Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу Автономной некоммерческой организации "Центр эффективных технологий образования" АНО "ЦЭТО" (далее - Заявитель) на действия единой комиссии Федерального агентства по делам молодежи (далее -Единая комиссия) при проведении Федеральным агентством по делам молодежи (далее - Заказчик), ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на организацию и проведение мероприятий, направленных на реализацию молодежной политики (номер извещения 0173100003515000015) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Единой комиссии при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Единой комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Рассмотрение настоящей жалобы назначено на 29.04.2015. Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы, руководствуясь пунктом 3.33 Административного регламента, объявлен перерыв до 30.04.2015.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 25.03.2015;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 22 000 000 рублей;
3) на участие в Аукционе подано 8 заявок от участников закупки;
4) к участию в Аукционе допущено 3 участника закупки;
5) дата проведения Аукциона - 20.04.2015;
6) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 3 участника Аукциона;
7) победителем Аукциона признано ООО "Праздничный проспект" с минимальным предложением о цене контракта 21 670 000 рублей.
1. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 17.04.2015 N 0173100003515000015-1 Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе по следующим основаниям:
"1. В соответствии с частью 3 статьи 66 Закона и положениями аукционной документации первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Заявка Участника не содержит товарных знаков в отношении автобусов и микроавтобусов, принтеров, ноутбуков, что на основании п. 1) ч. 4 ст. 67 Закона является основанием для отклонения.
2. В пункте 3 Технического задания Документации о проведении электронного аукциона прописаны требования к питанию участников мероприятий, в том числе
"Требования к питанию:
- обед должен быть комплексным и включать в себя три блюда (первое (мясной суп; куриная лапша; грибной суп; гороховый суп; борщ; щи из свежей капусты), второе (мясо; рыба; курица с гарниром (картофель (пюре/ вареный/ жареный/ запеченный) овощи (вареные; тушеные; на пару); рис, гречка; макароны), салат (овощной; "Столичный"; винегрет; корейская морковка и т.д.) и напиток (чай, кофе, компот, сок, кисель, какао на выбор);
- ужин должен включать в себя горячее блюдо (мясо; рыба; курица с гарниром (картофель (пюре; вареный; жареный; запеченный) овощи (вареные; тушеные; на пару); рис, гречка; макароны) и напиток на выбор (чай, кофе, сок, компот, кисель)."
В соответствии с п. 3.2.2.3 Документации о проведении аукциона " ; " (точка с запятой) и " / " (косая черта) следует читать как "или", т.е. Участник электронного аукциона должен выбрать один из предлагаемых вариантов. В отношении гарнира второго блюда обеда и горячего блюда ужина "(мясо; рыба; курица с гарниром (картофель (пюре/ вареный/ жареный/ запеченный) овощи (вареные; тушеные; на пару); рис, гречка; макароны)" необходимо было выбрать между:
- картофель (пюре/ вареный/ жареный/ запеченный) овощи (вареные; тушеные; на пару;
- рис, гречка;
- макароны.
В своей заявке Участник Указал следующие характеристики:
"- обед комплексный и включает в себя три блюда (первое (куриная лапша), второе (курица с гарниром (картофель (пюре) овощи (вареные), макароны), салат (овощной) и напиток (чай, кофе, компот, сок, кисель, какао на выбор);
- ужин включает в себя горячее блюдо (рыба с гарниром (картофель (вареный) овощи (тушеные) гречка) и напиток на выбор (чай, кофе, сок, компот, кисель)."
Таким образом, участником не представлен конкретный показатель в отношении гарнира, что на основании п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона является основанием для отклонения".
Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе предметом контракта является оказание услуг по организации и проведению мероприятий, направленных на реализацию молодежной политики.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Разделом 3.2 Требования к заявке и документам, входящим в состав заявки на участие в Аукционе документации об Аукционе установлена инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе.
Согласно Инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе "при составлении предложения о конкретных показателях товара следует указать полный перечень конкретных показателей этого товара, соответствующих значениям эквивалентности, установленным документацией об аукционе в электронной форме, а именно п. 3, 4, 6, 7, 10-14. Участник размещения заказа вправе представить требуемые сведения в любой форме. Непредставление требуемых сведений является основанием для отклонения участника размещения заказа в соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе. При описании характеристик используемых товаров не допускается использование слов "не более", "не менее", "может быть", "должно быть", "или эквивалент", "или аналог", "приблизительно", "примерно", "относительно", "почти", "около", а также описание характеристик в виде неконкретных значений, в т.ч. диапазонов, если описываемый параметр имеет конкретное значение, в т.ч. вычисляемое по формуле на основе иных показателей, а равно описание в виде конкретного значения характеристик, имеющих диапазонное значение (например, температуры работы). Правила чтения символов: символы " ; " (точка с запятой) и " / " (косая черта) следует читать как "или", символ " , " (запятая) следует читать как " и ", символ " " следует читать как больше либо равно, символ " " следует читать как меньше либо равно, значения, отмеченные знаком "+", являются значениями, которые требуют указания участником размещения заказа конкретного значения (например, требуемому значению параметра "ширина 60_3 мм" будет удовлетворять предложение значения данного параметра от 57 до 63 мм включительно), предлог "до" означает, что требуется параметр менее указанного значения, не включая указанный, предлог "от" означает, что требуется параметр более указанного значения, не включая указанный, указание "не менее" означает, что требуется параметр более указанного значения, включая указанный, указание "не более" означает, что требуется параметр менее указанного значения, включая указанный, символ "1" после наименования параметра указывает, что значение данного параметра является неизменным, знак "~" обозначает "приблизительно равно" и соответствует отклонению + 1% от указанного числового значения, знак "-", указанный между двух числовых показателей товара (например "Длина: 2000-4000 мм"), означает, что требуется конкретное значение параметра, не менее минимального и не более максимального из указанных значений параметра (в остальных случаях, указанный знак имеет значение, соответствующее общепринятым в русском языке правилам словообразования и пунктуации)".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что требования к товарам используемым при оказании услуг установлены в соответствии с потребностями Заказчика.
