Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 мая 2015 г. N 16-КГ15-8
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Фролкиной С.В., Кириллова В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 мая 2015 г. гражданское дело
по иску Тырсовой Т.Г.
к администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области
о признании перерасчёта пенсии за выслугу лет незаконным, обязании восстановить выплату в прежнем размере ранее назначенной пенсии за выслугу лет
по кассационной жалобе представителя администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области Самсонова С.Н.
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 18 июля 2014 г., которым отменено решение суда первой инстанции и принято новое решение об удовлетворении исковых требований Тырсовой Т.Г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С.В., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Тырсова Т.Г. обратилась в суд с иском к администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области о признании перерасчёта пенсии за выслугу лет незаконным, обязании ответчика восстановить выплату в прежнем размере ранее назначенной пенсии за выслугу лет.
В обоснование своих требований Тырсова Т.Г. указала, что в период с 14 января 1998 г. по 28 июня 2013 г. она замещала должности муниципальной службы администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области, с 30 апреля 2010 г. являлась начальником архивного отдела администрации Дубовского муниципального района.
Постановлением администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области от 13 августа 2013 г. N 828 Тырсовой Т.Г. как лицу, замещавшему должность муниципальной службы Дубовского муниципального района Волгоградской области, с 1 июля 2013 г. в соответствии с Положением о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Дубовского муниципального района Волгоградской области (в редакции решения Дубовской районной Думы от 20 декабря 2012 г. N 41/278) была назначена пенсия за выслугу лет, размер которой с учётом её трудовой пенсии по старости составил ... руб. ... коп.
Решением Дубовской районной Думы от 19 декабря 2013 г. N 5/49 в названное выше Положение были внесены изменения, на основании которых администрация Дубовского муниципального района постановлением от 7 марта 2014 года N 167 внесла изменения в постановление от 13 августа 2013 г. N 828, вследствие чего с 1 января 2014 г. размер пенсии за выслугу лет Тырсовой Т.Г. уменьшился и стал составлять ... руб. ... коп.
Полагая снижение размера выплачиваемой ей пенсии за выслугу лет неправомерным, Тырсова Т.Г. просила суд признать произведённый ответчиком перерасчёт пенсии незаконным и возложить на администрацию Дубовского муниципального района Волгоградской области обязанность по устранению нарушения её прав путём восстановления выплаты пенсии за выслугу лет в размере, изначально определённом постановлением администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области от 13 августа 2013 г. N 828.
Решением Дубовского районного суда Волгоградской области от 28 апреля 2014 г. в удовлетворении исковых требований Тырсовой Т.Г. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 18 июля 2014 г. решение суда первой инстанции отменено. По делу принято новое решение, которым исковые требования Тырсовой Т.Г. удовлетворены. Суд признал незаконным произведённый постановлением администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области от 7 марта 2014 г. N 167 перерасчёт пенсии Тырсовой Т.Г. за выслугу лет и возложил на ответчика обязанность по перерасчёту истцу пенсии за выслугу лет в соответствии с постановлением администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области от 13 августа 2013 г. N 828 с 1 января 2014 г.
Представитель администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области на основании доверенности Самсонов С.Н. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой, в которой просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 18 июля 2014 г. и оставить в силе решение Дубовского районного суда Волгоградской области от 28 апреля 2014 г.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы 12 января 2015 г. судьёй Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С.В. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 3 апреля 2015 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. От представителя администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области Самсонова С.Н. поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Тырсова Т.Г. сведений о причинах неявки в судебное заседание суда кассационной инстанции не представила.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права были допущены судом апелляционной инстанции, которые выразились в следующем.
Как установлено судом, Тырсова Т.Г. с 30 апреля 2010 г. по 28 июня 2013 г. замещала должность муниципальной службы - ... отдела администрации Дубовского муниципального района, общий стаж её муниципальной службы на момент увольнения с работы в связи с выходом на пенсию составил 19 лет 28 дней.
Постановлением администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области от 13 августа 2013 г. N 828 исходя из указанного выше стажа муниципальной службы Тырсовой Т.Г. с 1 июля 2013 г. назначена пенсия за выслугу лет в размере ... руб. ... коп. с учётом получаемой ею трудовой пенсии по старости.
