Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Лобова А.Ю.,
членов Комиссии:
заместителя начальника отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Строгановой Д.А.,
ведущего консультанта отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Брыкиной В.М.,
при участии представителей Фонда социального страхования Российской Федерации Ендяковой О.И., Москворецкой А.Ю., представители ООО "Финансово-консалтинговая группа Развитие 2000" на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Финансово-консалтинговая группа Развитие 2000" (далее - Заявитель) на действия Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по проведению обучения кадров Фонда социального страхования Российской Федерации (номер извещения 0273100000715000024) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
установила:
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в Конкурсной документации установлен порядок оценки, в соответствии с которым оценке в рамках критерия "Квалификация участника закупки, в том числе наличие финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании, опыта оказания услуг, связанных с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" подлежит исключительно опыт обучения участником закупки кадров Фонда социального страхования Российской Федерации за предыдущие 3 года, а также количество обученных работников Фонда социального страхования Российской Федерации за предыдущие 3 года, что противоречит положениям законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
2. Заказчиком в Техническом задании Конкурсной документации установлены требования к условиям проживания слушателей на период обучения, а также установлен перечень образовательных программ не взаимосвязанных между собой, что нарушает положения Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 31.03.2015;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 14 471 600 рублей;
3) окончание срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 24.04.2015.
1. Пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Пунктом 11 Правил оценки установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
1). Цена Контракта. Значимость критерия: 40%;
2). Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутацией специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. Значимость критерия: 60%.
Согласно "Приложению N 2 Информационной карты Конкурсной документации, критерии оценки и величины их значимости, а также показатели, раскрывающие содержание критерий оценки рассчитываются в соответствии со следующей таблицей:
Критерии и показатели оценки заявок Значимость критерия (%)
Квалификация участника закупки, в том числе наличие финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании, опыта оказания услуг, связанных с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации
60
Показатель Баллы
Опыт предоставления услуг по обучению кадров Фонда социального страхования Российской Федерации за предыдущие 3 (три) года 40
Количество обученных работников Фонда социального страхования Российской Федерации за предыдущие 3 (три) года 60
Итого баллов: 100
По каждой заявке конкурсная комиссия оценивает предложение участника по каждому показателю. Сумма величин значимости критериев оценки, применяемых заказчиком составляет 100 процентов. Для оценки заявок по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Итоговый рейтинг заявки вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки".
Комиссия приходит к выводу, что оценка заявок по показателю "Опыт предоставления услуг по обучению кадров Фонда социального страхования Российской Федерации за предыдущие 3 (три) года", а также "Количество обученных работников Фонда социального страхования Российской Федерации за предыдущие 3 (три) года" по критерию "квалификация участника закупки, в том числе наличие финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании, опыта оказания услуг, связанных с предметом контракта, и деловой репутации специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" не позволит выявить лучшие условия исполнения контракта, указанные в заявках (предложениях) участников закупки, поскольку не подразумевает объективную оценку опыта по обучению кадров, а также количеству обученных специалистов, кроме как Фонда социального страхования Российской Федерации.
Кроме того, Комиссия приходит к выводу, что Заявителем в Конкурсной документации не указаны показатели, определяющие критерии отнесения работ аналогичным предмету Конкурса.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
По мнению Заявителя, Заказчиком в Техническом задании Конкурсной документации неправомерно установлены требования к условиям проживания слушателей на период обучения, а также установлен перечень образовательных программ не взаимосвязанных между собой, что нарушает положения Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что требования к условиям проживания слушателей на период обучения, а также перечень образовательных программ, установлены в соответствии с потребностями Заказчика и не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
При этом, в жалобе Заявителя не содержатся доказательства, подтверждающие, что установленные в Конкурсной документации вышеуказанные требования нарушают положения Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком в Техническом задании на оказание услуг по проведению обучения кадров Фонда социального страхования Российской Федерации неправомерно установлены требования к условиям проживания слушателей на период обучения, а также перечень образовательных программ, не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Финансово-консалтинговая группа Развитие 2000" обоснованной в части установления в Конкурсной документации надлежащего порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 09.04.2014 N К-355/15 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание Комиссии: |
А.Ю. Лобов |
Члены Комиссии: |
Д.А. Строганова |
|
В.М. Брыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 9 апреля 2015 г. N К-355/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был