Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 3. Ключевые проблемы рынка труда
на 1998-2000 годы и экономические
возможности для занятости населения
Прогноз социально-экономического развития области на 1998 год разрабатывался в условиях продолжающегося спада производства практически во всех отраслях экономики (за исключением отдельных отраслей сельского хозяйства), задержки оплаты федеральными министерствами и ведомствами продукции, произведенной оборонной промышленностью, роста оптовых цен на продукцию промышленности, взаимной финансовой задолженности между предприятиями и долгов по выплате заработной платы. Важной чертой социально-экономической ситуации стало усиление воздействия кризисных факторов на динамику производства.
Итоги 1997 года не внушают оптимизма. Зоны депрессивных отраслей, где сохраняется снижение объемов выпуска продукции не менее чем на 5%, распространилась на все учитываемые отрасли промышленности, кроме химической. Стала реальной угроза не просто массовых банкротств предприятий, а их ликвидации. Особенно тяжелое положение сложилось на предприятиях, выполняющих государственный оборонный заказ и осуществляющих конверсию производства. Общая численность трудовых ресурсов на конец 1997 года составила 1616 тыс.человек.
С учетом временного состояния экономики области в прогнозируемом периоде можно ожидать ухудшения социального положения населения, связанного с ростом безработицы, падением реальной оплаты труда и свертыванием государственных социальных программ.
1998 год характеризуется предполагаемым увеличением численности населения в трудоспособном возрасте. Это обусловлено вхождением в трудоспособный возраст лиц, родившихся в 80-е годы, когда уровень рождаемости был высоким. Одновременно с этим за пределы трудоспособного возраста будут выходить лица военных лет рождения, когда рождаемость была самой низкой.
Ожидается, что трудовые ресурсы в 1998 году по сравнению с 1997 годом увеличатся на 10 тыс.человек (0,6%), в основном за счет роста населения в трудоспособном возрасте. На величину трудовых ресурсов повлияет численность лиц, работающих за пределами трудоспособного возраста, - подростков и пенсионеров. Численность работающих подростков будет увеличиваться, так как сократилось число юношей и девушек, продолжающих учебу.
Прирост трудовых ресурсов может произойти за счет притока мигрантов, из которых около 65 % находятся в трудоспособном возрасте. В результате величина трудовых ресурсов в 1998 году составит 1625 тыс.человек. Информация о трудовых ресурсах области (факт в 1996-1997 годах и прогноз на 1998 год) приведена в таблице 1.
Трудовые ресурсы области (тыс.чел.)
Показатели | Ед. измер. |
1996 год |
1997 год |
1998 год | |
1 вар. | 2 вар. |
Трудовые ресурсы тыс.чел. 1616,0 1616,0 1626,0 1626,0
Численность занятых в
экономике - всего тыс.чел. 1082,3 1040,1 1019,3 1012,0
из них:
в материальном производстве
-всего тыс.чел. 725,8 683,4 662,5 656,1
в том числе по отраслям:
промышленность тыс.чел. 263,7 240,0 224,1 219,8
сельское хозяйство тыс.чел. 144,7 139,6 138,2 137,5
транспорт тыс.чел. 91,1 90,1 89,2 89,1
связь тыс.чел. 15,5 15,5 15,5 15,3
строительство тыс.чел. 88,9 84,0 82,3 82,1
торговля,общественное питание
и материально-техническое
снабжение тыс.чел. 100,3 92,9 92,0 91,3
в непроизводственной сфере
-всего тыс.чел. 356,5 356,7 356,8 355,9
в том числе по отраслям:
жилищно-коммунальное хозяйство,
непроизводственные виды бытового
обслуживания населения тыс.чел. 54,7 54,7 54,5 54,4
здравоохранение,физическая
культура и спорт,социальное
обеспечение тыс.чел. 76,6 76,6 77,1 76,9
народное образование тыс.чел. 110,6 111,7 112,7 112,6
наука и научное обслуживание тыс.чел. 36,5 36,2 35,2 34,9
финансы,кредитование,
страхование,пенсионное
обеспечение тыс.чел. 11,8 11,7 11,7 11,6
аппарат органов государственного
управления,органов управления
кооперативных и общественных
организаций,межотраслевых
органов управления тыс.чел. 32,0 31,5 31,3 31,2
Из численности занятых
на предприятиях и в организациях
госсектора тыс.чел. 535,3 489,9 458,3 456,1
в общественных объединениях
и в организациях тыс.чел. 4,7 4,2 4,1 4,1
на предприятиях и организациях
со смешанной формой
собственности тыс.чел. 192,0 193,5 195,9 193,6
в совместных предприятиях тыс.чел. 4,1 4,1 4,1 4,1
в частном секторе - всего (с
учетом личного подсобного
хозяйства) тыс.чел. 346,2 348,4 358,3 355,8
Учащиеся (с отрывом от
производства) тыс.чел. 121,7 121,9 122,5 122,5
Лица,не занятые трудовой
деятельностью и учебой тыс.чел. 412,0 454,0 484,2 491,5
В структуре занятости населения происходят значительные количественные и качественные изменения. При увеличении численности трудовых ресурсов сокращается численность занятых в экономике.