Пункт 3 Технического задания документации об Аукционе содержит, в том числе, следующие требования к питанию:
"- завтрак должен включать в себя напиток на выбор (чай, кофе, какао, компот), горячее блюдо (каша (овсяная; гречневая; манная; рисовая; пшенная); омлет/яичница; вареники; сырники; запеканка; отварные яйца), десерт (пирожок (с капустой, с мясом, с яблоком), пирожное, булочка);
- обед должен быть комплексным и включать в себя три блюда (первое (мясной суп; куриная лапша; грибной суп; гороховый суп; борщ; щи из свежей капусты), второе (мясо; рыба; курица с гарниром (картофель (пюре/ вареный/ жареный/ запеченный) овощи (вареные; тушеные; на пару); рис, гречка; макароны), салат (овощной; "Столичный"; винегрет; корейская морковка и т.д.) и напиток (чай, кофе, компот, сок, кисель, какао на выбор);
- полдник должен включать фрукт/бутерброд/ кондитерское изделие и напиток;
- ужин должен включать в себя горячее блюдо (мясо; рыба; курица с гарниром (картофель (пюре; вареный; жареный; запеченный) овощи (вареные; тушеные; на пару); рис, гречка; макароны) и напиток на выбор (чай, кофе, сок, компот, кисель).
- сонник: кисломолочные изделия (йогурт (биойогурт; клубничный; вишневый)/кефир/ряженка) и булочка".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе инструкцию по заполнению заявки на участие в Аукционе, ограничивающую возможность подать заявку в соответствии с требованиями документации об Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.
Кроме того, пункт 4 Технического задания документации об Аукционе содержит, в том числе, следующие требования к транспортным средствам (автобусам, микроавтобусам):
"- Транспорт должен быть технически исправен, с отсутствием внешних повреждений и дефектов лакокрасочного покрытия, чистый, годен к эксплуатации, отвечающий санитарным требованиям к перевозке людей.
- Техническое состояние автотранспортного средства должно быть подтверждено действующим талоном своевременного прохождения технического осмотра.
- Автотранспортное средство должно быть укомплектовано аптечкой, огнетушителем, знаком аварийной остановки.
- Техническое состояние автопокрышек должно соответствовать Правилам дорожного движения, а также соответствовать условиям безопасности (зима-лето).
- Исполнитель обеспечивает исправность транспорта и осуществляет ремонт и техническое обслуживание за свой счет.
- В случае неисправности и невозможности продолжать движение автотранспортным средством Исполнитель обязан предоставить Заказчику другое автотранспортное средство, соответствующее настоящим техническим требованиям в течение 2-х часов.".
Пункт 7 Технического задания документации об Аукционе содержит следующие требования к принтеру, ноутбуку:
"- принтер для черно-белой печати не менее 3600 страниц (для обеспечения текущей организационной работы) - не менее 5 шт.
- принтер для цветной печати не менее 330 страниц (для обеспечения текущей организационной работы) - не менее 2 шт.
- не менее семи ноутбуков: от 1 Gb оперативной памяти, памяти видеокарты (для обеспечения текущей организационной работы) менее 512 Mb быть не может.
- кулер не менее 10 шт.
- флипчарт не менее 5 шт.
- рекламные стенды Roll-up. ,стенды с примерным размером 0,85 х 2,0 м. не менее 2 шт.".
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, который не поставляется Заказчику, в том числе, при оказание услуг и подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации об Аукционе, такие как флип-чарты, кулеры, бумага, автобусы, микроавтобусы, ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в Аукционе.
При этом, следует отметить, что предметом закупки является организация и проведение мероприятий, направленных на реализацию молодежной политики. Следовательно, действия Заказчика, установившего требования к описанию участниками закупок в составе заявок товаров, непосредственно не используемых при организация и проведение мероприятия по профилактике зависимостей среди молодёжи, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также участникам закупки с порядковыми номерами заявок "6931498", "6068164", "9902777", "8734713" отказано в допуске к участию в Аукционе по тем же основаниям, что и Заявителю.
Таким образом, действия Единой Комиссии, выразившиеся в принятии решения об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе, нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно разделу 1 Технического задания документации об Аукционе сроки проведения мероприятий: "должно быть проведено 9 (девять) мероприятий по не менее 5 (пять) дней каждое с апреля 2015 г. по июль 2015 г.".
В соответствии с частью 10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении Аукциона и документации об Аукционе, по цене, предложенной его победителем.
Следовательно, на настоящий момент не представляется возможным заключить контракт на условиях, предусмотренных документацией об Аукционе.
Таким образом, установленный Заказчиком срок вступления контракта в силу, влечет нарушение части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15,пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу Автономной некоммерческой организации "Центр эффективных технологий образования" АНО "ЦЭТО" обоснованной.
2. Признать в действиях Единой комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Признать нарушение части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе.
5. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки, Единой комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
6. Передать материалы от 30.04.2015 по делу N К-491/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 30 апреля 2015 г. N К-491/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был