Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 4. Основные направления содействия
занятости населения в Новосибирской
области на 1998 - 2000 годы
4.1. Содействие в трудоустройстве населения и развитие форм занятости.
4.1.1. Посредничество в трудоустройстве граждан.
Решение проблемы поиска и трудоустройства незанятого населения возможно путем более тесной совместной работы органов служб занятости с работодателями, получения от них наиболее полной информации об имеющихся свободных рабочих местах. В настоящее время разработана и внедряется компьютерная программа "Свободные рабочие места", предусматривающая формирование банка данных по учету вакансий и интеграцию полученной информации в базу Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Новосибирской области (далее - именуется Департамент).
В предстоящий период посредничество в трудоустройстве населения будет развиваться по следующим основным направлениям:
- улучшение качества приема, регистрации, консультирования граждан, оказание помощи в решении конкретных вопросов трудоустройства; формирование компьютерного банка вакансий в Департаменте по профессиям для обмена информацией о вакансиях между районами и городами Новосибирской области;
- налаживание тесных контактов службы занятости с вновь образующимися предприятиями для пополнения банка вакансий;
- информационный обмен данными о вакансиях между предприятиями;
- информирование работодателей о состоянии рынка труда рабочей силы, профессионализме и квалификации граждан, ищущих работу;
- разработка совместно с работодателями мероприятий по сохранению рабочих мест в период массовых высвобождений;
- информирование населения о наличии свободных рабочих мест и предложении на рынке труда;
- проведение ярмарок-вакансий, аукционов специалистов на межрайонном уровне;
- укрепление контактов Департамента с Новосибирским областным комитетом государственной статистики для пополнения банка вакансий;
- организация работы по вопросам межрайонного и межрегионального перераспределения трудовых ресурсов, поддержка и развитие предпринимательства как важного фактора реализации политики активного трудоустройства населения Новосибирской области;
- разработка и реализация дополнительных мер по смягчению сложившейся ситуации для территорий с критическим состоянием на рынке труда.
4.1.2. Взаимодействие с работодателями по сохранению и созданию рабочих мест.
Взаимодействие органов службы занятости с работодателями по смягчению ситуации на рынке труда Новосибирской области будет развиваться по следующим направлениям:
- совершенствование деятельности и повышение эффективности работы комиссии по предотвращению критических ситуаций на рынке труда в районах и городах Новосибирской области как важного института содействия занятости;
- дальнейшее совершенствование конкурсной технологии поддержки работодателей, создающих дополнительные рабочие места, в том числе на лизинговой основе, на основе реструктуризации долгов и взаимозачетов;
- разработка и реализация совместно с Главным планово-экономическим управлением, управлением промышленности администрации области, Областным комитетом по научно-промышленному комплексу, конверсии и товарам народного потребления целевых программ структурной перестройки предприятий сферы производства;
- углубление интеграции различных областных структур в целях подъема экономики области, снижения уровня безработицы, усиления социальной защиты населения; активизация работы по реализации Регионального соглашения между областными объединениями (комитетами) профсоюзов, областными объединениями (союзами, ассоциациями) работодателей и администрацией Новосибирской области;
- разработка совместно с Новосибирским Союзом руководителей предприятий и работодателей в действиях по сохранению и созданию рабочих мест;
- разработка принципов стимулирования работодателей к трудоустройству отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите;
- подготовка предложений в законодательные органы по вопросам занятости, социальной защиты населения, налоговым и другим вопросам.
При оказании финансовой поддержки работодателям приоритетными являются предприятия, находящиеся на территориях с критической ситуацией на рынке труда, градообразующие предприятия, специализированные предприятия, применяющие труд инвалидов, предприятия, создающие рабочие места для несовершеннолетних.
4.1.3. Взаимодействие с профсоюзами по сохранению и созданию рабочих мест, оказанию помощи трудящимся, подлежащим сокращению в период массового высвобождения.
Взаимодействие органов службы занятости с профсоюзами будет развиваться в рамках системы социального партнерства по следующим направлениям:
- согласованные действия в работе комиссии по предотвращению критических ситуаций на рынке труда в районах и городах Новосибирской области;
- содействие разработке и осуществлению областных программ по решению проблем на рынке труда, в том числе специализированных программ по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов, молодежи, женщин и лиц, уволенных в запас с военной службы.
