Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев в рамках полномочий Комиссии жалобу ООО "Открытые информационные технологии" (далее - Заявитель) на действия Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по разработке системного проекта модернизации и развития Единой интегрированной информационной системы "Соцстрах" и прикладных информационных систем Фонда социального страхования Российской Федерации (номер извещения 0273100000715000019) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Требования к выполнению работ по контракту, установленные в Техническом задании Конкурсной документации, не соответствуют потребностям Заказчика.
2. Заказчиком ненадлежащим образом даны ответы на запросы Заявителя о даче разъяснений положений Конкурсной документации.
3. В Конкурсной документации не установлены надлежащим образом объемы подлежащих выполнению работ по контракту.
4. Заказчиком в Конкурсной документации установлены неисполнимые сроки выполнения работ по I этапу, что ограничивает количество участников закупки.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 23.03.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 32 973 000 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;
5) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 16.04.2015.
1. Пунктом 3 статьи 13 Закона о контрактной системе установлено, что в соответствии с Законом о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, в том числе для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 13 Закона о контрактной системе функций и полномочий.
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что процедура определения подрядчика на выполнение работ по Конкурсу проводится Заказчиком в соответствии с потребностями Заказчика в указанных работах.
В соответствии с частью 9 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации:
1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд;
2) органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;
3) органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
В этой связи Комиссия в соответствии с Законом о контрактной системе не обладает полномочиями по установлению соответствия предмета Конкурса потребностям Заказчика.
Таким образом, довод Заявителя о том, что требования к выполнению работ по контракту, установленные в Техническом задании Конкурсной документации не соответствуют потребностям Заказчика, не подлежит рассмотрению Комиссией.
2. В соответствии с частью 7 статьи 50 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
Согласно части 8 статьи 50 Закона о контрактной системе в течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.
На заседании Комиссии представители Заказчика представили доказательства, в соответствии с которыми в адрес Заказчика поступило 5 запросов от участников закупки, в том числе от Заявителя, о даче разъяснений положений Конкурсной документации, при этом Заказчиком в регламентированный Законом о контрактной системе срок размещены ответы на указанные запросы от участников закупки на Официальном сайте, а также направлены ответы в письменной форме.
Кроме того, представителем Заявителя не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих, что разъяснения положений Конкурсной документации изменяют суть Конкурсной документации.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя в Конкурсной документации не установлены надлежащим образом объемы подлежащих выполнению работ по контракту.
В соответствии пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 3.1 раздела 3 "Требования к системному проекту" Конкурсной документации "Системный проект должен учитывать ранее подготовленные документы по развитию ЕИИС "Соцстрах" и прикладных ИС Фонда".
Вместе с тем, представители Заказчика на заседании Комиссии сообщили, что Техническое задание Конкурсной документации содержит исчерпывающее описание объемов работ, подлежащих выполнению в рамках контракта по Конкурсу, при этом, учитывая, что работы по разработке системного проекта производятся в целях развития и модернизации функционирующей Единой интегрированной информационной системы "Соцстрах", указанный в Техническом задании Конкурсной документации системный проект должен основываться на исходных данных системы "Соцстрах".
Таким образом, довод Заявителя признан необоснованным.
4. В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает информацию, предусмотренную статьей 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
При этом согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно пункту 2.5 Информационной карты Конкурсной документации Заказчиком установлены следующие сроки выполнения работ: "1 этап - не более 10 (десяти) календарных дней с даты заключения Государственного контракта; 2 этап - не более 25 (двадцати пяти) календарных дней с момента приемки 1 этапа; 3 этап - с момента приемки 2 этапа, но не позднее 20.06.2015 года".
На заседании Комиссии представитель Заявителя сообщил, что в соответствии с разделом 3 Конкурсной документации "Требования к системному проекту" установлен перечень требований по взаимосвязанным работам, в связи с чем, выполнение работ по 1 этапу невозможно исполнить без выполнения работ, установленных Заказчиком в рамках 2 и 3 этапов работ. Таким образом, Заявителем сделан вывод, что полный объем работ по Контракту подлежит выполнению в десятидневный срок с даты заключения контракта, что ограничивает количество участников закупки.
Согласно разделу 5 Конкурсной документации "Требования к составу и результатам работ": "в качестве результатов работ по первому этапу должны быть представлены следующие документы:
1. Паспорт Системного проекта;
2. Глоссарий Системного проекта;
3. Описание условий и ограничений разработки Системного проекта".
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что 1 этап выполнения работ не предполагает непосредственно разработку системного проекта по Контракту, исполнителю необходимо описать термины, работы, методики выполнения работ. Кроме того, представители Заказчика сообщили, что на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки, соответственно, установленные Заказчиком в Конкурсной документации сроки не ограничивают количество участников закупки.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком в Конкурсной документации установлены неисполнимые сроки выполнения работ по I этапу, не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
Признать жалобу ООО "Открытые информационные технологии" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 15 апреля 2015 г. N К-394/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был