Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к заключению по экспертизе
приказа ФАС России
от 10 сентября 2010 г. N 515
"Об утверждении Методики проверки
соответствия ценовых заявок на
продажу мощности требованию
экономической обоснованности"
Справка
о результатах проведения публичных консультаций с представителями субъектов предпринимательской и иной деятельности по приказу ФАС России от 10 сентября 2010 г. N 515 "Об утверждении Методики проверки соответствия ценовых заявок на продажу мощности требованию экономической обоснованности"
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2011 г. N 633 Минэкономразвития России проводит экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Правила эксплуатации установок очистки газа и перечень вопросов были размещены на официальном сайте Минэкономразвития России и направлены в Торгово-промышленную палату Российской Федерации (далее - ТПП России), Российский союз промышленников и предпринимателей (далее - РСПП), Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России" (далее - Опора России), Общероссийскую общественную организацию "Деловая Россия" (далее - Деловая Россия), Консультативный совет по иностранным инвестициям, Российско - Германскую внешнеторговую палату.
Всего по результатам публичных консультаций было получено 6 отзывов. Результаты проведения публичных консультаций обобщены в сводной таблице результатов.
Таблица 2. Замечания, полученные в ходе проведения публичных консультаций
N п/п |
Структурный элемент проекта акта |
Замечания и (или) предложения |
Комментарии Минэкономразвития России |
ОАО "Энел ОГК-5" | |||
1. |
В целом по акту |
Согласно п. 11 методики ценовая заявка поставщика признается экономически необоснованной, в случае, если она превышает некую экономически обоснованную цену в ЗСП. При этом расчет экономически обоснованной цены в ЗСП непрозрачен: нет четкой методики ее определения, что может привести к ее занижению, а следовательно к тому что заявка генерирующей компании может превысить этот расчетный уровень. ЕпеI полагает, что данное сравнение является излишним для целей определения обоснованности ценовых заявок, так как ценовая заявка поставщика сравнивается с расчетной ценой мощности, которая определяется исходя из затрат каждого конкретного поставщика мощности. Согласно пункту 6 методики, доля затрат поставщика на мощность уменьшается на прогнозную прибыль от продажи электрической энергии, которая рассчитывается как разница между доходами от продажи электроэнергии генерирующего объекта и расходами на ее производство. При этом расходы считаются как КИУМ * количество часов в году поставки * удельный расход * цена топлива * N уст. для целей расчета доходов на рынке электроэнергии по данной методике предполагается, что поставка по РД (по тарифам ниже цен РСВ) отсутствует, и весь объем произведенной электроэнергии, включая РД, продаются по цене РСВ. Однако это не соответствует действительности. данный пункт заведомо увеличивает прогнозный доход с РСВ, уменьшая экономически обоснованную цену мощности. |
Представляется необходимым разработчику ознакомиться с поступившим замечанием и (или) предложением и учесть при дальнейшей доработке акта. |
2. |
ОАО "ИНТЕР РАО -Электростанция" |
||
В целом по акту |
Методикой предусмотрено, что для оценки обоснованной заявки поставщика применяется метод доходности инвестированного капитала, однако терминология и структура затрат не соответствуют аналогичным показателям, определенным приказом ФСТ России от 30.03.2012 N 228-э (методика RAB). Принципиально не согласны с подходом Методики по уменьшению суммарных затрат поставщика на прогнозную прибыль от продажи электроэнергии. Текущая конструкция оптового рынка электроэнергии и мощности предполагает использование рыночных механизмов для минимизации совокупной стоимости электроэнергии и мощности для потребителей и формирование наиболее эффективной структуры генерации. При этом рынок электроэнергии решает задачу оптимизации использования имеющихся на текущий момент мощностей. Рынок мощности разработан для решения стратегических задач. Таких как формирование региональных ценовых сигналов для развития генерации, потребления и сетей, повышение инвестиционной привлекательности отрасли, стимулирование инвестиционного процесса в создание и модернизацию основных фондов. Таким образом, наибольшая прибыль должна концентрироваться на наиболее эффективных объектах генерации, стимулируя собственников выводить из эксплуатации или модернизировать устаревшее неэффективное оборудование, снижая таким образом стоимость электроэнергии для потребителей и одновременно обеспечивая отсутствие дефицита мощностей в долгосрочной перспективе.