Через отраслевые и территориальные соглашения и коллективные договоры предприятий и организаций добиваться:
- сохранения рабочих мест;
- создания необходимых условий для подготовки, переобучения и повышения квалификации работников, в том числе намеченных к высвобождению;
- заключению с работниками (с их согласия) договоров о повышении квалификации, переобучения и профессионального обучения без отрыва от производства в пределах продолжительности рабочего времени;
- создания дополнительных рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите;
- выработки системы мер по материальной поддержке работников, высвобождаемых с предприятий и из организаций.
4.1.4. Поддержка предпринимательской деятельности и самостоятельной занятости граждан.
В 1998 - 2000 годах служба занятости сконцентрирует усилия на реализации Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". За три года 1500 безработным гражданам предполагается оказать помощь в организации собственного дела.
Содействие предпринимательской деятельности и самозанятости гражданам будет осуществляться по следующим приоритетным направлениям:
содействие и финансовая помощь безработным гражданам в развитии собственного дела, индивидуальной трудовой деятельности надомного труда, организации самозанятости сельского населения;
- обучение и переобучение безработных граждан по профессиям, ориентированным на предпринимательскую деятельность;
- дальнейшее развитие и расширение структуры содействия занятости и поддержки предпринимательства;
- расширение связей с зарубежными фирмами, готовыми к сотрудничеству и инвестициям в развитии малого предпринимательства, малого и среднего бизнеса по программам "Партнерство", "Бизнес для России";
- участие в областных программах поддержки предпринимательства, содействие интеграции усилий различных областных структур в деле развития малого и среднего бизнеса в Новосибирской области.
В соответствии с приказом ФСЗ России от 30 марта 1993 года N 37 работа с безработными гражданами, желающими открыть собственное дело, проводится по следующим направлениям:
- консультации по правовым вопросам создания собственного дела;
- направление на обучение (переобучение) основам предпринимательской деятельности;
- оказание содействия в разработке и составлении бизнес-планов (технико-экономических требований);
- выдача субсидий на организацию собственного дела (занятие индивидуально-трудовой деятельностью) и компенсация затрат, связанных с регистрацией.
В реализации активной политики занятости органы службы занятости области будут тесно взаимодействовать с администрацией Новосибирской области, территориальными администрациями районов, городов, другими областными структурами: Территориальным агентством Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) в Новосибирской области, Фондом поддержки предпринимательства, Союзом работодателей области, отделами территориальных администраций городов и районов по поддержке малого и среднего бизнеса, научными, учебными и информационными центрами по малому бизнесу.
4.1.5. Организация временной занятости и общественных работ.
Основными видами работ для временного трудоустройства, как и раньше остаются:
сельскохозяйственные работы в период уборки урожая, лесотехнические работы;
замещение кадрового состава на период летних отпусков;
уборка территории в летних лагерях;
торговля на лотках сезонными продуктами;
уборка улиц и тротуаров, благоустройство территорий в зонах отдыха;
ремонтно-строительные и дорожные работы.
Программа общественных работ на 1998-2000гг. предусматривает увеличение количества рабочих мест, которым придается статус "общественных".
Органы службы занятости населения на местах совместно с администрацией, руководителями организаций примут дополнительные меры по расширению перечня временных и общественных работ, значительному увеличению количества безработных граждан, занятых на этих работах.
Основными видами общественных работ остаются:
осуществление мероприятий экологического оздоровления региона, организация работ, связанных с охраной природы;
сбор лекарственных растений;
переработка в овощехранилищах овощей, другие виды сельскохозяйственных работ;
работа вспомогательного характера на предприятиях, погрузочно-разгрузочные работы, имеющие временный характер;
паспортизация (обследование) инвалидов и участников ВОВ;
микроперепись и опрос населения, проводимые совместно с органами статистики;
техническая работа в районных и городских военкоматах в период призыва юношей на военную службу;
обслуживание на дому одиноких инвалидов и пенсионеров, нуждающихся в посторонней помощи.
