Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) при участии представителей филиала Федерального государственного казенного учреждения "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" в г. Симферополе Титовой А.А., Назаровой П.Н., Загорулькина Э.В., Гладько Р.С., Елизарова А.В., представители Государственного унитарного предприятия "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан", ООО "БАСК", на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "БАСК" (далее - Заявитель) на действия филиала Федерального государственного казенного учреждения "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" в г. Симферополе (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, аукционной комиссией филиала Федерального государственного казенного учреждения "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" в г. Симферополе (далее - Аукционная комиссия), Государственным унитарным предприятием "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по содержанию в чистоте помещений и прилегающих территорий пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, находящихся в сфере деятельности Крымского филиала ФГКУ Росгранстрой (номер извещения 0875100000315000003) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчик при проведении Оператор электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчик в документации об Аукционе установил неправомерные требования к товарам, используемым при оказании услуг по Аукциону.
2. Разъяснения положений документации об Аукционе, размещенные Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) изменяют суть документации об Аукционе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Единой комиссии 20.04.2015 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы Заявителя, рассмотрение перенесено на 21.04.2015.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 31.03.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 3 732 847,20 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 8 заявок от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона - 20.04.2015;
7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона.
1. По мнению Заявителя в приложении к техническому заданию документации об Аукционе установлены следующие требования, не соответствующие требованиям Закона о контрактной системе:
1) Туалетное мыло, единица измерения "г", данная единица измерения не является корректной для данного вида товара;
2) Концентрированное средство для мойки стекол и зеркал - должно быть высококонцентрированная системе, должно эффективно обезжиривать и обновлять стеклянные и зеркальные - не законченно предложение, что именно стеклянные и зеркальны должно обезжиривать и обновлять;
3) Средство для мебели - "должен применятьсдля мебели и деревянных поверхностей". Допущена грамматическая ошибка;
4) Средство от насекомых - некорректно установлена единица измерения "менее нуля целых тридцати трех сотых кг";
5) Уайт-спирит - "массовая доля ароматических" не отображается окончание предложения;
6) Универсальное чистящее средство - содержание Д-Лимонен до 30, не установлена единица измерения;
7) Моющее средство с обезжиривающим эффектом - относительная плотность 1,00 - 1,10 , однако под вышеуказанное требование плотности подходят только газообразные вещества;
8) Моющее средство для механической уборки - диапазон коэффициента преломления 17,0-20,0 Brix
9) Перчатки трикотажные - "длина напалка большого пальца должна быть в диапазоне от пяти целых ноля десятых до восьми целых пяти десятых" не указана единица измерения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На заседании Комиссии, представители Заказчика пояснили, что Заказчиком по пунктам приложения к техническому заданию документации об Аукционе, указанным в жалобе допущены технические ошибки. При этом, Заказчиком даны разъяснения положений документации, об Аукционе, в соответствии с которыми Заказчик исключил некоторые пункты из технического задания документации об Аукционе, а также устранил технические ошибки документации об Аукционе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика не установившего в документации об Аукционе надлежащим образом требования к товарам, используемым при оказании услуг, не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом следует отметить, что указанные нарушения не повлияли на возможность подачи заявок на участие в Аукционе, так как на участие в Аукционе подано 8 заявок от участников закупки, при этом допущено к участию в Аукционе 2 участника закупки, вышесказанные нарушения не повлекли отказы в допуске к участию в Аукционе.
2. В силу части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе, разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
В соответствии с разъяснением положений документации об Аукционе от 11.04.2015 N РД2: "В п. "Моющее средство для асфальта" Заказчиком установлено требование: Должен включать комплексоны, НПАВ, растворитель, спец. добавки. Моющая способность не должна быть менее 85. Содержит менее 3,5 поверхностно-активных веществ недопустимо, должен содержать фосфаты или является водосмягчающим средством. Согласно инструкции к заполнению заявки Знаки "\", "," при описании материалов означает "или" и в этом случае Участником должно быть предложено одно конкретное значение из предложенных. Согласно данных производителей состав моющего средства для асфальта включает в себя все компоненты (и комплексоны и растворитель и НПАВ и спец добавки). Ответ: В данном требовании необходимо считать "," как "и".
При этом, согласно инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе установлено: "Знаки "\", "," при описании материалов означает "или" и в этом случае Участником должно быть предложено одно конкретное значение из предложенных".
Таким образом, действия Заказчика, разместившего разъяснения документации об Аукционе, изменяющие ее суть, нарушают часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
При этом в соответствии с частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 15.04.2015 участнику закупки с номером заявки "6" (Участник) отказано в допуске к участию в Аукционе по основанию: "в составе первой части заявки участника закупки представлены сведения о конкретных показателях предлагаемого к использованию товара, не соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе", например: "Туалетное мыло": температура застывания жирных кислот, в диапазоне выделенных из мыла (титр), °C от 35 до 41°C".
Согласно приложению к Техническому заданию документации об Аукционе установлено: "Туалетное мыло - Температура застывания жирных кислот, в диапазоне выделенных из мыла (титр), °С от 35 до 41".
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
При этом, согласно инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе "При указании в требуемом параметре формулировки "в диапазоне" участником должно быть предложено конкретное значение показателя. Например требуемое "длина в диапазоне 5-15 метров" - возможное предложение участника "длина 10 метров" При этом использование формулировок "диапазон", "в диапазоне" не отменяют использование знаков "<", ">" а так же слов "от" и "до", а так же невозможность участником предлагать в своей заявке крайние значения диапазонов указанных в требованиях через знак "-" в описании характеристик в соответствии с правилами описанными в данной инструкции. При использовании в описании характеристик слов "от" и "до" означают требование предоставления значений характеристик "более" и "менее" указанных значений соответственно".
Вместе с тем, инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе содержит, также пример заполнения требуемых значений в диапазоне: "Например требуемое "Диапазон рабочих температур от -20 до +40" участник может предложить "Диапазон рабочих температур -15...+35" b и не может предложить "Диапазон рабочих температур -20 ... +40".
Изучив первую часть заявки Заявителя на участие в Аукционе, представленную представителями Заказчика, Комиссия установила, что заявка содержит "Туалетное мыло: Температура застывания жирных кислот, в диапазоне выделенных из мыла (титр), °С от 37 до 400°С".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе документации об Аукционе не содержит требований, позволяющих однозначно определить, каким образом необходимо вышеуказанное значение в заявке на участие в Аукционе.
Отсутствие в документации об Аукционе надлежащей инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, в связи с тем, что в документации об Аукционе отсутствует надлежащая инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе, Комиссия приходит к выводу, что участники закупки, в том числе Участник, не имели возможности определить, каким образом необходимо представить сведения в отношении интервальных значений показателей.
Следовательно, действия Аукционной комиссии, принявшей решение об отказе Участнику в допуске к участию в Аукционе, нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "БАСК" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункт 1 части 1 статьи 64, часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
5. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 21.04.2015 N К-431/15 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 21 апреля 2015 г. N К-431/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был