Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Артпроектстрой" (далее - Заявитель) на действия Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ООО "Сектор успеха" (далее - Специализированная организация) конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на выполнение полного комплекса работ по объекту "Комплексная реконструкция, реставрация и приспособление здания (г. Москва, Малый Знаменский пер., д. 8, строение 1) под Научно-информационный центр", в части производства работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Доходный дом Стуловых, 1913 - 1914 гг., гражданский инженер В.Е. Дубовский, художник И.И. Нивинский (номер извещения 0373100115115000007) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Специализированной организации Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в Конкурсной документации установлен порядок оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушающий требования Закона о контрактной системе.
2. Заказчиком в Конкурсной документации не установлено надлежащим образом условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств предусмотренных контрактом.
3. Заказчиком в проекте государственного контракта Конкурсной документации установлен размер аванса с нарушением требований Закона о контрактной системе.
4. Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно установлено требование о наличии у участника закупки выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (в том числе на особо опасные и технически сложные объекты).
5. Заказчиком неправомерно опубликовано на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) разъяснение положений Конкурсной документации в ответ на запрос участника закупки о даче разъяснений положений Конкурсной документации.
6. Проект контракта Конкурсной документации содержит противоречивые сроки выполнения работ по государственному контракту.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на Официальном сайте - 10.03.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 110 513 202,32 рубля;
4) на участие в Конкурсе подано 4 заявки от участников закупки;
5) дата проведения предквалификационного отбора - 10.04.2015.
1. В соответствии с часть 3 статьи 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных 56 статьей Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила оценки), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил оценки, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил оценки установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены следующие критерий оценки заявок на участие в Конкурсе:
1) Цена контракта - 40%;
2) Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки - 60%.
По критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлен показатель "Качество работ, выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки и степень его проработки":
- Отсутствие предложений о качественных характеристиках объекта, либо описание не содержит дополнительных предложений (повторение исключительно формулировок технического задания) - 0 баллов;
- Наличие предложений о качественных характеристиках объекта с частичным описанием технологии производства работ, контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов без учета специфики объекта - 20 баллов;
- Наличие предложений о качественных характеристиках объекта с частичным описанием технологии производства работ, контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов с учетом специфики объекта - 40 баллов;
- Наличие предложений о качественных характеристиках объекта с описанием технологии производства работ, контроля качества выполнения работ, учитывающем все виды выполняемых работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов без учета специфики объекта - 60 баллов;
- Наличие предложений о качественных характеристиках объекта с описанием технологии производства работ, контроля качества выполнения работ, учитывающем все виды выполняемых работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов с учетом специфики объекта - 100 баллов.
"Комиссия оценивает предложения участников путем изучения данных, представленных в форме 4 "Предложение участника закупки в отношении объекта закупки (качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок)" (с учетом прилагаемых документов, представленных в подтверждение сведений, указанных в форме, в случае их наличия).
Комиссия оценивает степень детализации и содержательной проработанности предложения определяется путем сравнения предложений участников закупки на соответствие:
- содержания предложения участника закупки предмету закупки;
- требованиям, предъявляемым к объекту закупки;
- полноте, обоснованности, достоверности представленной информации.
Каждой заявке участника закупки комиссия выставляет баллы от 0 до 100 баллов. Максимальное количество баллов присваивается наиболее детализированному и содержательно проработанному предложению. Количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по данному критерию (показателю), определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке (предложению) по данному критерию (показателю) (пункт 26 Правил)".
Комиссия приходит к выводу, что установленный Заказчиком в Конкурсной документации порядок оценки заявок по критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" не позволяет выявить лучшее условие выполнения контракта, в связи с отсутствием установленной зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по указанному критерию оценки. Кроме того, Конкурсная документация не содержит показателей, позволяющих определить степень описания работ в соответствии со спецификой объекта.
Действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, не соответствуют пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, нарушают часть 3 статьи 56 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063.
Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок.
Пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле, указанной в Правилах.
Вместе с тем, согласно пунктам 15.2, 15.3 проекта контракта Конкурсной документации установлено:
"15.2 За ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом и связанных с качеством работ (за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом), размер штрафа составляет фиксированную сумму, рассчитываемую в соответствии с пунктами 3 и 4 Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063.
15.3. За ненадлежащее исполнение Государственным заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом и связанных с передачей Подрядчику документации (за исключением просрочки исполнения обязательств), размер штрафа составляет фиксированную сумму, рассчитываемую в соответствии с пунктами 3 и 5 Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063".
Таким образом, Заказчиком в проекте контракта Конкурсной документации не установлены соответствующие требованиям Правил размеры штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом.
