Письмо Минфина России от 17 февраля 2015 г. N 02-02-09/7180
Вопрос: О заключении государственных контрактов, предусматривающих рассрочку платежа по поставленному товару (выполненной работе, оказанной услуге) и включение в цену контракта оплаты процентов за рассрочку платежа.
Ответ: Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел обращение по вопросу заключения государственных контрактов, предусматривающих оплату в течение нескольких лет после приемки выполненных работ по контракту и включение в цену контракта оплаты процентов за рассрочку платежа, и сообщает следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - федеральный закон N 44-ФЗ) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) и состоит из указанного Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с осуществлением заказов.
Положениями статьи 823 Гражданского кодекса установлено, что договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом. При этом в соответствии с частью 2 статьи 823 Гражданского кодекса к коммерческому кредиту применяются правила главы о займе и кредите, если иное не предусмотрено правилами о договоре, из которого возникло соответствующее обязательство, и не противоречит существу такого обязательства.
Таким образом, обязательство коммерческого кредита не образует отдельного договора, а входит в состав иных обязательств, составляющих соответствующий договор, то есть коммерческий кредит представляет собой не самостоятельную сделку заемного типа, а условие, содержащееся в возмездном договоре. Например, договор купли-продажи, аренды, подряда, перевозки и т.д. может включать условие о полной предварительной оплате или авансе предоставленного имущества, результатов работ или оказания услуг либо, напротив, об отсрочке или рассрочке такой оплаты, то есть экономически во всех перечисленных случаях возникает кредитное обязательство одной стороны договора перед другой, например, при купле-продаже товара с рассрочкой его оплаты.
Частью 13 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. При этом условия государственных (муниципальных) контрактов о порядке и сроках оплаты не могут противоречить бюджетному законодательству Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 72 Бюджетного кодекса государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах соответствующих лимитов бюджетных обязательств.
Положениями части 5 статьи 161 Бюджетного кодекса предусматривается, что заключение и оплата государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено Бюджетным кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Нарушение указанных требований при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств.
Заключение контракта на более длительный срок возможно в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 72 Бюджетного кодекса.
При этом к возникшим из таких контрактов правоотношениям по предоставлению отсрочки, рассрочки оплаты не будут применяться положения главы 42 Гражданского кодекса, регулирующие правоотношения, связанные с предоставлением кредита, поскольку в соответствии со статьями 98-100 Бюджетного кодекса Российской Федерации субъект Российской федерации, муниципальное образование вправе получать кредит внутри страны исключительно от кредитных организаций.
Кроме того, положениями статей 94-96 Бюджетного кодекса предусмотрено, что в состав источников внутреннего финансирования дефицита бюджета Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, дефицита местного бюджета включается разница между полученными и погашенными Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием кредитами кредитных организаций в валюте Российской Федерации.
Исходя из изложенного условия контракта об отсрочке (рассрочке) оплаты по поставленному товару (выполненной работе, оказанной услуге) не будут создавать самостоятельное кредитное обязательство, но сформируют цену контракта, а также определят размер периодического платежа (если контрактом установлены периоды оплаты).
Например, если в соответствии со статьями 711-716 Гражданского кодекса условиями контракта предусматривается рассрочка платежа, то потребуется определить объем выплат по каждому из периодов оплаты. При этом начальная (максимальная) цена такого контракта будет учитывать как сумму оплаты за построенный объект капитального строительства, так и проценты за пользование денежными средствами в период рассрочки.
Учитывая изложенное, решение о размере процентной ставки за рассрочку принимает заказчик на основе статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ, а при установлении условий о сроке рассрочки платежа и соответствующего срока исполнения контракта необходимо руководствоваться статьей 72 Бюджетного кодекса.
Директор Департамента |
С.В. Романов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минфина России от 17 февраля 2015 г. N 02-02-09/7180
Текст письма опубликован в Cборнике документов с комментариями для бюджетных учреждений (БиНО), май 2015 г., N 5