4.1.6. Содействие занятости отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
Предоставлять гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, равные возможности в реализации права на труд и выбор профессии с помощью различных мероприятий, включая профессиональную подготовку, установление квот, стимулирование работодателей к приему этих граждан на работу, а также резервирование отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан.
Успешное решение вопросов трудоустройства указанных групп населения возможно лишь при комплексном подходе ко всей совокупности экономических, социальных, образовательных и других аспектов данной проблемы, обеспечении координации работы органов службы занятости территориальных администраций, профсоюзов, объединений работодателей и работников общественных организаций.
В качестве первоочередных направлений выделяются следующие:
осуществление профессиональной реабилитации инвалидов, проведение тестирования их профессиональных возможностей, содействие адаптации к новой работе;
развитие самозанятости, надомного труда и гибких режимов работы инвалидов и женщин, имеющих несовершеннолетних детей;
организация специальных бирж труда;
реализация в отношении молодежи специальных мер, включающих получение профессионального образования, проведение трудовой практики на предприятиях с субсидированием заработной платы за счет Государственного фонда занятости населения;
содействие в создании дополнительных рабочих мест, организации общественных работ;
организация квотирования рабочих мест;
взаимодействие с органами социальной защиты населения, общественными организациями.
В предстоящий период будет завершена работа по созданию региональной организационно-функциональной модели системы профессиональной реабилитации и занятости инвалидов Новосибирской области и начнут функционировать центры профессиональной реабилитации инвалидов.
Получит развитие программа содействия занятости женщин. Основное внимание будет уделено развитию самозанятости, надомного труда, гибким формам работы.
Органы службы занятости окажут предприятиям соответствующую финансовую поддержку по реализации и развитию программы "Молодежная практика" (чтобы молодежь приобрела профессиональные знания, умения и навыки в целях повышения конкурентоспособности на рынке труда), а также по организации временной занятости несовершеннолетних граждан во внеучебное время. Серьезное внимание будет уделено содействию занятости военнослужащих, уволенных из армии, и членов их семей, а также лиц, вернувшихся из мест лишения свободы, и лиц, отбывающих наказание в настоящее время.
В 1998-2000 годах Департаментом Федеральной государственной службы занятости населения по Новосибирской области совместно с Новосибирской областной миграционной службой, органами исполнительной власти и хозяйствами вселения будет продолжена работа по сельскохозяйственному переселению семей. Ожидается, что объем переселения останется на уровне прежних лет и составит по 50 семей в год. Большинство переселенцев (свыше 80 %) прибудут в область из стран ближнего зарубежья.
Переселение граждан и членов их семей будет осуществляться в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 25 мая 1994 года N 533 "О льготах для граждан, переселяющихся для работы в сельскую местность" и нормативными документами, принятыми администрацией Новосибирской области по этому вопросу. Ожидается, что прием переселенцев будут вести организации агропромышленного комплекса, учреждения народного образования, культуры, здравоохранения Мошковского, Купинского, Искитимского, Татарского, Венгеровского, Доволенского, Кочковского, Каргатского, Маслянинского, Усть-Таркского, Тогучинского, Чановского, Убинского и других районов области.
Семьи, получившие в установленном порядке переселенческий билет, будут обеспечены денежными пособиями, льготами и компенсациями как со стороны государства, так и со стороны областной администрации и хозяйств вселения.
4.2. Профессиональная ориентация безработных граждан и незанятого населения.
1. Главной целью профессиональной ориентации, как составной части активной политики занятости, является увеличение вероятности трудоустройства (занятости) безработных граждан и незанятого населения. Это будет достигаться путем оказания услуг гражданам по профессиональной информации, профессиональной консультации и психологической поддержке.
Усиление напряженности на рынке труда в предстоящие годы приведет к возрастанию у граждан потребности в профессиональной ориентации. По прогнозу численность граждан, нуждающихся в профориентационных услугах, составит не менее 35-40 % всех граждан, обратившихся в службу занятости.