Вышеуказанные действия Заказчика, нарушают часть 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Вместе с тем, Заказчиком в пункте 7.2 проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено "Государственный заказчик производит перечисление Аванса на расчетный счет Подрядчика, указанный в Контракте в размере ______________ руб., что составляет 30% (Тридцати процентов) от стоимости вида (видов, Этапа) Работ по Контракту, в соответствии с Расчетом Цены Контракта (Приложение N 3 к Контракту), в соответствии с пунктом 22 Постановления Правительства РФ N 1213 от 23.12.2013 г., но не более 30% (Тридцати процентов) лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год, с последующим авансированием выполняемых работ после подтверждения выполнения предусмотренных Государственным контрактом работ в объеме произведенного авансового платежа (с ограничением общей суммы в соответствии с Постановлением правительства РФ в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента получения от Подрядчика счета на Аванс".
Следовательно, Заказчиком в проекте государственного контракта не установлен порядок оплаты работы, а именно не установлен надлежащим образом конкретный размер перечисляемого подрядчику аванса.
Таким образом, действиями Заказчика нарушена часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно подпункту 1 пункта 4 Информационной карты Конкурсной документации установлены в том числе следующие требования к участникам закупки, а именно "Для Подрядчика, выполняющего Работы собственными силами":
"1.3. Действующее Свидетельство выданное саморегулируемой организацией о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, согласно Приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении перечня видов по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", с отметкой о допуске к выполняемым в рамках Контракта Работам в соответствии с Техническим заданием:
-3. Земляные работы.
-3.7. Работы по водопонижению, организации поверхностного стока и водоотвода.
-4. Устройство скважин.
-4.2. Бурение и обустройство скважин (кроме нефтяных и газовых скважин).
-4.3. Крепление скважин трубами, извлечение труб, свободный спуск или подъем труб из скважин.
-4.4. Тампонажные работы.
-5. Свайные работы. Закрепление грунтов.
-5.1. Свайные работы, выполняемые с земли, в том числе в морских и речных условиях.
-5.3. Устройство ростверков.
-5.6. Цементация грунтовых оснований с забивкой инъекторов.
-5.9. Погружение и подъем стальных и шпунтованных свай.
-6. Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций.
-6.1. Опалубочные работы.
-6.2. Арматурные работы.
-6.3. Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций.
-10. Монтаж металлических конструкций.
-10.1. Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений.
-10.5. Монтаж, усиление и демонтаж технологических конструкций
-12. Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов).
-12.5. Устройство оклеечной изоляции.
-12.8. Антисептирование деревянных конструкций.
-12.9. Гидроизоляция строительных конструкций.
-12.12. Работы по огнезащите строительных конструкций и оборудования.
-16. Устройство наружных сетей водопровода.
-16.1. Укладка трубопроводов водопроводных.
-16.2. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования водопроводных сетей.
-16.3. Устройство водопроводных колодцев, оголовков, гасителей водосборов.
-16.4. Очистка полости и испытание трубопроводов водопровода.
-17. Устройство наружных сетей канализации.
-17.1. Укладка трубопроводов канализационных безнапорных.
-17.2. Укладка трубопроводов канализационных напорных.
-17.3. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования канализационных сетей.
-17.4. Устройство канализационных и водосточных колодцев.
-17.7. Очистка полости и испытание трубопроводов канализации.
-18. Устройство наружных сетей теплоснабжения.
-18.1. Укладка трубопроводов теплоснабжения с температурой теплоносителя до 115 градусов Цельсия.
-18.2. Укладка трубопроводов теплоснабжения с температурой теплоносителя 115 градусов Цельсия и выше.
-18.3. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования сетей теплоснабжения.
-18.4. Устройство колодцев камер сетей теплоснабжения.
-18.5. Очистка полости и испытание трубопроводов теплоснабжения.
-20. Устройство наружных электрических сетей.
-20.12. Установка распределительных устройств, коммутационной аппаратуры, устройств защиты.
-23. Монтажные работы.
-23.1. Монтаж подъемно-транспортного оборудования.
-23.2. Монтаж лифтов.
-24. Пусконаладочные работы.
-24.1. Пусконаладочные работы подъемно-транспортного оборудования.
-24.2. Пусконаладочные работы лифтов.
-24.5. Пусконаладочные работы коммутационных аппаратов.
-24.6. Пусконаладочные работы устройств релейной защиты.
-24.9. Пусконаладочные работы электрических машин и электроприводов.
-24.19. Пусконаладочные работы компрессорных установок.
-24.29. Пусконаладочные работы сооружений водоснабжения.
-24.30. Пусконаладочные работы сооружений канализации.
-25. Устройство автомобильных дорог и аэродромов.
-25.1. Работы по устройству земляного полотна для автомобильных дорог, перронов аэропортов, взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек.
-25.2. Устройство оснований автомобильных дорог.
-25.4. Устройства покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами.
-25.6. Устройство дренажных, водосборных, водопропускных, водосбросных устройств.