Изъятие прибыли от реализации электроэнергии при формировании заявки на мощность посредством механизма, применяемого в Методике, противоречит задачам, заложенным в модель рынка, больше всего влияет на новые и наиболее эффективные объекты генерации и существенно искажает ценовые сигналы на рынке мощности. Таким образом, собственники не заинтересованы в финансировании модернизации оборудования и повышении его эффективности, поскольку вся прибыль, полученная от работы такого оборудования, будет изъята на рынке мощности. Кроме того, Методика содержит не симметричный подход к учёту прибыли и убытков от продажи электроэнергии при оценке экономической обоснованности заявки поставщиков. Так, прогнозная прибыль вычитается из затрат поставщика, а убытки не добавляются к затратам поставщика (п. 6 Методики). Это приводит к еще более необоснованному занижению экономически обоснованной величины заявки на продажу мощности в отношении генерирующих объектов, убыточных при продаже электроэнергии. Это в общем случае может привести к необоснованному снижению цены на мощность по результатам КОМ. Кроме того, Методика содержит требование снижать экономически обоснованные затраты на величину прогнозной прибыли от продажи электроэнергии. При этом: Не формализован подход к прогнозированию цен на электроэнергию, реализуемую каждым генерирующим объектом, что ведет к произвольности трактования корректности расчета экономического эффекта от реализации электроэнергии; Не учитывается факт того, что до 35% от прогнозной выработки может быть реализовано по регулируемым договорам по тарифам, утвержденным ФСТ России, что приводит к завышению прогнозной прибыли и необоснованному снижению экономически обоснованной цены заявки. Методика содержит двухэтапную проверку экономической обоснованности заявок поставщиков:
1 этап - это определение экономически обоснованной цены заявки поставщика исходя из его индивидуальных параметров (Раздел III)
2 этап - сравнение экономически обоснованной цены заявки поставщика, определенной на 1 этапе со значением экономически обоснованной цены мощности в ЗСП (Раздел IV) Считаем, что введение категории "экономически обоснованная цена в ЗСП"не имеет смысла, поскольку ЗСП находится генерирующее оборудование с различных типов и различными технико-экономическими параметрами. Это приводит к непрозрачности и непредсказуемости оценки экономически обоснованной величины заявки на мощность поставщика. |
Представляется необходимым разработчику ознакомиться с поступившим замечанием и (или) предложением и учесть при дальнейшей доработке акта. |
|
3. |
ООО "Эн+ девелопмент" |
||
|
Изначальная задача рынка мощности - формирование сигналов долгосрочного развития генерирующих мощностей и связанных отраслей в зависимости от потребностей всей экономики. Задачей рынка электроэнергии - отражение кратко- и среднесрочных тенденций на рынке, стимулирования более точного планирования потребления, что является залогом надежности работы энергосистемы, введения энергосберегающих технологий. Заложенный в Методике подход к оценке обоснованности ценовых заявок на мощность, по своей сути, приводит к объединению рынка мощности и рынка электроэнергии, что делает невозможным выполнения ими своих задач. Более того, данный подход противоречит экономическим принципам хозяйственной деятельности коммерческих организаций. Основной целью деятельности любого коммерческой организации является извлечение прибыли. Исключительно возможность получения прибыли стимулирует компании привлекать инвестиции в развитие производства и использование (разработку) новых технологий, продление срока службы или строительство новых мощностей. Соответственно механизм искусственной минимизации прибыли сводит до нуля инвестиционную привлекательность отрасли и, в условиях существенного износа основных фондов, может негативным образом отразиться на надежности функционирования всей энергосистемы России. Для минимизации негативных последствий избыточного государственного регулирования целесообразно пересмотреть предусмотренный Методикой принцип оценки экономической обоснованности заявок на мощность, исключив изъятие прибыли от участия на рынке электроэнергии и предусмотрев возможность учета обоснованной доходности на инвестированный капитал в ценовой заявке на мощность. Согласно Методике, ценовая заявка на поставку мощности признается экономически обоснованной только в случае ее уменьшения на прогнозную величину прибыли от участия на рынке электроэнергии. Данный подход оказывает дестимулирующее влияние