Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Кауфман, Романов и партнеры" (далее - Заявитель) на действия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по централизации Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) (номер извещения 0173100010915000021) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В Конкурсной документации установлен порядок оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушающий требования Закона о контрактной системе и ограничивающий количество участников закупки.
2. В Конкурсной документации не установлено требование о наличии у участника закупки действующей лицензии ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации, а также действующей лицензии ФСТЭК России на деятельность по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации.
3. Заказчиком в Конкурсной документации надлежащим образом не установлено описание закупки по предмету Конкурса, что не позволяет участника закупки сформировать надлежащим образом предложение о цене контракта, а также составить заявку на участие в Конкурсе.
4. Заказчиком в Конкурсной документации не установлены однозначные требования к гарантийному сроку на выполнение работ, оказания услуг по предмету контракта.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 25.03.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 174 868 025 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;
5) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 05.05.2015.
1. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила оценки), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил оценки, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил оценки установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены следующие критерий оценки заявок на участие в Конкурсе:
1) Цена контракта - 30%;
2) Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки - 40%;
3) Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - 30%.
По критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлен показатель "Качество работ, услуг":
Оцениваются предложения по выполнению всех работ, оказанию полного объема услуг в соответствии с Техническим заданием, а именно: описание выполнения технических требований должно максимально соответствовать целям и задачам выполнения работ, оказания услуг, глубина проработки должна позволить сделать заключение о возможности успешного выполнения Технического задания, предлагаемые решения должны обладать достаточной гибкостью и адаптивностью, быть ориентированы на современный путь развития в этой области, направлены на минимизацию временных и материальных затрат при обеспечении максимального качества.
Количество баллов, присваиваемое предложению, определяется в соответствии с таблицей ниже.
Качество предложения по показателю Характеристика предложения по показателю Максимальное значение в баллах
Высокое Подробное описание хода выполнения работ, оказания услуг, а также предлагаемых технических решений 100
Среднее Описание хода выполнения отдельных работ, оказания услуг требует доработки, предлагаемые технические решения недостаточно детализированы 50
Низкое Ход выполнения работ, оказания услуг описан с низкой детализацией, предлагаемые технические решения описаны укрупненно 10
Комиссия приходит к выводу, что установленный Заказчиком в Конкурсной документации порядок оценки заявок по критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" не позволяет выявить лучшее условие выполнения контракта, в связи с отсутствием установленной зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по указанному критерию оценки. Кроме того, Конкурсная документация не содержит показателей, позволяющих определить степень детализации работ в соответствии со спецификой объекта.
Действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно доводу жалобы Заявителя в Конкурсной документации не установлено требование о наличии у участника закупки действующей лицензии ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации, а также действующей лицензии ФСТЭК России на деятельность по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в целях работ, указанных в Техническом задании Конкурсной документации, не значится создание государственной информационной системы, а только развитие и доработка систем, что подтверждается тем, что указанные в предмете Конкурса системы внесены в Реестр федеральных государственных информационных систем с номерами ФС-77110051 и ФС-77110052.
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих, что объект закупки по контракту предполагает необходимость наличия у участника закупки действующей лицензии ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации, а также действующей лицензии ФСТЭК России на деятельность по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что описание информационных систем, подлежащих доработке в рамках исполнения контракта, а также конкретные показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых работ, услуг установленным Заказчиком требованиям, содержатся в Техническом задании Конкурсной документации. Также представители Заказчика сообщили, что требования к выполнению работ, оказанию услуг установлено Заказчиком в соответствии с потребностями Заказчика в указанных работах.
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода Заявителя.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком в Конкурсной документации надлежащим образом не установлено описание закупки по предмету Конкурса, что не позволяет участника закупки сформировать надлежащим образом предложение о цене контракта, а также составить заявку на участие в Конкурс, не нашел своего подтверждения.
4. Согласно части 4 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно содержать требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости.
В соответствии с пунктом 10 Технического задания Конкурсной документации установлено следующее: "Гарантийный срок на выполненные работы устанавливается 12 (Двенадцать) месяцев с даты подписания Заказчиком акта сдачи-приемки этапа N 3 без дополнительного финансирования. Гарантийный срок на оказанные услуги устанавливается 6 (Шесть) месяцев с даты подписания Заказчиком акта сдачи-приемки этапа N 3 без дополнительного финансирования".
При этом представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что раздел 7 Технического задания Конкурсной документации содержит требования к срокам исполнения контракта: в рамках 1 этапа требуется выполнение работ по пунктам 6.1 - 6.5 Технического задания Конкурсной документации; в рамках 2 этапа требуется выполнение работ по пунктам 6.6 - 6.9 Технического задания Конкурсной документации; в рамках 3 этапа требуется оказание услуг по пункту 6.10 Технического задания Конкурсной документации. Таким образом, представители Заказчика сообщили, что в соответствии с Техническим заданием Конкурсной документации Заказчиком установлены различные гарантийные сроки для выполнения работ и оказания услуг по контракту, что не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
На основании изложенного, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Кауфман, Романов и партнеры" обоснованной в части установления Заказчиком порядка оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушающего требования Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Заказчику, конкурсной комиссии Заказчика предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 29.04.2014 N К-473/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 29 апреля 2015 г. N К-473/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был