По оценочным данным наибольшее сокращение числа занятых в 1998 году будет приходится на такие отрасли материального производства, как промышленность - 9%, строительство - 5,5%, торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение, сбыт и заготовки - 7,4%, информационно-вычислительное обслуживание - 16,7%.
Ситуация на рынке труда в 1998 году во многом будет предопределена сложившимися социально-экономическими факторами. По обоим вариантам прогноза в 1998 году ожидается падение численности занятого населения. По первому варианту ожидается падение численности занятых в экономике на 2%, в том числе в материальном производстве - 3,1%. По второму варианту прогноза это падение может достигнуть соответственно 2,7% и 4% по сравнению с 1997 годом.
Рост трудовых ресурсов и сокращение численности занятых в экономике повлекут за собой рост числа лиц, не занятых трудовой деятельностью и учебой, с 28,1% от численности трудовых ресурсов в 1997 году до соответственно 29,8 % и 30,2 % по двум вариантам в 1998 году.
Экономические и политические преобразования, происходящие в стране, и связанные с этим кризисные явления приводят к возникновению качественно новой ситуации в области занятости населения и оказывают существенное влияние на состояние рынка труда. Это проявляется, прежде всего, в изменении размеров и структуры спроса и предложения рабочей силы. Сокращение спроса работодателей на рабочую силу - одна из основных причин уменьшения численности занятых и увеличения емкости рынка труда.
На начало 1998 года общее число безработных составило 114 тыс.чел. (по оценке областного Комитета государственной статистики), в том числе в службе занятости зарегистрированы 19,8 тыс.безработных.
Продолжает сохраняться несоответствие между профессиональным составом лиц, ищущих работу, и структурой имеющихся рабочих мест.Число вакансий, сведениями о которых располагает служба занятости населения области, составило на начало 1998 года 4,6 тысяч, большая часть из которых приходится на город Новосибирск. Около 67 процентов общей потребности в кадрах, заявленной в службу занятости, приходится на рабочих, при этом значительный спрос на работников мало- и неквалифицированного труда, на непрестижные рабочие профессии, а также занятых на тяжелых и вредных условиях труда. Вместе с тем, в общей численности обратившихся в службу занятости в поисках работы представители рабочих профессий составляют около 42 процентов, в основном массовых профессий, потребность в которых сокращается. Спрос на работу у специалистов, которые составляют более половины незанятых граждан, ищущих работу, значительно превышает потребность организаций области в их услугах.
Более жесткой и избирательной стала позиция работодателей при найме на работу: все чаще их не удовлетворяет уровень квалификации работников, предлагающих свои услуги, их возможность работать с полной отдачей. В результате этого работодатели стараются высвободить в первую очередь и не принимать на работу граждан, наименее конкурентоспособных на рынке труда - женщин, имеющих малолетних детей; выпускников учебных заведений; инвалидов; лиц предпенсионного возраста.
Следствием всего вышеизложенного является рост численности граждан, нуждающихся в трудоустройстве.
Прогноз рынка труда Новосибирской области на 1998 - 2000 гг. представлен в приложениях NN 3-7. Согласно представленному прогнозу общий объем рынка труда в 1998 году составит 287,6 тыс.чел., в 1999 г. - 282,7 тыс.чел. и в 2000 г. - 284,0 тыс.чел. Как и в предыдущие годы, большую часть предложения рабочей силы на рынке труда будут составлять высвобожденные и уволенные по собственному желанию работники, выпускники учебных заведений.
