Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский государственный экономический университет" (далее - Заявитель) на действия Конкурсной комиссии Государственного Учреждения - Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Конкурсная комиссия) при проведении Государственным Учреждением - Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Заказчик) открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание образовательных услуг по дополнительному профессиональному образованию (повышение квалификации) работников системы ПФР по теме "Земельно-имущественные отношения на современном этапе. Основные тенденции их развития" (номер извещения 0273100000115000006) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии, принявшей необоснованное решение о несоответствии заявки Заявителя Конкурсной документации.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Конкурсная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 02.03.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 995 850 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 5 заявок от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущено 3 участника закупки;
6) победителем Конкурса признано ФГБОУ ВПО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" с предложением о цене контракта 1 687 080 рублей (далее - Победитель Конкурса).
1. Согласно доводу Заявителя, Конкурсная комиссия приняла необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Конкурсе, по причине отсутствия в предложении о качественных, функциональных характеристиках объекта закупки перечня тем повышения квалификации, по которым предусмотрено обучение, поскольку положения Конкурсной документации "не содержат требования по включению и (или) наличию тем программы повышения квалификации, по которым предусмотрено обучение, уже указанных в Техническом задании как приложение к контракту, в состав заявки и формы подачи такой информации".
В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Частью 4 статьи 53 Закона о контрактной системе установлено, что результаты рассмотрения заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 26.03.2015 N ПРО1 (далее - Протокол рассмотрения и оценки заявок) Заявителю отказано в допуске к участию в Конкурсе по основанию: "Заявка участника закупки в нарушении п. 2 ч. 2 ст. 51 Федерального законом от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) не содержит предложение о качественных, функциональных характеристиках объекта закупки, а именно, перечень тем повышения квалификации по которым предусмотрено обучение. На основании вышеизложенного Комиссия ПФР приняла решение не допустить к участию в конкурсе заявку ФГБОУ ВО "СПБГЭУ", как несоответствующую требованиям, конкурсной документации и требованиям, установленным ч. 3 ст. 53 Закона".
Согласно пункту 1.3.6 части 1.3 "Требования полноты представления информации" раздела I "Инструкции участникам закупки" Конкурсной документации участник закупки подает заявку на участие в Конкурсе, в соответствии с требованиями Конкурсной документации, включая требования к услугам, указанным в разделе III Конкурсной документации.
Пунктом 4.6 Технического задания раздела III "Наименование и описание объекта закупки" установлено:
"Программой повышения квалификации должно быть предусмотрено изучение, в том числе, следующих тем: Тема 1. Российское законодательство по вопросам управления недвижимостью. Новое в государственном регулировании земельно-имущественных отношений; Тема 2. Учет объектов недвижимости федеральных государственных учреждений в реестре федерального имущества. Порядок внесения сведений об объектах недвижимого имущества в автоматизированную систему Федерального агентства по управлению государственным имуществом - Межведомственный портал по управлению государственной собственностью; Тема 3. Государственный кадастровый учет объектов недвижимого имущества; Тема 4. Права и сделки, подлежащие государственной регистрации. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Государственная регистрация права собственности Российской Федерации, прав государственных учреждений на закрепленные за ними объекты недвижимости. Предоставление информации из единого государственного реестра прав. Возникновение прав федеральных государственных учреждений на здания, помещения, строения, сооружения; Тема 5. Основания и порядок проведения проверок эффективного использования и обеспечения сохранности федерального имущества, закрепленного за ПФР. Характерные нарушения, выявляемые при проверках органами Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Счетной палатой Российской Федерации; Тема 6. Права федеральных государственных учреждений на земельные участки. Правовые основы и особенности использования неделимого земельного участка, находящегося под зданием, принадлежащим нескольким лицам на различном праве собственности; Тема 7. Порядок учета, регистрации и передачи сетей инженерно-технического обеспечения, линейных объектов. Особенности использования земельных участков под внеплощадочными сетями инженерно-технического обеспечения; Тема 8. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" о приобретении и аренде объектов недвижимости федеральными государственными учреждениями; Тема 9. Судебная и административная практика решения вопросов приобретения и аренды объектов недвижимости для государственных нужд; Тема 10. Организация учета и управления объектами недвижимого имущества территориальных органов ПФР с применением программного комплекса "Комплексное решение по управлению капитальным строительством и недвижимым имуществом ПФР". Консультации по решению проблемных вопросов; Тема 11. Судебно-арбитражная практика решения вопросов в сфере земельно-имущественных отношений: передача сетей инженерно-технического обеспечения, регистрация объектов самовольного строительства и др.; Тема 12. Основные требования Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ о противодействии коррупции", его реализация в ПФР; Тема 13. Психология делового общения. Психологическая и эмоциональная устойчивость. Поведение в конфликтных ситуациях; Тема 14. Особенности деловой переписки в государственных учреждениях. Методы, стиль и структура письма".
Изучив заявку Заявителя на участие в Конкурсе, представленную представителем Заказчика, Комиссия установила, что заявка Заявителя не содержит перечня тем, указанных в пункте 4.6 Технического задания раздела III "Наименование и описание объекта закупки", что не соответствует требованиям, установленным в инструкции участникам закупки Конкурсной документации.
