Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Ковчег Европы" (далее - Заявитель) на действия Федеральной службы по труду и занятости (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по организации и проведению Всероссийского форума государственных инспекторов труда Федеральной службы по труду и занятости "Повышение эффективности государственной надзорной деятельности, с учетом последних изменений законодательства в сфере охраны труда и КоАП РФ, на основе системы управления по результатам (KPI) во взаимосвязи с системой управления кадрами (обучение, бенчмаркинг, оценка, аттестация, карьерный рост)" (номер извещения 0173100008515000016) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком неправомерно установлено требование к участникам закупки о предоставлении в составе заявки документа, подтверждающего наличие информационно-правовой системы с возможностью выдачи персональных логинов/паролей, что ограничивает количество участников закупки.
2. В пункте 3 порядка оценки Заказчик установил требование к участникам Конкурса предоставления подтверждения квалификации участника, а именно количество публикаций, авторских работ в СМИ, в том числе в научных изданиях, по темам в области, управления персоналом, кадрового дела в сфере охраны труда за последние 3 календарных года, что ограничивает количество участников закупки.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 09.04.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 12 000 000 рублей;
4) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 29.05.2015.
1. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки:
1) Цена государственного контракта - Значимость критерия: 60%;
2) Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки - Значимость критерия: 30%;
3) Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - Значимость критерия: 10%.
По критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлен, в том числе, показатель "предложения по информационному сопровождению проведения Форума посредством создания открытого доступа к информационно-правовым системам по кадрам и охране труда через сеть Интернет. Оценивается количество предоставляемых участникам Форума логинов/паролей для входа в системы". Коэффициент значимости показателя составляет 0,3.
Вместе с тем, пункт 3.7 раздела 3 Конкурсной документации "Содержание оказываемых услуг" Технического задания Конкурсной документации предусматривает оказание следующей услуги: "Организацию информационного сопровождения посредством создания открытого доступа к информационно-правовым системам по кадрам и охране труда (далее-системы) через сеть Интернет и предоставление участникам персонального логина/пароля для входа в системы. Организация и подготовка портала осуществляется с созданием информационного контента (методические и аналитические материалы, экспертные интервью, информационные обзоры по направлениям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, доступ к электронным версиям журналов по темам охрана труда и управление персоналом)".
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что обеспечение необходимым Заказчику количеством предоставляемых участникам Форума персональных логинов/паролей для входа в системы является обязательным требованием, установленным документацией об Аукционе и зависит от количества участников Форума, которое устанавливает Заказчик в соответствии со своими потребностями.
Исходя из указанного, Заказчиком не может быть оценено количество предоставляемых участникам Форума персональных логинов/паролей для входа в системы в ходе оценки заявок участников закупки на участие в Конкурсе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего показатель, не способствующий выявлению наилучшего предложения, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. По критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлен, в том числе, показатель "количество публикаций, авторских работ в СМИ, в том числе в научных изданиях, по темам в области, управления персоналом, кадрового дела и в сфере охраны труда за последние 3 календарных года, которые были подготовлены к печати Участником и (или) его работниками и опубликованы от имени Участника и (или) его работника (работников)". Коэффициент значимости Показателя составляет 0,1.
На заседании Комиссии, Заявитель пояснил, что требование по показателю "количество публикаций, авторских работ в СМИ, в том числе в научных изданиях, по темам в области, управления персоналом, кадрового дела и в сфере охраны труда за последние 3 календарных года, которые были подготовлены к печати Участником и (или) его работниками и опубликованы от имени Участника и (или) его работника (работников)" является неправомерным, и ограничивает количество участников закупки, так как опыт участника закупки может быть подтвержден копиями контрактов, предметом которых является оказание образовательных услуг, что не является предметом контракта настоящей закупки.
Согласно Конкурсной документации предметом контракта закупки является "оказание услуг по организации и проведению Всероссийского форума государственных инспекторов труда Федеральной службы по труду и занятости "Повышение эффективности государственной надзорной деятельности, с учетом последних изменений законодательства в сфере охраны труда и КоАП РФ, на основе системы управления по результатам (KPI) во взаимосвязи с системой управления кадрами (обучение, бенчмаркинг, оценка, аттестация, карьерный рост)".
Представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств того, что требование по показателю "количество публикаций, авторских работ в СМИ, в том числе в научных изданиях, по темам в области, управления персоналом, кадрового дела и в сфере охраны труда за последние 3 календарных года, которые были подготовлены к печати Участником и (или) его работниками и опубликованы от имени Участника и (или) его работника (работников)" является неправомерным, и ограничивает количество участников закупки.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса содержит, в том числе: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться , в том числе следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Подпункт 3.5. пункта 3 "Содержание оказываемых услуг" технического задания Конкурсной документации содержит сведения о количестве участников, приглашенных для участия в Форуме при исполнении контракта, а именно: "Организацию заселения участников (не менее 100 участников) Форума (в соответствии с согласованным списком) в номерах, на период их участия в Форуме и их трансферов при заезде и выезде согласно мест, указанных Заказчиком."
Вместе с тем, подпункт 3.3. пункта 3 "Содержание оказываемых услуг" технического задания Конкурсной документации содержит сведения о списке участников, приглашенных для участия в Форуме при исполнении контракта, а именно: "Формирование и согласование с Заказчиком списка участников Форума".
Учитывая вышеизложенное, Заказчиком в Конкурсной документации не установлен объем услуг, что нарушает пункт 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации объем услуг, не соответсвуют пункту 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 42, нарушают пункт 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Ковчег Европы" обоснованной обоснованной в части установления в Конкурсной документации ненадлежащего порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок".
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 9 части 1 статьи 50, пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 27.04.2015 N К-454/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 27 апреля 2015 г. N К-454/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был