-25.7. Устройство защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог".
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Следовательно, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, должно являться обязательное наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
Таким образом, действия Заказчика, установившего требование о наличии у участника закупки свидетельства выданного саморегулируемой организацией о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствуют части 6 статьи 31, части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и являются нарушением части 3 статьи 56 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. В соответствии с частью 7 статьи 50 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
Согласно части 8 статьи 50 Закона о контрактной системе в течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком 24.03.2015 в 15:55 опубликовано разъяснение положений Конкурсной документации в ответ на запрос участника закупки от 20.03.2015 N 53-03/2015 (далее - Разъяснение от 24.03.2015) следующего содержания:
"В ответ на запрос разъяснений положений конкурсной документации предоставляем сметную документацию по объекту "Комплексная реконструкция, реставрация и приспособление здания (г. Москва, Малый Знаменский пер., д. 8, строение 1) под Научно-информационный центр" Книга 1,2,3,4,5,7,8,10,11,12,13,14 согласно запрашиваемому перечню".
При этом на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком на Официальном сайте в качестве приложений к Разъяснению от 24.03.2015 опубликована сметная документация по объекту Конкурса, изменяющая суть Конкурсной документации.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что Разъяснение от 24.03.2015 размещено Заказчиком на Официальном сайте без указания предмета запроса о даче разъяснений положений Конкурсной документации, а также с указанием участника закупки, от которого поступил данный запрос, а именно ООО "СпецСтройУниверс".
Действия Заказчика, опубликовавшего на Официальном сайте разъяснение положений Конкурсной документации, изменяющее суть Конкурсной документации, без указания предмета запроса о даче разъяснений положений Конкурсной документации, а также с указанием участника закупки, от которого поступил данный запрос, не соответствуют части 8 статьи 50 Закона о контрактной системе, нарушают часть 3 статьи 56 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. Отсутствие в документации о закупке требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к их безопасности, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требований к размерам, упаковке, отгрузке товара, требований к результатам работ, в том числе отсутствие проектно-сметной документации в полном объеме приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по выполнению государственного контракта.
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, не разместившего на Официальном сайте проектно-сметную документацию в полном объеме, не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 50, пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают часть 3 статьи 56 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает информацию, предусмотренную статьей 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
При этом согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно пункту 7.3 проекта контракта Конкурсной документации "Подрядчик ежемесячно до 25-го числа следующего за отчетным месяцем представляет Государственному заказчику в письменном виде исполнительную документацию, собранную в отдельную папку, в виде пакета отдельных документов, с подписью Представителя Подрядчика и оттиском печати Подрядчика. Такая документация именуется "Выполнение работ по Контракту N_____ от ______ за ______ месяц" (далее - "Пакет Выполнение"), предъявляется Государственному заказчику в 4 (четырех) экземплярах".
В соответствии с пунктом 10.3 проекта контракта Конкурсной документации указано, что подрядчик обязан "За 90 (девяносто) дней до представления последнего "Пакета "Выполнение" сдать в уполномоченный орган по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия отчетную документацию, включая "Научный отчет" о выполненных работах, представить Государственному заказчику полный комплект Исполнительной документации и иной необходимой документации, согласованные с соответствующими специализированными организациями, в том числе, исполнительные чертежи (схемы, съемки) со штампом ГУП "Мосгоргеотрест", оформить в МТУ Ростехнадзора Акт допуска в постоянную эксплуатацию индивидуального теплового пункта (ИТП)".
На заседании Комиссии представитель Заявителя сообщил, что в соответствии с приложением к проекту контракта Конкурсной документации "График производства работ", срок выполнения работ по контракту составляет 47,9 месяцев с даты заключения контракта. Согласно указанному приложению к проекту контракта Конкурсной документации Заказчиком предусмотрено выполнение таких работ как "39. Монтаж систем охранной и тревожной сигнализации", "41. Монтаж слаботочных систем", "49. Реставрация лепного декора помещений", при этом окончание перечисленных видов работ по контракту установлено до истечения 47, 47.9, 46 месяцев соответственно, то есть позднее, чем за 90 дней до окончания срока исполнения контракта, что не соответствует требованиям, установленным Заказчиком в пункте 10.3 проекта контракта Конкурсной документации.
Вместе с тем, представители Заказчика на заседании Комиссии подтвердили, что указанное несоответствие в части указания Заказчиком сроков выполнения работ согласно проекту контракта Конкурсной документации, а также приложению к проекту контракта Конкурсной документации "График производства работ", является технической ошибкой.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в проекте контракта Конкурсной документации противоречивые сроки выполнения работ по контракту, не соответствуют части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, нарушают часть 3 статьи 56 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Артпроектстрой" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения частей 5, 8, 13 статьи 34, части 3 статьи 56 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 06.04.2014 N К-314/14 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 6 апреля 2015 г. N К-314/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был