2. Все профориентационные услуги будут оказываться гражданам дифференцированно (с учетом их социально-демографических, социально-экономических и психологических особенностей и т.п.).
Для молодежи, впервые выходящей на рынок труда, особое внимание будет уделяться их профессиональному самоопределению и ориентации на приобретение профессии в стационарных профессиональных учебных заведениях за счет средств госбюджета и только в крайних случаях - по курсовой системе за счет фонда занятости.
В целях профилактики роста безработицы служба занятости будет продолжать профориентационную работу со школьниками выпускных классов в форме индивидуальных и групповых консультаций и на ярмарках-презентациях учебных заведений.
Для безработных граждан, имеющих профессии, не пользующиеся спросом на рынке труда и вынужденных для своего трудоустройства изменять профессию (специальность), основной акцент будет сделан на их переориентацию: получение второй (смежной) профессии, занятие малым предпринимательством.
3. Возрастание объема профориентационных услуг, оказываемых службой занятости, необходимость повышения их качества потребует более тесного и систематического взаимодействия со всеми заинтересованными организациями и структурами. Это сотрудничество будет осуществляться с:
- территориальными администрациями;
- Управлением народного образования и Комитетом по делам молодежи администрации области по вопросам профессиональной ориентации молодежи;
- Комитетом по начальному профессиональному образованию и Комитетом по региональной научно-технической политике и научно-образовательному комплексу администрации области;
- центром образования и содействия занятости "Гранд", центром профориентации молодежи и психологической поддержки населения, центром социальной адаптации по вопросам оказания профориентационных услуг безработным.
4. Будет продолжаться работа по дальнейшему совершенствованию технологии профессионального консультирования, информационно-методическому обеспечению, повышению квалификации профконсультантов и улучшению условий их работы.
В прогнозируемый период будет расширяться участие профконсультантов в деятельности "Клубов ищущих работу", направленных на решение задачи социальной адаптации безработных разных категорий, активизации их деятельности по самостоятельному поиску работы.
4.3. Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения.
1. Главная задача профессионального обучения безработных, организуемого службой занятости населения, - повышение конкурентоспособности граждан на рынке труда. С учетом результатов анализа состояния рынка труда, существующей структуры занятости населения и состава безработных прогнозируемая численность безработных граждан, которых предполагается направить на профессиональное обучение (переобучение, повышение квалификации) в 1998-2000 годах, составит ежегодно не менее 5000 безработных граждан, зарегистрированных службой занятости.
2. Служба занятости населения будет и дальше расширять сеть учебных заведений различных уровней и форм собственности, максимально приближая их к месту проживания безработных.
3. На рынке труда в 1998-2000 гг. по-прежнему сохранится спрос на массовые рабочие профессии, прежде всего, на строительные, а также на профессии и виды деятельности, позволяющие заняться индивидуальным предпринимательством (скорняк, портной, фотограф, художественные народные промыслы, предпринимательская деятельность по перевозке грузов и т.д.). Служба занятости будет постоянно работать в направлении повышения качества профессиональной подготовки безработных.
В прогнозируемый период времени будет расширяться обучение по профессиям, возникшим в последние годы: менеджеры разных направлений деятельности, специалисты по работе с ценными бумагами, риэлтеры и т.п.
В условиях высокого уровня безработицы и дефицита рабочих мест приоритетными направлениями профобучения останется обучение безработных основам предпринимательской деятельности с учетом их инициативности и способностей.
4. Планируется постоянное изучение и обобщение имеющегося положительного опыта организации профобучения, систематическая работа по совершенствованию технологии работы органов службы занятости в этом направлении.
5. В 1998-2000 гг. предполагается дальнейшее сотрудничество с комитетами по начальному профессиональному образованию и по региональной научно-технической политике и научно-образовательному комплексу администрации области по вопросам корректировки объемов приема и профессиональной структуры набора учащихся в соответствии с требованиями рынка труда. В качестве превентивной меры, направленной на снижение напряженности на рынке труда в 1998-2000 годах, органы службы занятости населения будут продолжать работу по организации и проведению на местах успешно зарекомендовавших себя ярмарок-презентаций учебных заведений и образовательных услуг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.