Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 мая 2015 г. N 16-КГ15-4
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Кириллова В.С. и Гуляевой Г.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 мая 2015 г. гражданское дело
по иску Башуковой В.Г.
к Министерству обороны Российской Федерации, закрытому акционерному обществу "Московская акционерная страховая компания", страховому открытому акционерному обществу "Военно-страховая компания"
о признании права, взыскании страхового возмещения и единовременного пособия
по кассационной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации Калуженского С.В.
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 4 февраля 2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 16 мая 2014 г., которыми исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С., выслушав объяснения представителей Министерства обороны Российской Федерации Крылова В.В. и Стручкову Е.Н., поддержавших доводы кассационной жалобы, представителей страхового открытого акционерного общества "Военно-страховая компания" Крутикова А.И., закрытого акционерного общества "Московская акционерная страховая компания" Галушкина О.А., полагавших судебные постановления подлежащими отмене, возражения представителя Башуковой В.Г. - Пекова А.А., полагавшего судебные постановления не подлежащими отмене, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей обжалуемые судебные постановления подлежащими отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Башукова В.Г. обратилась в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, закрытому акционерному обществу "Московская акционерная страховая компания" (далее - ЗАО "МАКС"), страховому открытому акционерному обществу "Военно-страховая компания" (далее - СОАО "ВСК") о признании права на получение страховой выплаты и пособия, взыскании страхового возмещения и единовременного пособия.
В обоснование требований Башукова В.Г. ссылалась на то, что ее сын - Башуков В.А., проходивший военную службу по контракту в Чеченской Республике, пропал без вести. Решением Центрального районного суда г. Волгограда от 5 февраля 2013 г. Башуков В.А. признан умершим (погибшим) при исполнении обязанностей военной службы, в связи с чем она обратилась в страховую компанию ЗАО "МАКС" с заявлением о выплате страхового возмещения и единовременного пособия в связи со смертью сына. Однако ей было отказано в выплатах в связи с тем, что после исключения сына из списков личного состава воинской части прошло более 10 лет.
Уточнив исковые требования, Башукова В.Г. просила взыскать солидарно с Министерства обороны Российской Федерации и ЗАО "МАКС" в ее пользу в связи с гибелью сына при исполнении обязанностей военной службы в соответствии с ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" единовременное пособие в размере ... руб. с учетом индексации, страховое возмещение, предусмотренное п. 2 ст. 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" в размере ... руб. с учетом индексации и штраф.
Решением Центрального районного суда г. Волгограда от 4 февраля 2014 г. исковые требования Башуковой В.Г. удовлетворены частично. За Башуковой В.Г. признано право на получение страхового возмещения и единовременного пособия. С ЗАО "МАКС" в пользу Башуковой В.Г. взыскано страховое возмещение с учетом индексации в размере ... руб., единовременное пособие с учетом индексации в сумме ... руб., штраф в размере ... руб. Исковые требования Башуковой В.Г. к Министерству обороны Российской Федерации, СОАО "ВСК" - оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 16 мая 2014 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации Калуженского С.В. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены судебных постановлений, как незаконных, и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы представителя Министерства обороны Российской Федерации Калуженского С.В. судьёй Верховного Суда Российской Федерации Кирилловым В.С. 16 декабря 2014 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и его же определением от 25 марта 2015 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 387 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела имеются такого характера существенные нарушения норм материального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций, которые выразились в следующем.
Судом установлено и усматривается из материалов дела, что Башуков Владимир Анатольевич проходил военную службу по контракту в Чеченской Республике, где 14 августа 2000 г. пропал без вести.
Решением Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 20 января 2003 г., вступившим в законную силу, Башуков В.А., 4 ноября 1978 г. рождения, признан безвестно отсутствующим.
На основании данного решения суда приказом военного коменданта Веденского района от 21 мая 2004 г. N 173 Башуков В.А. исключен из списков личного состава военной комендатуры Веденского района и всех видов обеспечения.
Башукова В.Г. является матерью погибшего Башукова В.А., ... г. рождения.
Решением Центрального районного суда г. Волгограда от 5 февраля 2013 г. Башуков В.А., ... г. рождения, признан умершим (погибшим) при исполнении обязанностей военной службы. На военный комиссариат Волгоградской области возложена обязанность назначить Катуковой В.Г. пенсию по случаю потери кормильца.
Удовлетворяя исковые требования и признавая за Башуковой В.Г. право на получение страховой выплаты и единовременного пособия в связи с гибелью Башукова В.А. при исполнении обязанностей военной службы, суд первой инстанции исходил из того, что право Башуковой В.Г. на получение единовременного пособия и страхового возмещения возникло на основании решения Центрального районного суда г. Волгограда от 5 февраля 2013 г. о признании Башукова В.А. умершим при исполнении обязанностей военной службы. Страховой случай наступил с момента вступления указанного решения суда в законную силу, соответственно, на истца распространяются положения ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и п. 2 ст. 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" (далее - Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ).
