Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "ТРЕСТ ЗАПСИБГИДРОСТРОЙ" (далее - Заявитель) на действия единой комиссии Государственного казенного учреждения Калининградской области "Региональное управление заказчика капитального строительства" (далее - Единая комиссия), при проведении Государственным казенным учреждением Калининградской области "Региональное управление заказчика капитального строительства" (далее - Заказчик), Конкурсного агентства Калининградской области (далее - Уполномоченный орган) открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству объекта "Стадион Чемпионата мира ФИФА в г. Калининграде". 1 этап. Строительство берегоукрепительных сооружений и Парадной набережной о. Октябрьский в г. Калининграде (номер извещения 0135200000515000088) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Единой комиссии при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом Конкурса.
По мнению Заявителя, Единая комиссия при рассмотрении и оценке заявок на участие в Конкурсе неправомерно присвоила 0 баллов заявке Заявителя по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ" критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Единая комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 02.03.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 375 438 380 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 7 заявок от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущено 6 участников закупки;
6) победителем Конкурса признано ЗАО "ИНВЕСТИЦИИ.ИНЖИНИРИНГ.СТРОИТЕЛЬСТВО" с минимальным предложением о цене контракта 1 261 870 073,39 рубля.
7) Контракт заключен 06.04.2015.
1. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки:
"1. Стоимостные критерии оценки заявок на участие в Конкурсе: Критерий N 1 "Цена контракта", величина значимости - 60%. 2. Нестоимостные критерии оценки заявок на участие в конкурсе: Критерий N 2 "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", величина значимости - 40%". По критерию N 2 установлен в том числе показатель: "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ" Для данного показателя устанавливается значимость - 50%
Коэффициент значимости показателя
Лучшим условием исполнения контракта является наибольшее значение показателя.
Количество баллов, присуждаемых заявке по показателю 2.1 (), определяется по формуле:
,
где:
- коэффициент значимости показателя.
- предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
- максимальное предложение из предложений по показателю, сделанных участниками закупки.
Предметом оценки по данному показателю является, количество (человек) у участника конкурса инженерно-технических работников (наличие в штате организации по основному месту работы лиц, ответственных за организацию строительства: главный инженер, начальник производственно-технического отдела, инженер производственно-технического отдела, инженер-сметчик, начальник участка, производитель работ, мастер участка, геодезист, инженер по снабжению, инженер механик) (далее - ИТР), имеющих квалификацию для выполнения работ.
Для подтверждения сведений показателя 2.1. "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ" Критерия N 2 участник конкурса предоставляет оформленный в произвольной форме перечень квалифицированных кадров (перечень должен содержать сведения о должности, ФИО, сведения о квалификации и информацию о документе, подтверждающем соответствующую квалификацию, иные сведения по усмотрению участника закупки), с приложением копий документов, подтверждающих наличие трудовых отношений инженерно-технических работников (указанных в перечне ИТР) с участником конкурса, с приложением копий документов подтверждающих квалификацию следующих специалистов:
- главный инженер, инженер производственно-технического отдела, геодезист, инженер-сметчик, производитель работ, мастер участка, начальник участка, инженер по снабжению, начальник производственно-технического отдела, инженер механик - квалификация должна быть подтверждена: дипломом (высшего или среднего профессионального (технического) образования) и/или документов, подтверждающих повышение квалификации.
Баллы по показателю 2.1. "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ" присуждаются участнику конкурса только в случае наличия документов подтверждающих квалификацию каждого специалиста и документов, подтверждающих трудовые отношения указанных выше специалистов с участником конкурса.
В случае, если заявка на участие в конкурсе не содержит вышеуказанные документы то по показателю 2.1 "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ" участнику конкурса единой комиссией будет присвоено нулевое значение;
В случае наличия расхождения между перечнем ИТР и копиям документов представленными для подтверждения квалификации ИТР, к оценке по данному показателю принимаются копии документов, подтверждающих квалификацию ИТР.
Отсутствие в составе заявки на участие в конкурсе копий вышеуказанных документов, не является основанием для признания заявки такого участника конкурса несоответствующей требованиям, указанным в настоящей документации".
В соответствии с протоколом оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе от 25.03.2015 N ПРО1 по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ" заявке Заявителя присвоено 0 баллов.
На заседании Комиссии, представители Заказчика пояснили, что в Конкурсной документации перечислен минимум специалистов необходимых для качественного и своевременного выполнения работ, в случае отсутствия одного из указанных в Конкурсной документации специалистов, такой заявке на участие в Конкурсе Единой комиссией будет присвоено нулевое значение. При этом в заявке Заявителя на участие в Конкурсе не представлен "геодезист", так как в трудовом договоре с Лихачевым В.Н. от 01.02.2013 N 54, представленного как "геодезист" указана должность "ведущий инженер отдела инженерной подготовки производства".
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что в заявке Заявителя на участие в Конкурсе представлен документ для подтверждения квалификации специалиста, а именно "Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации по программе: "Инженерные изыскания для строительства" (Инженерно-геодезические изыскания)".
Следовательно, Единой комиссией неправомерно применен порядок оценки заявок, установленный Конкурсной документацией по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ", что нарушает часть 5 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что установленный Заказчиком порядок оценки по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ" критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта, в связи с отсутствием установленной зависимости между количеством присваиваемых баллов и представленными участниками закупки сведениями по указанному показателю.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших порядок оценки по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ", не соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В пункте 4.4.10 проекта государственного контракта установлено: "Генеральный подрядчик, не являющийся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, обязан привлекать к исполнению Контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Объем такого привлечения, должен составлять не менее 15 процентов от цены Контракта.".
Следовательно, проект государственного контракта не содержит конкретного значения объема привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства. Таким образом, действиями Заказчика, не установившего конкретный объем привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, нарушена часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ТРЕСТ ЗАПСИБГИДРОСТРОЙ" обоснованной.
2. Признать в действиях Единой комиссии нарушение части 5 статьи 53 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 6 статьи 30, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
4. В связи с тем, что государственный контракт заключен, предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
5. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 09.04.2015 N К-356/15 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 9 апреля 2015 г. N К-356/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был