Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 мая 2015 г. N 43-АПГ15-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Калининой Л.А. и Корчашкиной Т.Е.,
при секретаре Костереве Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Виктория"
об оспаривании постановления Правительства Удмуртской Республики от 10 июня 2013 г. N 249 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 6 ноября 2007 г. N 172 "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Удмуртской Республики, и земельных участков, государственная собственность которых не разграничена" в части,
по апелляционной жалобе Правительства Удмуртской Республики
на решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 30 декабря 2014 г., которым заявление общества с ограниченной ответственностью "Виктория" удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "Виктория" (далее - общество) обратилось в Верховный Суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействующим постановления Правительства Удмуртской Республики от 10 июня 2013 г. N 249 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 6 ноября 2007 г. N 172 "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Удмуртской Республики, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" (далее - постановление от 10 июня 2013 г. N 249) в части строки 5.4 об изменении величины "0,40" на величину "1,20" столбца 5 приложения 1 к Положению о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Удмуртской Республики, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденному постановлением Правительства Удмуртской Республики от 6 ноября 2007 г. N 172.
По мнению заявителя, постановление от 10 июня 2013 г. N 249 является незаконным в части изменения базовой ставки арендной платы за земельный участок для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания в отсутствие экономического обоснования. Размер арендной платы за земельный участок, переданный в аренду заявителю для организации автосервиса, по новой ставке увеличился в 3 раза.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация муниципального образования "город Ижевск".
Решением Верховного Суда Удмуртской Республики от 30 декабря 2014 г. постановление от 10 июня 2013 г. N 249 в указанной части признано не действующим с момента принятия.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Правительство Удмуртской Республики обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обществом представлены возражения.
В судебное заседание не явились представители ООО "Виктория", Правительства Удмуртской Республики, Администрации муниципального образования "город Ижевск", извещённые надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в связи с чем на основании части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений общества, заслушав заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Принятым Правительством Удмуртской Республики постановлением от 6 ноября 2007 г. N 172 "О порядке определения размера арендной платы, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Удмуртской Республики, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" утверждено соответствующее Положение.
Согласно пункту 3 названного выше Положения (в действующей редакции) расчет годовой арендной платы за земельные участки, за исключением земельных участков, указанных в пунктах 6, 6.1, 6.2, 6.3 Положения, производится по формуле: Аг = Са х КС х К.
В этой формуле Аг - величина годовой арендной платы за земельный участок (руб.); Са - базовая ставка арендной платы за земельный участок, установленная в процентах от кадастровой стоимости земельного участка согласно приложению 1 к Положению, определяемая в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка и направления деятельности арендатора или фактического использования объектов недвижимого имущества или земельного участка арендатором.
КС - кадастровая стоимость земельного участка (руб.).
К - коэффициент, равный 2,0 - при расчете годовой арендной платы за земельные участки, предоставленные для строительства объектов недвижимого имущества, и коэффициент К, равный 1,0 в иных случаях.
Согласно приложению 1 к Положению в первоначальной редакции размер базовой ставки арендной платы за земельный участок по виду разрешённого использования "Земельные участки для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания" (организации автосервиса) составлял 0,40.
После внесения постановлением от 10 июня 2013 г. N 249 изменений в Положение размер базовой ставки арендной платы составил 1,20.
Обращаясь в суд с заявлением об оспаривании указанного постановления от 10 июня 2013 г. N 249, в качестве оснований заявитель указал на то, что на основании договора от 3 сентября 2007 г. N 4344 (с последующими изменениями) Администрация города Ижевска (арендодатель) предоставила заявителю (арендатору) в аренду земельный участок с кадастровым номером 18:26:041067:0023 площадью 16 500 кв.м, расположенный по адресу: г. Ижевск, в 230 метрах по направлению на запад от жилого дома N 79 по ул. Баранова, для размещения временной специальной открытой площадки для хранения легковых автомобилей, не являющейся объектом недвижимости, и строительства станции технического обслуживания автомобилей. Размер ежегодной арендной платы, рассчитанный в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца пропущена часть текста
В связи с изменением размера базовой ставки Управлением земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска обществу дополнительно предъявлено к оплате за 3,4 кварталы 2013 г. и 1, 2 кварталы 2014 г. 1 980 285,12 руб.
Таким образом, в рассматриваемом случае имеет место увеличение размера базовой ставки арендной платы, что свидетельствует о том, что оспариваемым постановлением затрагиваются права и законные интересы данного общества.
Удовлетворяя заявление ООО "Виктория", суд первой инстанции исходил из несоблюдения Правительством Удмуртской Республики принципа экономической обоснованности установления арендной платы за земельные участки соответствующего вида разрешённого использования.
Суд первой инстанции не согласился с доводами Правительства Удмуртской Республики о том, что базовая ставка арендной платы увеличилась в целях приведения к единообразию ставок арендной платы по всей территории Удмуртской Республики, однако по-прежнему ее размер не превышает базовых ставок, установленных в других муниципальных образованиях Удмуртской Республики, а также в связи с тем, что базовая ставка не повышалась с момента принятия постановления Правительства Удмуртской Республики от 6 ноября 2007 г. N 172, новая базовая ставка не превышает ставки, установленные для земель федеральной собственности, которые необходимо принимать во внимание наряду с доходностью земельного участка.
При вынесении указанного решения суд правомерно исходил из норм действующего федерального законодательства, регулирующего вопросы арендной платы за использование земельных участков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
В соответствии с пунктом 4 статьи 22 Земельного кодекса размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Как следует из пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
К числу таких принципов относится принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Проверяя соблюдение Правительством Удмуртской Республики указанного принципа при принятии оспариваемого постановления, суд принял во внимание изложенные в пояснительной записке к проекту данного постановления цели его принятия, и пришел к выводу о том, что какого-либо обоснования повышения размера базовой ставки арендной платы, уполномоченным органом не приведено. Кроме того, суд установил, что доходность земельных участков рассматриваемого вида разрешенного использования не определялась, документов, в том числе содержащих расчет, которым руководствовался уполномоченный орган при установлении новых ставок, в суд первой инстанции не представлено.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора дана оценка представленным в материалы дела заключениям эксперта общества с ограниченной ответственностью "Агентство оценки Регион" от 6 октября 2014 г. N 14-АО/3008-Р и от 25 декабря 2014 г. N 14-АО/3107-Р по определению средней рыночной стоимости годовой арендной платы за 1 кв.м, земельных участков с разрешенным использованием "для размещения автосервиса", расположенных в городе Ижевске Удмуртской Республики, а также отчету от 28 марта 2014 г. N 14-АО/2794-Р об оценке рыночной стоимости земельного участка, принадлежащего на праве аренды ООО "Виктория", и сделан обоснованный вывод о том, что заключения эксперта не являются допустимыми и достаточными доказательствами обоснованности принятого решения при определении арендной платы. Кроме того, как правильно указал суд, экспертные заключения не могут заменить необходимость проведения экономического обоснования, в соответствии с анализом и оценкой экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что повышение Правительством Удмуртской Республики базовых ставок арендной платы без соблюдения принципа экономической обоснованности при определении размера арендной платы свидетельствуют о нарушении им положений постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", имеющего большую юридическую силу.
Доводы Правительства Удмуртской Республики, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны доводам, приведённым при рассмотрении дела в суде первой инстанции, и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемом судебном акте, оснований для несогласия с которой у Судебной коллегии не имеется.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 30 декабря 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Председательствующий |
Анишина В.И. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 мая 2015 г. N 43-АПГ15-1
Текст определения официально опубликован не был