На момент назначения Тырсовой Т.Г. как муниципальной служащей пенсии за выслугу лет действовал пункт 1 статьи 5 Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Дубовского муниципального района Волгоградской области, утверждённого решением Дубовской районной Думы от 4 октября 2012 г. N 37/244 (в редакции решения Дубовской районной Думы Волгоградской области от 20 декабря 2012 г. N 41/278) (далее - Положение), которым было предусмотрено, что лицам, замещавшим должности муниципальной службы Дубовского муниципального района Волгоградской области, пенсия за выслугу лет устанавливается при наличии стажа муниципальной службы, установленного пунктом 3 статьи 4 названного Положения (не менее 15 лет), в размере 45 процентов среднемесячного денежного содержания муниципального служащего за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", или государственной пенсии, назначенной в соответствии с Федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О занятости населения в Российской Федерации". За каждый полный год стажа муниципальной службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента ежемесячного денежного содержания муниципального служащего. При этом общая сумма указанных пенсий не может превышать 75 процентов ежемесячного денежного содержания муниципального служащего и составлять более 2,6 должностного оклада.
Решением Дубовской районной Думы Волгоградской области от 19 декабря 2013 г. N 5/49 был изменён установленный пунктом 1 статьи 5 Положения порядок пенсионного обеспечения за выслугу лет муниципальных служащих Дубовского муниципального района Волгоградской области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Положения в новой редакции лицам, замещавшим должности муниципальной службы Дубовского муниципального района Волгоградской области, пенсия за выслугу лет устанавливается при наличии стажа муниципальной службы, установленного пунктом 3 статьи 4 данного Положения (не менее 15 лет), в размере 45 процентов среднемесячного денежного содержания муниципального служащего, но не более 1,5 должностного оклада, за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", или государственной пенсии, назначенной в соответствии с федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О занятости населения в Российской Федерации". За каждый полный год стажа муниципальной службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента ежемесячного денежного содержания муниципального служащего. При этом общая сумма указанных пенсий не может превышать 75 процентов ежемесячного денежного содержания муниципального служащего и составлять более 1,5 должностного оклада.
Названное решение Дубовской районной Думы Волгоградской области вступило в силу с 1 января 2014 г.
На основании этого решения постановлением администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области от 7 марта 2014 г. N 167 были внесены изменения в постановление от 13 августа 2013 г. N 828, в соответствии с которыми размер назначенной Тырсовой Т.Г. пенсии за выслугу лет был снижен и составил с 1 января 2014 г. с учётом трудовой пенсии по старости ... руб.
Разрешая спор и отказывая Тырсовой Т.Г. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что действия администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области по перерасчёту Тырсовой Т.Г. размера ранее назначенной пенсии на основании акта органа местного самоуправления - решения Дубовской районной Думы Волгоградской области от 19 декабря 2013 г. N 5/49 являются законными, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (части 1 и 2 статьи 24), Законом Волгоградской области от 11 февраля 2008 г. N 1626-ОД "О некоторых вопросах муниципальной службы в Волгоградской области" (статья 9.2) и Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (пункт 4 статьи 7) финансирование доплат к государственной пенсии, к категории которых относится и выплачиваемая муниципальным служащим пенсия за выслугу лет, осуществляется за счёт собственных доходов бюджета муниципального образования, в силу чего органы местного самоуправления имеют право корректировать правила исчисления таких выплат в зависимости от имеющихся у них финансово-экономических возможностей, что и было сделано 19 декабря 2013 г. Дубовской районной Думой Волгоградской области, изменившей порядок определения размера пенсии за выслугу лет муниципальным служащим данного муниципального образования.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об удовлетворении исковых требований Тырсовой Т.Г., суд апелляционной инстанции исходил из того, что решение Дубовской районной Думы Волгоградской области от 19 декабря 2013 г. N 5/49 противоречит статье 11 Закона Волгоградской области от 30 декабря 2002 г. N 778-ОД "О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность Губернатора Волгоградской области (главы администрации Волгоградской области), лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области", в соответствии с которой не допускается перерасчёт назначенной до вступления в силу этого Закона пенсии государственных служащих Волгоградской области в сторону уменьшения её размера.
Суд апелляционной инстанции указал, что действия администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области по изменению размера выплачиваемой Тырсовой Т.Г. пенсии за выслугу лет являются неправомерными, поскольку в нарушение пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающего, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, решение Дубовской районной Думы Волгоградской области от 19 декабря 2013 г. N 5/49 применено к правоотношениям, возникшим до его принятия, перерасчёт ранее назначенной Тырсовой Т.Г. пенсии за выслугу лет в сторону уменьшения ухудшил её пенсионное обеспечение.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что приведённые выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права к спорным отношениям.
В соответствии с пунктами "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объёме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).
В силу части 2 статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Приведённые нормативные положения Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" направлены на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путём введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. По существу, условия пенсионного обеспечения муниципальных и государственных гражданских служащих должны быть сходными по своим основным параметрам, но не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.
Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищённости гражданских служащих им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу. Такой федеральный закон до настоящего времени не принят, в связи с чем условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих за счёт средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Пункт 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
В данном случае основания возникновения права на пенсионное обеспечение за выслугу лет государственных гражданских служащих Волгоградской области и лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области, а также порядок назначения пенсии за выслугу лет и её размер урегулированы Законом Волгоградской области от 30 декабря 2002 г. N 778-ОД "О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность Губернатора Волгоградской области (главы администрации Волгоградской области), лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области".
Согласно статье 4 этого Закона финансирование пенсии за выслугу лет поименованных выше лиц производится за счёт средств областного бюджета.
Статья 11 Закона Волгоградской области от 30 декабря 2002 г. N 778-ОД "О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность Губернатора Волгоградской области (главы администрации Волгоградской области), лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области" в частности, предусматривает, что в случае если размер ежемесячной дополнительной пенсии к государственной пенсии, назначенной до вступления в силу данного Закона, превышает размер пенсии за выслугу лет, полагающейся по нормам этого Закона, пенсия выплачивается в прежнем, более высоком размере.
Особенности организации муниципальной службы в Волгоградской области и правовое положение муниципальных служащих Волгоградской области урегулированы Законом Волгоградской области от 11 февраля 2008 г. N 1626-ОД "О некоторых вопросах муниципальной службы в Волгоградской области". Согласно статье 9.2 этого Закона условия предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Финансирование пенсий за выслугу лет муниципальным служащим осуществляется за счёт средств местных бюджетов.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Статьёй 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счёт собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Из приведённых законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих (пенсия за выслугу лет), осуществляемого за счёт средств соответствующего бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счёт собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учётом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.
Между тем, вывод суда апелляционной инстанции о противоречии решения Дубовской районной Думы Волгоградской области от 19 декабря 2013 г. N 5/49 Закону Волгоградской области от 30 декабря 2002 г. N 778-ОД "О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность Губернатора Волгоградской области (главы администрации Волгоградской области), лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области" сделан без учёта положений Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и основан на неправильном толковании действующего в Волгоградской области законодательства в сфере регулирования дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих.
Условия пенсионного обеспечения муниципальных служащих Дубовского муниципального района Волгоградской области по своим основным параметрам являются сходными (но не тождественными, а определёнными с учётом возможностей местного бюджета) с условиями пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации - Волгоградской области.
Поскольку пенсии за выслугу лет муниципальным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, то само по себе изменение органами местного самоуправления с учётом бюджетных возможностей соответствующих муниципальных образований правил исчисления таких пенсий и их размера не может рассматриваться как ухудшающее положение муниципальных служащих и нарушающее их право на пенсионное обеспечение.
Следовательно, вывод суда апелляционной инстанции о недопустимости перерасчёта в сторону уменьшения пенсии по выслуге лет Тырсовой Т.Г. в связи с изменением правового регулирования условий пенсионного обеспечения муниципальных служащих Дубовского муниципального района Волгоградской области, произведенного решением Дубовской районной Думы от 19 декабря 2013 г. N 5/49, нельзя признать правильным.
Ссылки суда апелляционной инстанции на то, что в силу пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации внесённые решением Дубовской районной Думы от 19 декабря 2013 г. N 5/49 изменения в Положение не распространяются на правоотношения, возникшие между сторонами до введения в действие названных изменений, не основаны на законе. Отношения сторон по настоящему делу, связанные с правовым положением муниципальных служащих, исходя из положений статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации не регулируются гражданским законодательством. Более того, правоотношения по выплате пенсии за выслугу лет муниципальным служащим носят длящийся характер, порядок расчёта получаемой истцом пенсии изменён на будущее время после издания органом местного самоуправления правового акта, направленного на обеспечение равенства муниципальных служащих данного муниципального образования независимо от момента назначения им указанной пенсии.
Таким образом, суд апелляционной инстанции неправильно применил нормы материального права, регулирующие спорные отношения сторон, и в отсутствие предусмотренных гражданским процессуальным законом оснований (статья 330 ГПК РФ) отменил решение суда первой инстанции.
На основании изложенного апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 18 июля 2014 г., которым исковые требования Тырсовой Т.Г. были удовлетворены, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признаёт незаконным. Оно принято с существенным нарушением норм материального и процессуального права, повлиявшим на исход дела, что согласно статье 387 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления и оставления в силе решения Дубовского районного суда Волгоградской области от 28 апреля 2014 г., при вынесении которого судом правильно применены нормы материального права к спорным отношениям.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 18 июля 2014 г. отменить, решение Дубовского районного суда Волгоградской области от 28 апреля 2014 г. оставить в силе.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Фролкина С.В. |
|
Кириллов В.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 мая 2015 г. N 16-КГ15-8
Текст определения официально опубликован не был