Большой удельный вес убыточных производств создает предпосылку для залпового сокращения занятости населения. По первому варианту прогноза численность высвобождаемых работников может составить в 1998 году - 17 тыс.чел., по второму - 20 тыс.чел. (соответственно 1,7% и 2,0% к численности занятых). В 1999 и 2000 годах этот показатель ожидается на уровне 15 тыс.человек ежегодно.
Занятость неполное рабочее время и отпуска по инициативе администрации ввиду простоя предприятий, задержки с выплатой заработной платы подталкивают людей к увольнению по собственному желанию в надежде найти наиболее стабильное место работы. Ожидаемая численность граждан, уволенных по собственному желанию, которые попадут на рынок труда области, в 1998 году составит 140 тыс.чел.,1999 и 2000 годах - 135 тыс.человек ежегодно.
Требования, предъявляемые работодателями к претендентам на имеющиеся вакантные места (стаж работы, высокая квалификация), не позволяют выпускникам учебных заведений быть достаточно конкурентоспособными на рынке труда. В соответствии с эти удельный вес численности молодежи, впервые вступающей на рынок труда, в общем объеме предложения рабочей силы в прогнозируемом периоде будет довольно высоким: 1998 г. - 8,7%, 1999 г. - 9,2%, 2000г. - 9,5%.
Дальнейшее сокращение численности Вооруженных Сил будет способствовать притоку на рынок труда в прогнозируемом периоде граждан данной категории: 1998 г. - 7,1 тыс.чел., 1999 г. - 6,6тыс.чел., 2000 г. - 6,6 тыс.чел.
В прогнозируемом периоде не ожидается увеличения миграционного притока населения в трудоспособном возрасте по сравнению с предшествующим периодом. По оценочным данным этот показатель составит около 3 % общего предложения рабочей силы.
Удельный вес граждан, которые будут искать работу самостоятельно, по прогнозной оценке составит около 70 % ищущих работу. Предполагаемая численность незанятых граждан, которые обратятся к услугам органов службы занятости, составит (без учета консультаций) в 1998 году - 50,8 тыс.чел.,199 г. - 53 тыс.чел., в 2000 г. - 53 тыс.чел., при этом удельный вес незанятых граждан, трудоустроенных (с учетом закончивших профессиональное обучение) ожидается около 50 %, а из числа признанных безработными - около 60 % (с учетом трудоустройства после переобучения). В случае критической ситуации предложение рабочей силы может значительно возрасти, а спрос на нее - значительно снизиться, напряженность на рынке труда увеличится, трудоустройство граждан обратившихся в органы службы занятости, будет затруднено. В этом случае основное внимание в работе органов службы занятости будет уделяться организации временных работ и занятости неполное рабочее время с целью трудоустроить как можно большее количество людей на имеющиеся в наличии вакансии.
Сравнительно медленный рост открытой формы безработицы обусловлен наличием скрытой безработицы. В прогнозируемом периоде ожидается переход скрытой безработицы в открытую. Ожидается, что статус безработного на конец года по вариантам прогноза буду иметь в 1998 году - 21 - 25,5 тыс.человек, в 1999 году - 21,5 - 26 тыс.человек и в 2000 году - 22 - 27 тыс.человек против 19,8 тыс.человек на конец 1997 года.
Ожидаемое увеличение численности безработных граждан делает актуальным решение задач по их быстрейшему возвращению к активному труду.
Одной из основных задач работы органов службы занятости населения является повышение конкурентоспособности граждан, потерявших работу, путем развития их профессиональных знаний и навыков в интересах расширения возможностей дальнейшего трудоустройства. С этой целью в прогнозируемом периоде предполагается направлять на профессиональное обучение ежегодно не менее 5 тыс.граждан, признанными безработными.
Организация временной занятости (включая летнюю занятость подростков) и общественных работ понадобится ежегодно примерно 15 тыс.гражданам.
Программа содействия занятости населения области на 1998 - 2000 годы предлагает комплексные меры по сдерживанию безработицы, обеспечению эффективной социальной защиты населения в сфере занятости. Перечень основных действий органов службы занятости населения Новосибирской области на 1998 - 2000 годы приведен в приложении N 8.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.