Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института экономики Российской академии наук (далее - Заявитель) на действия Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение научно-исследовательской работы "Комплексные исследования по совершенствованию системы планирования и управления реализацией государственной программы Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности на 2013 - 2025 годы" Шифр "Авиагоспрограмма-3" реализуемой в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности на 2013 - 2025 годы" (номер извещения 0173100009515000042) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Установленный Заказчиком в Конкурсной документации порядок оценки по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ" критерия "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ" не позволяет надлежащим образом оценить квалификацию участника закупки, поскольку в рамках указанного показателя подлежат оценке исключительно специалисты в сфере технических наук, вместе с тем, в рамках исполнения государственного контракта должны быть решены задачи, решение которых относится к сферам юридических и экономических наук, а также требуют применения комплексного, междисциплинарного подхода, следовательно в рамках указанного паказателя необходимо оценивать специалистов также в сфере юридических и экономических наук.
2. В Разделе III "Требования к качественным, функциональным и техническим характеристикам выполняемой работы" Конкурсной документации не установлен срок исполнения первого этапа работ.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 16.03.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 210 000 000 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 21.04.2015.
1. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила оценки), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил оценки, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил оценки установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с Конкурсной документацией Заказчиком установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе:
1. Цена Контракта (Kai) (значимость - 20%)
2. Качественные, функциональные и экологические характеристики работы (Kci) (значимость - 40%)
3. Квалификация участников конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом Контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (Kfi) (значимость - 40%)
По критерию "Квалификация участников конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом Контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в Конкурсной документации установлен в том числе показатель: "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ (значимость критерия - 50%)" согласно которому:
"Заявки на участие в конкурсе будут оцениваться по количеству привлекаемых участником конкурса (штатных или привлеченных на договорной основе) для выполнения работы дипломированных специалистов, имеющих ученые степени кандидата технических наук или доктора технических наук".
На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что вопросы, связанные с исследованиями по программе развития авиационной промышленности связаны именно с развитием авиационной техники и технологий производства, следовательно при оценке заявок должно учитываться наличие кадров, имеющих высшую квалификацию в технических вопросах, что подтверждается дипломами о присвоении степеней кандидата технических, доктора технических наук, и соответствующий критерий оценки включен в конкурсную документацию.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что порядок оценки по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ" критерия "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ", установленный в Конкурсной документации, не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. На заседании Комисисии установлено, что по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики работы" в Конкурсной документации установлен показатель: "Качество работ" согласно которому:
"Конкурсной комиссией оценивается степень проработанности организационно-технического предложения выполнения НИР и оптимальности предлагаемой участником конкурса методологии выполнения НИР для достижения наилучшего результата.
Максимальное количество баллов - рейтинг критерия (Rci ) - 100 - присуждается заявке, содержащей детальную проработку организационно-технического предложения, а также содержательное описание оптимальной методологии выполнения НИР с обоснованием предлагаемого пути и методов решения задач по теме НИР, позволяющих сделать выводы о предпринимаемых Исполнителем действиях для достижения конкретных результатов в ходе выполнения НИР;
50 баллов - присуждается заявке, содержащей описание оптимальной методологии выполнения НИР с обоснованием предлагаемого пути и методов решения задач по теме НИР, но не содержащей детальной проработки организационно-технического предложения;
20 баллов - присуждается заявке, содержащей детальную проработку организационно-технического предложения, но не содержащей описание методологии выполнения НИР с обоснованием предлагаемого пути и методов решения задач по теме НИР;
0 баллов - присуждается заявке, не содержащей детальной проработки организационно-технического предложения и описания методологии выполнения НИР с обоснованием предлагаемого пути и методов решения задач по теме НИР."
Исходя из указанного, порядок оценки по показателю "Качество работ" не позволяет выявить лучшее предложение об исполнении контракта, в связи с отсутствием установленной зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по указанному показателю.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. По мнению заявителя в Разделе III "Требования к качественным, функциональным и техническим характеристикам выполняемой работы" Конкурсной документации не установлен срок исполнения первого этапа работ.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что в Конкурсной документации установлен срок исподнения первого этапа работ "Исследования эффективности реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности на 2013 - 2025 годы" по итогам 2014 года", а именно в пункте 3 раздела Ш "Требования к качественным, функциональным и техническим характеристикам выполняемой работы" установлен следующий срок выполнения: "С даты заключения государственного контракта - май 2015 г.".
В соответствии с пунктом 3 статьи 192 Гражданского кодекса Российской Федерации срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока.
Следовательно Заказчик установил срок, не противоречащий Закону о контрактной системе и Гражданскому кодексу Российской федерации.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
АО "ЦНИИ ЭИСУ" 19.02.2015 обратился в ФАС России с жалобой на действия Заказчика, Конкурсной комиссии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации при проведении Конкурса с номером извещения 0173100009514000395.
Комиссия, рассмотрев 02.03.2015 жалобу АО "ЦНИИ ЭИСУ" от 19.02.2015, решила признать указанную жалобу обоснованной, в действиях Заказчика выявлены нарушения пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, в действиях Конкурсной комиссии выявлены нарушения части 2 статьи 53 Закона о контрактной системе.
На основании решения от 02.03.2015 по делу N К - 156/15, принятого по итогам рассмотрения жалобы АО "ЦНИИ ЭИСУ" от 19.02.2015, Заказчику, Конкурсной комиссии выдано предписание по делу N К-156/15 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок (далее - Предписание, в соответствии с которым предписано:
1. Заказчику, Конкурсной комиссии отменить Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе от 13.02.2015 N 003/18-РАП-1ро, Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе от 10.02.2015 N 003/18-РАП-1в, разместить на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) информацию об отмене указанных протоколов, а также вернуть участникам закупки ранее поданные ими заявки на участие в Конкурсе с уведомлением о прекращении действия указанных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Конкурсе.
2. Заказчику не позднее 5 рабочих дней со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания вернуть участникам закупки, подавшим заявки на участие в Конкурсе, денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в Конкурсе.
3. Заказчику:
- привести Конкурсную документацию в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 02.03.2015 по делу N К-156/15, а также разместить соответствующую документацию на Официальном сайте;
- назначить новую дату вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в Конкурсе, дату рассмотрения заявок на участие в Конкурсе и дату подведения итогов Конкурса, а также разместить на Официальном сайте информацию об указанных датах. При этом срок подачи заявок на участие в Конкурсе должен быть продлен так, чтобы со дня размещения на Официальном сайте соответствующей Конкурсной документации до даты окончания подачи заявок на участие в Конкурсе такой срок составлял не менее чем 10 рабочих дней.
Срок исполнения предписания - 16.03.2015
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком, Конкурсной комиссией Предписание не исполнено.
Таким образом, действия Заказчика, Конкурсной комиссии не исполнивших Предписание в установленный срок, нарушают пункт 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт экономики Российской академии наук необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела от 24.04.2015 N К-444/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 24 апреля 2015 г. N К-444/15/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был