Таким образом, Конкурсная комиссия приняла решение о признании заявки Заявителя, несоответствующей требованиям Конкурсной документации, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
2. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки:
1) Цена контракта - Значимость критерия: 45%;
2) Квалификация участника закупки - Значимость критерия: 55%.
По критерию "Квалификация участника закупки" установлено показатель: "Опыт участника закупки по оказанию аналогичных услуг (для государственных и муниципальных заказчиков) за последние 3 года" (далее - Показатель).
По Показателю оцениваются исполненные аналогичные контракты (для государственных и муниципальных заказчиков).
Максимальное количество баллов по Показателю - 90.
"Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) "Опыт участника закупки по оказанию аналогичных услуг (для государственных и муниципальных заказчиков) за последние 3 года" () определяется по формуле:
,
где - число выполненных в срок и в полном объеме аналогичных контрактов в Заявке i-го Участника,
- максимальное число выполненных в срок и в полном объеме аналогичных контрактов, представленных участниками закупки.
- коэффициент значимости показателя.
.
Подтверждается сведениями о ранее реализованном, аналогичном по теме, обучении по программам дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) (для государственных и муниципальных заказчиков) за последние 3 года с численностью слушателей не менее 80 человек одновременно (копиями контрактов, договоров, актов сдачи-приемки оказанных услуг), а так же выписками из реестра государственных контрактов, представленными Участником конкурса в составе Заявки на участие в конкурсе.
Представленные акты сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг) в отсутствие копий контрактов, договоров, не будут считаться подтверждением опыта участника конкурса.
В отсутствии актов сдачи-приемки, а так же копий приложений, предусмотренных к контрактам (договорам) - контракт (договор) считается не исполненным, и не будет учитываться при оценке".
Предметом закупки является оказание образовательных услуг по дополнительному профессиональному образованию (повышение квалификации) работников системы ПФР по теме "Земельно-имущественные отношения на современном этапе. Основные тенденции их развития".
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 26.03.2015 N ПРО1: "Изучив представленные сведения по подкритерию "Опыт участника закупки по оказанию аналогичных услуг (для государственных и муниципальных заказчиков) за последние 3 года" Комиссией ПФР по осуществлению закупок были оценены и сопоставлены заявки на участие в конкурсе, представленные следующими участниками конкурса, и приняты к оценке по данному подкритерию: ИЗИСП - 0 договоров, присвоено 0, 00 баллов; ИНЭКБИ - 1 договор, присвоено 24,75 баллов; РАНХИГС - 2 договора, присвоено 49,50 баллов".
Представленная на заседании Комиссии представителями Заказчика заявка Победителя содержит государственные контракты за последние 3 года по следующим темам: "Применение действующего законодательства Российской Федерации в строительстве и при капитальном ремонте объектов недвижимости ПФР", "оказание услуг по организации и проведению повышения квалификации федеральных государственных гражданских служащих Федерального агентства по управлению государственным имуществом в 2012 году".
На заседании Комиссии, представители Заказчика сообщили, что при рассмотрении и оценке заявок участников закупки Конкурсная комиссия оценила представленные в заявках участников закупки государственные контракты на предмет их соответствия предмету закупки "Земельно-имущественные отношения на современном этапе. Основные тенденции их развития", а также по темам, установленным в пункте 4.6 Технического задания раздела III "Наименование и описание объекта закупки" Конкурсной документации.
Пунктом 4.6 Технического задания раздела III "Наименование и описание объекта закупки" Конкурсной документации установлен перечень тем, подлежащих изучению в рамках повышения квалификации.
Комиссией установлено, что заявка ИНЭКБИ содержит 2 государственных контракта, соответствующие темам, установленным в
пункте 4.6 Технического задания раздела III "Наименование и описание объекта закупки" Конкурсной документации, а также предмету закупки. При этом, Конкурсной комиссией при рассмотрении и оценки заявок на участие в Конкурсе оценен 1 контракт, представленный в заявке Заявителя, соответствующий предмету закупки.
Вместе с тем, Конкурсной комиссией при рассмотрении и оценке заявок на участие в Конкурсе оценены 2 контракта, представленные в заявке Победителя Конкурса, соответствующие темам, установленным в пункте 4.6 Технического задания раздела III "Наименование и описание объекта закупки" Конкурсной документации.
Таким образом, Комиссией установлено, что порядок оценки заявок на участие в Конкурсе, установленный в Конкурсной документации, не содержит показателей, позволяющих однозначно определить, какие именно контракты являются аналогичными в рамках предмета Конкурса, поскольку исходя из положений Конкурсной документации не представляется возможным сделать вывод о том, какая тема подлежит оценке по указанному Показателю.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего порядок оценки по Показателю, не соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, Конкурсной комиссией неправомерно применен порядок оценки заявок, установленный Конкурсной документацией по Показателю, что нарушает часть 5 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный экономический университет" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение части 5 статьи 53 Закона о контрактной системе.
4. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 07.04.2015 по делу N К-343/15 по данному делу предписание не выдавать.
5. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения от 07.04.2015 по делу N К-343/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 7 апреля 2015 г. N К-344/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был