Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу Автономной Некоммерческой Образовательной Организации Высшего Профессионального Образования "Институт Экономики Бизнеса" Фонда профессионального образования и инновационной деятельности торгово-промышленной палаты Российской Федерации (далее - Заявитель) на действия Конкурсной комиссии Государственного Учреждения - Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Конкурсная комиссия) при проведении Государственным Учреждением - Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Заказчик) открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание образовательных услуг по дополнительному профессиональному образованию (повышение квалификации) работников системы ПФР по теме "Земельно-имущественные отношения на современном этапе. Основные тенденции их развития" (номер извещения 0273100000115000006) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, при проведении процедуры оценки заявок на участие в Конкурсе, Конкурсной комиссией неправомерно применен порядок оценки заявок, установленный Конкурсной документацией по показателю "Опыт участника закупки по оказанию аналогичных услуг (для государственных и муниципальных заказчиков) за последние 3 года".
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Конкурсная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 02.03.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 995 850 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 5 заявок от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущено 3 участника закупки;
6) победителем Конкурса признано ФГБОУ ВПО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" с предложением о цене контракта 1 687 080 рублей (далее - Победитель Конкурса).
1. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки:
1) Цена контракта - Значимость критерия: 45%;
2) Квалификация участника закупки - Значимость критерия: 55%.
По критерию "Квалификация участника закупки" установлен показатель: "Опыт участника закупки по оказанию аналогичных услуг (для государственных и муниципальных заказчиков) за последние 3 года" (далее - Показатель).
По Показателю оцениваются исполненные аналогичные контракты (для государственных и муниципальных заказчиков).
Максимальное количество баллов по Показателю - 90.
"Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) "Опыт участника закупки по оказанию аналогичных услуг (для государственных и муниципальных заказчиков) за последние 3 года" () определяется по формуле:
,
где - число выполненных в срок и в полном объеме аналогичных контрактов в Заявке i-го Участника,
- максимальное число выполненных в срок и в полном объеме аналогичных контрактов, представленных участниками закупки.
- коэффициент значимости показателя.
.
Подтверждается сведениями о ранее реализованном, аналогичном по теме, обучении по программам дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) (для государственных и муниципальных заказчиков) за последние 3 года с численностью слушателей не менее 80 человек одновременно (копиями контрактов, договоров, актов сдачи-приемки оказанных услуг), а так же выписками из реестра государственных контрактов, представленными Участником конкурса в составе Заявки на участие в конкурсе.
Представленные акты сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг) в отсутствие копий контрактов, договоров, не будут считаться подтверждением опыта участника конкурса.
В отсутствии актов сдачи-приемки, а так же копий приложений, предусмотренных к контрактам (договорам) - контракт (договор) считается не исполненным, и не будет учитываться при оценке".
Предметом закупки является оказание образовательных услуг по дополнительному профессиональному образованию (повышение квалификации) работников системы ПФР по теме "Земельно-имущественные отношения на современном этапе. Основные тенденции их развития".
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 26.03.2015 N ПРО1 Конкурсной комиссией оценен 1 договор, представленный в заявке Заявителя на участие в Конкурсе, присвоено 24,75 баллов по указанному Показателю.
На заседании Комиссии представители Заявителя сообщили, что в заявке Заявителя на участие в Конкурсе представлены 4 государственных контракта, подтверждающих опыт участника закупки по оказанию аналогичных услуг (для государственных и муниципальных заказчиков).
Кроме того, по мнению Заявителя, Конкурсной комиссией неправомерно приняты 2 государственных контракта Победителя Конкурса, так как по данным Единого Государственного реестра контрактов, у Победителя Конкурса отсутствуют "выполненные договора, удовлетворяющие подобным требованиям аналогичности".
Комиссией установлено, что представленная на заседании Комиссии представителями Заказчика заявка Победителя содержит государственные контракты за последние 3 года по следующим темам: "Применение действующего законодательства Российской Федерации в строительстве и при капитальном ремонте объектов недвижимости ПФР", "оказание услуг по организации и проведению повышения квалификации федеральных государственных гражданских служащих Федерального агентства по управлению государственным имуществом в 2012 году".
На заседании Комиссии, представители Заказчика сообщили, что при рассмотрении и оценке заявок участников закупки Конкурсная комиссия оценила представленные в заявках участников закупки государственные контракты на предмет их соответствия предмету закупки "Земельно-имущественные отношения на современном этапе. Основные тенденции их развития", а также по темам, установленным в пункте 4.6 Технического задания раздела III "Наименование и описание объекта закупки" Конкурсной документации.
Пунктом 4.6 Технического задания раздела III "Наименование и описание объекта закупки" Конкурсной документации установлен перечень тем, подлежащих изучению в рамках повышения квалификации.
Заявителем представлены сведения о том, что заявка Заявителя содержит 2 государственных контракта, соответствующие темам, установленным в пункте 4.6 Технического задания раздела III "Наименование и описание объекта закупки" Конкурсной документации, а также предмету закупки. При этом, Конкурсной комиссией при рассмотрении и оценки заявок на участие в Конкурсе оценен 1 контракт, представленный в заявке Заявителя, соответствующий предмету закупки.
При этом, Конкурсной комиссией при рассмотрении и оценке заявок на участие в Конкурсе оценены 2 контракта, представленные в заявке Победителя Конкурса, соответствующие темам, установленным в пункте 4.6 Технического задания раздела III "Наименование и описание объекта закупки" Конкурсной документации.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что порядок оценки заявок на участие в Конкурсе, установленный в Конкурсной документации, не содержит показателей, позволяющих однозначно определить, какие именно контракты являются аналогичными в рамках предмета Конкурса, поскольку исходя из положений Конкурсной документации не представляется возможным сделать вывод о том, какая тема подлежит оценке по указанному Показателю.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего порядок оценки по Показателю, не соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, Конкурсной комиссией неправомерно применен порядок оценки заявок, установленный Конкурсной документацией по Показателю, что нарушает часть 5 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу Автономная Некоммерческая Образовательная Организация Высшего Профессионального Образования "Институт Экономики Бизнеса" Фонда профессионального образования и инновационной деятельности торгово-промышленной палаты Российской Федерации обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение части 5 статьи 53 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела от 07.04.2015 N К-343/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 7 апреля 2015 г. N К-343/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был