Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "НЧ Престиж" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии Министерства обороны Российской Федерации (далее - Аукционная комиссия) при проведении ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку побелки для санитарного обслуживания объектов казарменно-жилищного фонда военных городков для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2015 году (номер извещения 0173100004515000286) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Аукционной комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 18.03.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 529 340 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 5 заявок от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущен 1 участник закупки;
6) дата проведения Аукциона 06.04.2015 ;
7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавал 1 участник Аукциона;
8) Аукцион признан несостоявшимся.
1. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 01.04.2015 N 918/З/ЭА/1 Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с тем, что: "В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон) в связи с несоответствием информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона, требованиям документации об электронном аукционе.
В документации об электронном аукционе установлены следующие требования: показатель значения "активные CaO+MgO" является неконкретным и указывается в соответствии с требованиями заказчика. В приложении N 2 к документации об электронном аукционе установлено: "Активные СаО + МgO,% не менее 60". В заявке участника закупки указывается по данному показателю: "Активные СаО + МgO,% 67". Таким образом, участник электронного аукциона представил в заявке информацию, несоответствующую требованиям документации об электронном аукционе". Пунктом 1.2 документации об Аукционе установлено следующее требование к указанию показателя значения "активные СаО+МgO": показатель значения "активные СаО+МgO" является неконкретным, неизменяемым и указывается в соответствии с требованиями заказчика. В приложении N 2 к документации об Аукционе установлено: "активные СаО+МgO, % не менее 60".
Изучив первую часть заявки Заявителя на участие в Аукционе, представленную представителем Заказчика, Комиссия установила, что в заявке указан конкретный показатель "активные СаО+МgO, % 67", что не соответствует требованиям пункта 1.2 "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" документации об Аукционе.
Таким образом, Аукционная комиссия приняла решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 01.04.2015 N 918/З/ЭА/1 участнику N 2 отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с тем, что: "В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 67 Федерального закона в связи с несоответствием информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона, требованиям документации об электронном аукционе. В документации об электронном аукционе установлены следующие требования: "Участник закупки указывает в своей заявке конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе с учетом взаимосвязи показателей, установленных в документации об аукционе, и других показателей, характеризующих указанный товар". В приложение N 2 к документации об электронном аукционе установлено: "Побелка. Активные СаО + МgO,% не менее 60...Гидратная (гашеная) известь не ниже 2 сорта без добавок...Поставляемый Товар должен соответствовать ГОСТ 9179-77". В своей заявке участник закупки указал: "Побелка. Активные СаО + МgO,% не менее 60...Гидратная (гашеная) известь 1 сорта без добавок...Поставляемый соответствует ГОСТ 9179-77". В свою очередь в соответствии с ГОСТ 9179-77 содержание Активных СаО + МgO для гидратной (гашеной) извести 1 сорта без добавок составляет не менее 67%. Таким образом, участник электронного аукциона представил в заявке информацию, несоответствующую требованиям документации об электронном аукционе, а также ГОСТ 9179-77".
Изучив заявку участника закупки N 2 на участие в Аукционе, представленную представителем Заказчика, Комиссия установила, что участник закупки предлагает гидратную (гашеную) известь 1 сорта без добавок с показателем "Активных СаО + МgO" не менее 60%.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в связи с тем, что участником закупки N 2 предложен 1 сорт гидратной (гашеной) извести без добавок, то в соответствии с ГОСТ 9179-77 необходимый показатель "Активных СаО + МgO" - 67%.
Вместе с тем Комиссия установила, что в соответствии с пунктом 1.2 "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" документации об Аукционе показатель "Активные СаО + МgO" является неконкретным, неизменяемым и указывается в соответствии с требованиями заказчика, а также в соответствии с приложением N 2 к документации об Аукционе установлено: показатель "активные СаО+МgO, % не менее 60".
В этой связи, учитывая, что показатель "активные СаО+МgO,%" должен быть неизменным и составлять не менее 60%, возможность выбора участником закупки первого сорта гидратной (гашеной) извести отсутствует.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе не содержит надлежащую инструкцию по заполнению заявки на участие в Аукционе, что не позволяет участникам закупки составить заявку на участие в Аукционе в соответствии с требованиями документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.
Указанные действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия Аукционной комиссии, принявшей решение об отказе участнику закупки с N 2 в допуске к участию в Аукционе нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с положениями Закона о контрактной системе Заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения Заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности Заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила N 1).
Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке.
Пунктом 6 Правил N 1 установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле, указанной в Правилах N 1.
Частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено: "В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней)". При этом, заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств.
Вместе с тем, согласно пункту 10.8 проекта контракта документации об Аукционе "В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательства по расчету за поставленный Товар, предусмотренного Контрактом, Поставщик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (пени) устанавливается Контрактом в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от размера расчета за поставленный Товар за каждый факт просрочки. Ответственность за просрочку Заказчиком обязательства по расчету за поставленный Товар, предусмотренного Контрактом, не применяется в случае, если Поставщиком своевременно не исполнены обязательства по поставке Товара и (или) предоставлению документов на оплату".
Согласно пункту 10.2 проекта контракта документации об Аукционе "В случае просрочки исполнения Поставщиком обязательства, предусмотренного Контрактом, Заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки Поставщиком исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (пени) устанавливается Контрактом в размерах, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063 , за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки".
Согласно пункту 10.3. проекта контракта документации об Аукционе "В
случае поставки Товара (до подписания Акта приема-передачи Товара),
несоответствующего требованиям Контракта к качеству Товара, Поставщик
уплачивает штраф в размере ___________ за каждый факт поставки Товара,
несоответствующего требованиям Контракта к качеству Товара".
Согласно пункту 10.4. проекта контракта документации об Аукционе "В случае нарушения Поставщиком (до подписания Акта приема-передачи Товара) сроков замены или доведения Товара до соответствия требованиям, установленным Контрактом, в том числе до надлежащего качества, установленных пунктом 7.8. Контракта, Заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки Поставщиком исполнения обязательства, предусмотренного пунктом 7.8. Контракта, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного пунктом 7.8. Контракта срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (пени) устанавливается Контрактом в размерах, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки".
Согласно пункту 10.6. проекта контракта документации об Аукционе "В случае неисполнения и (или) ненадлежащего исполнения гарантийных обязательств Поставщик уплачивает штраф в размере ___________ за каждый факт нарушения гарантийного обязательства".
Таким образом, заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе не установлен соответствующий требованиям Правил N 1 размер пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, а так же соответствующий требованиям Правил размер штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение Заявителем, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
Вышеуказанные действия Заявителя нарушают части 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "НЧ Престиж" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, частей 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела от 13.04.2015 N К-367/15 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 13 апреля 2015 г. N К-367/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был