С учетом заключенного между Министерством обороны Российской Федерации и ЗАО "МАКС" государственного контракта от 22 января 2013 г. на оказание услуг по осуществлению в 2013 году обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан, призванных на военные сборы, и Соглашения от 17 июня 2013 г. об осуществлении выплат военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей единовременных пособий суд взыскал с ЗАО "МАКС" в пользу истца суммы единовременного пособия и страховой выплаты с учетом индексации с применением коэффициента 1,055 в размере ... руб. и ... руб. соответственно.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел также к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Башуковой В.Г. в части взыскания с ЗАО "МАКС" штрафа за невыплату в добровольном порядке страховой суммы, указав при этом на то, что к спорным отношениям применяются положения п. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей".
Суд апелляционной инстанции согласился с данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц определены в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ (в редакции Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ объектами обязательного государственного страхования, осуществляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом, являются жизнь и здоровье военнослужащих (за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена), граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, граждан, уволенных с военной службы, со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в Государственной противопожарной службе, со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, отчисленных с военных сборов или окончивших военные сборы, в течение одного года после окончания военной службы, службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.
В соответствии с абзацем первым и вторым ст. 4 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ (в редакции Федерального закона от 11 июня 2008 г. N 86-ФЗ) страховыми случаями при осуществлении обязательного государственного страхования являются гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов; смерть застрахованного лица до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
Положениями п. 1 и 2 ст. 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ (в редакции Федерального закона от 11 июня 2008 г. N 86-ФЗ), действовавшими до 1 января 2012 г., предусматривалось, что размер страховых сумм, выплачиваемых застрахованному лицу при наступлении страховых случаев, определяется исходя из установленной застрахованному лицу группы инвалидности и месячного оклада военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, или приравненного к нему в обязательном государственном страховании лица, в соответствии с занимаемой воинской должностью (штатной должностью) и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (специальным званием), составляющих оклад месячного денежного содержания военнослужащего или приравненного к нему в обязательном государственном страховании лица.
Федеральным законом от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в приведённые выше положения п. 1 и 2 ст. 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ, которые вступили в силу с 1 января 2012 г. (ст. 12 названного Федерального закона).
Согласно этим изменениям страховые суммы, выплачиваемые застрахованному лицу при наступлении страховых случаев, установлены в фиксированном размере.
В частности, п. 2 ст. 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ (в редакции Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ) предусмотрено, что страховые суммы выплачиваются при наступлении страховых случаев в следующих размерах: в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, - 2 000 000 руб. выгодоприобретателям в равных долях.
Из содержания приведённой нормы следует, что положения ст. 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ (в редакции Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ), устанавливающие страховые суммы в фиксированном размере, применяются к страховым случаям, наступившим с 1 января 2012 г.
В соответствии с п. 2 ст. 9 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.
Следовательно, для признания за гражданином права на получение страховой выплаты в связи с гибелью (смертью) военнослужащего необходимым условием является факт гибели (смерти) военнослужащего в период прохождения военной службы, при этом военнослужащий должен быть застрахованным по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих.
Как установлено судом и видно из материалов дела, решением Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 20 января 2003 г., вступившим в законную силу, Башуков В.А. признан безвестно отсутствующим.
На основании данного решения суда приказом военного коменданта Веденского района от 21 мая 2004 г. N 173 Башуков В.А. исключен из списков личного состава военной комендатуры Веденского района и всех видов обеспечения.
Условия и порядок прохождения воинской службы определены в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Подпунктом "м" ч. 1 ст. 37 названного Федерального закона предусмотрено, что военнослужащий, гражданин, проходящий военные сборы, и гражданин, пребывающий в мобилизационном людском резерве, считаются исполняющими обязанности военной службы, в том числе в случае безвестного отсутствия - до признания военнослужащего в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим.
В силу ч. 11 ст. 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Таким образом, военнослужащий является таковым и считается проходящим военную службу до исключения его из списков личного состава воинской части.
При таких обстоятельствах и с учетом положений ст. 4 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ, определяющих виды страховых случаев при осуществлении обязательного государственного страхования, Судебная коллегия находит правильным и соответствующим закону вывод суда первой инстанции о том, что признание застрахованного лица безвестно отсутствующим не относится к страховым случаям.
Вместе с тем, суд отнес к страховому случаю признание Башукова В.А. умершим (погибшим) при исполнении обязанностей военной службы вступившим в законную силу 12 марта 2013 г. решением Центрального районного суда г. Волгограда от 5 февраля 2013 г. Указанный страховой случай, наступивший 12 марта 2013 г., по мнению суда, также следует считать окончанием военной службы Башукова В.А.