на участие генерирующих компаний в конкурентных отношениях на рынке электроэнергии и осуществление мероприятий по снижению затрат на производство электроэнергии. Такая ситуация по своей сути возвращает все негативные моменты тарифного регулирования - генерирующии компании становятся незаинтересованными в снижении издержек производства, поскольку происходит изъятие полученной экономии. Учитывая прибыль, полученную генерирующими компаниями на рынке электроэнергии, в ценовой заявке на мощность исключается возможность учета и убытков от участия на рынке электроэнергии. В итоге, введение такого регулирующего воздействия на рынке электроэнергии и мощности приводит к ситуации, когда тарифное регулирование становится более предпочтительным для генерирующих компаний по сравнению со свободным рынком. |
Представляется необходимым разработчику ознакомиться с поступившим замечанием и (или) предложением и учесть при дальнейшей доработке акта. |
|
4. |
ОАО "Э.ОН Россия" |
||
В целом по акту |
Конкуренция снижается ввиду того, что итоговая цена КОМ не отражает экономический смысл такого товара, как мощность: цена, которая должна компенсировать постоянные издержки для всей генерирующей мощности, необходимой для надёжного обеспечения потребителей электрической энергией в течение периода, на который произведён отбор. Рынок мощности как дополнительный к рынку электрической энергии создан именно для того, чтобы компенсировать постоянные затраты. С учётом требований к экономически обоснованным заявкам, изложенных в документе, постоянные издержки гарантированно НЕ компенсируются. То есть методика противоречит цели создания рынка мощности. Кроме того, конкуренция между поставщиками почти исключается ввиду отсутствия стимула к экономически эффективному производству электрической энергии: методика позволяет подавать заявки с целью компенсировать фактические затраты на производство совокупно электрической энергии и мощности с некоторой заданной доходностью. Если затраты снижаются поставщиком, то снижается и экономически обоснованный уровень цены в заявке, что во многом дестимулирует производителей снижать затраты, и в особенности наименее эффективных, но востребованных производителей. При внесении предложенных изменений конкуренция на рынках электрической энергии и мощности повысится. При отмене действия акта конкуренция повысится. Цена будет отражать рыночный баланс и будет являться стимулом для модернизации оборудования/вывода неэффективного оборудования из эксплуатации/строительства нового необходимого оборудования. Методикой предусмотрен только один метод -метод доходности инвестированного капитала (п. 3 Методики), при том, что государственное регулирование допускает использование и таких методов как метод экономически обоснованных затрат, метод индексации и др. Метод доходности инвестированного капитала не соответствует ситуации, когда производится поставка мощности генерирующего объекта, в который не осуществляется значительных инвестиций (а только поддерживающие). Не определено, как рассчитать и учитывать те инвестиции, которые были осуществлены ранее расчетного периода. Четко не прописан механизм расчета цены (ни в одном пункте Методики), что позволяет один и тот же расчет проводить и интерпретировать по-разному. Не определена доходность, которую необходимо применять при расчете (или порядок ее определения). Это ведёт к ситуации, когда основанием признания ФАС ценовой заявки необоснованной фактически может оказаться любая причина. Изъятие полной прогнозной прибыли от участия на рынке электроэнергии в предлагаемой трактовке (п. 6 Методики) абсолютно не корректно: - изъятие прибыли от продажи электрической энергии из дохода на рынке мощности полностью искажает смысл рынка мощности, который создан для компенсации постоянных расходов на поддержание оборудования в состоянии готовности к выработке электрической энергии. Это делает существование рынка мощности даже не бессмысленным, а вредным, искажает ценовые сигналы, приводит к отбору неэффективной генерации с такой же вероятностью, что и эффективной => приводит к удорожанию электрической энергии с учётом мощности в среднесрочном и долгосрочном периоде; - изъятие прибыли снижает заинтересованность в модернизации оборудования и повышении его эффективности; - изложенный в Методике подход к изъятию прибыли не симметричный: прибыль изымается, а убытки не возмещаются; - не учитывается объем электрической энергии, поставляемой по регулируемым ценам; - не учитывается постоянно повторяющаяся в последнее