Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Литейно-механический завод" (далее - Заявитель) на действия единой комиссии Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Единая комиссия), Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту помещений по адресу г. Москва, ул. Маши Порываевой, д. 7, стр. Г, этаж 4 (номер извещения 0273100000715000018) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Единой комиссии, Заказчика при проведении Заказчиком, Единой комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Единой комиссии:
1. Единой комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе;
2. Разъяснения о положениях документации об Аукционе, данные Заказчиком на запросы о разъяснениях положений документации об Аукционе, изменяют суть документации об Аукционе;
3. Заказчиком утверждена документация об Аукционе, не соответствующая Закону о контрактной системе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Единая комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 17.03.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 4 830 804,88 рублей;
4) на участие в Аукционе подана 21 заявка от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 16 участников закупки;
6) дата проведения Аукциона - 17.04.2015;
7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 9 участников Аукциона;
8) победителем Аукциона признано ЗАО Компания ФЕРОНИКА с минимальным предложением о цене контракта 2 124 916,25 рублей.
1. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара (в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 498-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 14.04.2015 N 0273100000715000018-1 (далее - Протокол рассмотрения первых частей) Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе, по следующему основанию: "На основании п. 2) ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и пп. 2) п. 5.1.4. ч. 5.1. раздела 5 части II Документации аукциона в электронной форме, участник закупки предоставил технические характеристики о используемом товаре, не соответствующие требованиям, установленным в Техническом задании Документации аукциона в электронной форме, а именно: В Техническом задании Документации аукциона в электронной форме установлено: - п. 12 "Класс применения 34/43", согласно разъяснению от 08 апреля 2015 г. N 02-09-18/09-4990 участник закупки должен указать оба значения. В заявке участника закупки указано: - "Класс применения 43"".
В соответствии с пунктом 12 таблицы "Применяемый для выполнения работ материал" части V "Техническое задание на выполнение работ по ремонту помещений по адресу г. Москва, ул. Маши Порываевой, д. 7, стр. Г, этаж 4" документации об Аукционе установлено по линолеуму коммерческому гомогенному (толщина 2 мм, класс 34/43, пож. безопасность Г1, В2, РП1, Д2, Т2), в том числе, "класс применения - 34/43".
Согласно подпункту "б" пункта 3.2.2.3 части 3.2.2 раздела 3.2 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе" документации об Аукционе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать информацию, в том числе: "согласие участника электронного аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных настоящей документацией об электронном аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным настоящей документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара".
Изучив первую часть заявки Заявителя на участие в Аукционе, представленную представителями Заказчика, Комиссия установила, что заявка по Показателю содержит конкретный показатель, а именно: "класс применения - 43".
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
В соответствии с разъяснением положений документации об Аукционе, размещенного Заказчиком на Официальном сайте, от 08.04.2015 N 02-09-18/09-4990 в ответ на запрос о разъяснении положений документации об Аукционе по показателю "класс применения" линолеума коммерческого гомогенного (толщина 2 мм, класс 34/43, пож. безопасность Г1, В2, РП1, Д2, Т2) (далее - Показатель) участник закупки должен указать оба значения.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что документация об Аукционе не содержит положений, из которых следует, что в заявке на участие в Аукционе необходимо указать оба значения по Показателю, поскольку положения раздела 3.2 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе" документации об Аукционе предусматривают исключительно предоставление конкретных показателей в составе заявки на участие в Аукционе.
Комиссия приходит к выводу, что инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе документации об Аукционе не содержит требований о необходимости указания в заявке на участие в Аукционе по Показателю обоих значений, из чего следует, что разъяснение положений документации об Аукционе, размещенное Заказчиком на Официальном сайте, изменяет суть документации об Аукционе.
Также на заседании Комиссии установлено, что согласно Протоколу рассмотрения первых частей заявке на участие в Аукционе заявке с порядковым номером "14" на участие в Аукционе отказано по тому же основанию, что и Заявителю.
Изучив заявку с порядковым номером "14" на участие в Аукционе, Комиссия установила, что заявка на участие в Аукционе по Показателю содержит конкретный показатель, а именно: "класс применения 34".
Таким образом, действия Единой комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю, а также заявке с порядковым номером "14" в допуске к участию в Аукционе, нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, действия Заказчика, разместившего разъяснения положений документации об Аукционе, изменяющие суть документации об Аукционе, нарушают часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе, не установившего в документации об Аукционе надлежащей инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок. По истечении указанного срока обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего осуществляется только в судебном порядке.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе 10.04.2015. Вместе с тем, жалоба Заявителя подана в ФАС России 21.04.2015 (вх. от 21.04.2015 N 13496/15), то есть после окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе.
Таким образом, довод жалобы Заявителя о том, что Заказчиком утверждена документация об Аукционе, несоответствующая Закону о контрактной системе, не подлежит рассмотрению Комиссией.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Литейно-механический завод" обоснованной в части необоснованного решения Единой комиссии об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе, размещения Заказчиком разъяснений о положениях документации об Аукционе на Официальном сайте, изменяющих суть документации об Аукционе.
2. Признать в действиях Единой комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 64, части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Единой комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела от 28.04.2015 N К-458/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 28 апреля 2015 г. N К-458/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был