Однако судебные инстанции при разрешении данного спора не приняли во внимание, что Башуков В.А. был исключен из списков личного состава военной комендатуры Веденского района 21 мая 2004 г. на основании решения суда от 20 января 2003 г. о признании Башукова В.А. безвестно отсутствующим и именно с этой даты Башуков В.А. не являлся военнослужащим и исполняющим обязанности военной службы, в связи с чем не подлежал в дальнейшем обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих.
В соответствии с ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы, до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере ... рублей.
По своему характеру и публично-правовому предназначению единовременное пособие, выплачиваемое членам семьи военнослужащего в случае его гибели (смерти), относится к мерам социальной поддержки лиц, потерявших кормильца, и связано с утратой возможности для этих лиц получать от военнослужащего, в том числе в будущем, соответствующее содержание при наличии предусмотренных законом условий.
Как следует из содержания ранее действующего п. 2 ст. 18 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и действующих с 1 января 2012 г. положений ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", юридическим фактом, с которым закон связывает право членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, на получение единовременного пособия, является его гибель (смерть) при исполнении обязанностей военной службы либо его смерть вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы, до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов).
Выводы судебных инстанций о том, что право Байдуковой В.Г. на получение единовременного пособия в порядке ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" возникло на основании решения Центрального районного суда г. Волгограда от 5 февраля 2013 г., нельзя признать правильными, поскольку из содержания данного решения следует, что Башуков В.А. признан умершим (погибшим) при исполнении им обязанностей военной службы ввиду его похищения неустановленными лицами из состава незаконных вооруженных формирований, которое произошло более 12 лет назад в период контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона. Этим же решением суда на военный комиссариат Волгоградской области возложена обязанность назначить Байдуковой В.Г. пенсию по случаю потери кормильца в соответствии со ст. 24 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Между тем решением суда от 5 февраля 2013 г. определялись правоотношения для назначения Башуковой В.Г. пенсии по случаю потери кормильца, вопрос об объявлении Башукова В.А. умершим в порядке ст. 45 Гражданского кодекса Российской Федерации не разрешался, поэтому правовых оснований считать 12 марта 2013 г. датой смерти Башукова В.А., исключенного из списков личного состава военной комендатуры Веденского района и всех видов обеспечения с 21 мая 2004 г., у судебных инстанций не имелось.
Разрешая спор, суды также не учли, что Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" не предусматривает выплату единовременного пособия членам семьи военнослужащего, похищенного и пропавшего без вести. Юридическим фактом, с которым закон связывает право членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего на меры социальной поддержки, является гибель (смерть) военнослужащего при исполнении им обязанностей военной службы.
Приведенные выше обстоятельства при удовлетворении судом исковых требований Башуковой В.Г. о признании за ней права на получение страхового возмещения в порядке п. 2 ст. 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ (в редакции Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ) и права на получение единовременного пособия в порядке ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" учтены не были, в связи с чем выводы судебных инстанций о наличии оснований возложить на ЗАО "МАКС" обязанность по выплате Башуковой В.Г. единовременного пособия и страхового возмещения Судебная коллегия признает неправомерными.
Кроме того, выводы судов первой и апелляционной инстанции в части возможности применения к возникшим правоотношениям положений Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" также основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Из преамбулы Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" следует, что данный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортёрами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг). Потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Отношения по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих регулируются Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ и заключённым во исполнение требований данного Закона государственным контрактом обязательного государственного страхования между Министерством обороны Российской Федерации и страховой организацией, имеющей лицензию на осуществление обязательного государственного страхования (в данном случае - ЗАО "МАКС").
Выгодоприобретателем в правоотношениях по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц на основании Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ выступает специальный субъект - лицо, застрахованное в порядке обязательного государственного страхования жизни и здоровья, в связи с чем данные правоотношения не являются правоотношениями, возникающими между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), то есть частноправовыми, а носят публично-правовой характер, поэтому положения Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" на указанных лиц как на специальных субъектов не распространяются.
Судами первой и апелляционной инстанций нормативным положениям и содержанию названных Законов дано неправильное толкование, что привело к неправомерному взысканию с ответчика ЗАО "МАКС" в пользу Башуковой В.Г. предусмотренного п. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.
Ввиду изложенного обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов Министерства обороны Российской Федерации, что согласно ст. 387 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду надлежит разрешить спор исходя из установленных по делу обстоятельств и с применением норм права, толкование которых дано в настоящем определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст.ст. 387, 388, 390 ГПК РФ, определила:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 4 февраля 2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 16 мая 2014 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Центральный районный суд г. Волгограда.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Кириллов В.С. |
|
Гуляева Г.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 мая 2015 г. N 16-КГ15-4
Текст определения официально опубликован не был