Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Зетфорс" (далее - Заявитель) на действия Федерального агентства по туризму (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по созданию информационной системы "Электронная путевка" (1-я очередь) (номер извещения 0173100006515000021) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в Конкурсной документации требования, ограничивающие число участников закупки, а именно: Концептуальные положения создания информационной системы "Электронная путевка" Конкурсной документации содержат указания на обладание участником закупки исключительным правом на программно-аппаратный комплекс HP Secure Resource Partitions и Superdome servers, что не позволяет участнику закупки осуществить передачу соответствующих прав по результатам выполнения работ, составляющих предмет Конкурса.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Оператора электронной площадки 13.04.2015 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы Заявителя, рассмотрение перенесено на 14.04.2015.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 18.03.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 177 134 000 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 11 заявок от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущено участников закупки;
6) дата рассмотрения и оценки заявок - 14.04.2015.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно доводу жалобы Заявителя, в Конкурсной документации установлены требования, ограничивающие число участников закупки, а именно: Концептуальные положения создания информационной системы "Электронная путевка" (далее - Концепция) Конкурсной документации содержат указания на обладание участником закупки исключительным правом на программно-аппаратный комплекс HP Secure Resource Partitions и Superdome servers, что не позволяет участнику закупки осуществить передачу соответствующих прав по результатам выполнения работ, составляющих предмет Конкурса.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что сведения, содержащиеся в заявке на участие в Конкурсе, должны соответствовать требованиям, установленным Техническим заданием Конкурсной документации, положения Концепции используются участником закупки исключительно как дополнение к Конкурсной документации и предназначены для ознакомления. При этом, при рассмотрении заявок на участие в Конкурсе, заявка участника Конкурса подлежит оценке, в том числе, на предмет наличия предложения участника Конкурса по совершенствованию Концепции.
Вместе с тем, представитель Заявителя не представил доказательств подтверждающих, что требования, установленные в Конкурсной документации, ограничивают число участников закупки.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки: "Цена контракта" (Значимость критерия: 30%); "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" (Значимость критерия: 65%); "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (Значимость критерия: 5%).
Согласно Конкурсной документации установлен следующий, в том числе, порядок оценки по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" по показателю "Качество работ" по критерию показателя "Качество предложений по созданию информационной системы "Электронная путевка":
Качество предложений по реализации компонентов, входящих в состав ИСЭП\С1 Оценка показателя складывается из экспертных оценок, составляющих предложения:
Принципы создания (проектирования, разработки, внедрения) Системы в целом и ее компонентов.
Видение (варианты) реализации подсистем и используемые технологии.
Принципы (методы, способы) обоснования программного и технического обеспечений. Недостаточная проработка материала:
не соответствует ни одному требованию ТЗ либо противоречит требованиям Конкурсной документации.
0 8
Удовлетворительная проработка материала:
соответствует требованиям Конкурсной документации частично.
4
Высокая проработка материала:
1) соответствует требованиям Конкурсной документации;
2) предложение содержит проработку не только на уровне компонентов, но и на уровне составляющих его элементов.
8
Исходя из указанного, Комиссия приходит к выводу, что порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по критерию "Качество работ" не позволяет выявить лучшее предложение об исполнении государственного контракта, поскольку, в случае несоответствия заявки участника закупки ни одному из требований Технического задания Конкурсной документации, частичному соответствию Конкурсной документации, заявка участника закупки в соответствии с Законом о контрактной системе подлежит отклонению. Также, в указанном порядке оценки заявок на участие в Конкурсе отсутствует порядок, определяющий зависимость выставления количества баллов от представляемых участниками закупок сведений в составе заявок на участие в Конкурсе.
По критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" по показателю "Качество работ" по критерию показателя "Качество предложений о гарантиях качества работ" в Конкурсной документации установлено, в том числе, следующее:
Срок гарантии\С14 Значение указывается в заявке на конкурс Минимальное значение из всех предложенных 0 6
Значение показателя не равное минимальному и максимальному значений 3
Максимальное значение из всех предложенных 6
Предложения по организации гарантийного обслуживания \ С15 Оценка показателя складывается из экспертных оценок представленных предложений Недостаточная проработка материала:
не соответствует ни одному требованию ТЗ либо противоречит требованиям Конкурсной документации. 0 6
Удовлетворительная проработка материала:
соответствует требованиям Конкурсной документации частично. 3
Высокая проработка материала:
1) соответствует требованиям Конкурсной документации;
2) предложение содержит проработку не только на уровне компонентов, но и на уровне составляющих его элементов. 6
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что предложения по срокам гарантии выполненных работ, представляемые участниками Конкурса в составе заявки на участие в Конкурсе, не могут подлежать оценке в рамках критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок".
Таким образом, действия Заявителя, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Зетфорс" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 14.04.2015 N К-392/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 14 апреля 2015 г. N К-392/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был