеральной антимонопольной службы от 17 июня 2015 г. N ИА/29987/15 "О направлении разъяснений ФАС России по рассмотрению жалоб и обращений на осуществление закупок вакуумных систем забора крови"
Текст письма официально опубликован не был