время заморозка тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую по регулируемым договорам и как следствие получение убытков, которые компенсируются на РСВ; - принимая во внимание прогнозную прибыль с РСВ, впоследствии не учитывается наличие ошибки прогноза. Таким образом, признание заявки экономически обоснованной или не обоснованной во многом зависит от точности использованного прогноза цены РСВ. При этом на практике ошибка прогноза даже одних из лучших экспертов отрасли (НП Совет рынка) может составить десятки процентов (например, при отмене Правительством РФ запланированной индексации тарифов на газ, напрямую влияющих на цену РСВ); - не определено как именно рассчитывается размер прибыли: как формируются затраты на топливо, как и кем определяются прогнозные цены РСВ и т.д. То есть важнейшие параметры расчёта прогнозной прибыли и алгоритм расчёта не известны совершенно. - при изъятии прибыли от реализации электрической энергии параллельно с этим не индексируется цена КОМ (что приводит к прямым убыткам). Перечисленное в п.п. 1, 2 противоречит цели государственного регулирования, несет неопределенность, приводит к избыточным действиям, создает риски ведения предпринимательской деятельности (риск необоснованного признания заявки экономически не обоснованной), способствует необоснованному изменению расстановки сил (ставит в заведомо невыгодное положение продавцов мощности более старых генерирующих объектов).
Не ясна цель расчета и само понятие дополнительной экономически обоснованной цены для каждой зоны свободного перетока и сравнение с ней заявки конкретного поставщика мощности (пункты 3, 4, 8, 9, 10 Методики). В ЗСП может находиться абсолютно различное по своим технико-экономическим параметрам оборудование, сама Методика проверки соответствия ценовых заявок на продажу мощности требованию экономической обоснованности должна выполнять функции проверки экономической обоснованности цены на мощность конкретной заявки конкретного поставщика и сравнение ее с некой "среднеразмерной"величиной никак не может показать ее обоснованность с экономической точки зрения. А вопрос востребованности мощности с той или иной ценой должен решаться рынком в результате проведения конкурентного отбора. Дополнительное ограничение приводит к усреднению и выравниванию ценовых заявок и полному искажению сигналов рынка. Перечисленное в п.п. 1, 2 противоречит цели государственного регулирования, несет очень высокую неопределенность, приводит к избыточным действиям (на доказывание экономической обоснованности), создает риски ведения предпринимательской деятельности (риск необоснованного признания заявки экономически не обоснованной), способствует необоснованному изменению расстановки сил (ставит в заведомо невыгодное положение продавцов мощности более старых генерирующих объектов). Кроме того, по смыслу противоречит модели рынков электрической энергии и мощности, установленной Федеральным законом "Об электроэнергетике", поскольку объединяет в одном расчёте и агрегирует в одной цене постоянные и переменные издержки на производство электрической энергии. |
Представляется необходимым разработчику ознакомиться с поступившим замечанием и (или) предложением и учесть при дальнейшей доработке акта. |
|
5. |
ОАО "Фортум" |
||
В целом по акту |
В соответствии с пунктом 112 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности (Постановление Правительства N 1172 от 27.12.2010) на оптовом рынке действует система установления случаев манипулирования ценами на мощность, в том числе с использованием методики проверки соответствия ценовых заявок на продажу мощности требованию экономической обоснованности, утверждаемой федеральным антимонопольным органом. Контроль за установлением случаев манипулирования ценами на мощность на оптовом рынке осуществляется федеральным антимонопольным органом. Указанная Методика была разработана во исполнение указанного пункта Правил и содержит порядок проверки ценовых заявок на конкурентные отборы мощности требованию экономической обоснованности. Проблема является актуальной. Поставщики мощности несут убытки при наличии отрицательной прибыли от продажи электрической энергии в виде разницы необходимой валовой выручки (НВВ) для функционирования генерирующего объекта и прогнозной выручки с рынка мощности в соответствии с Методикой. Также, по сути, Методикой изымается полученная экономия от эффективной деятельности на рынке электрической энергии ввиду следующего. Методикой по мощности ценовая заявка на поставку мощности признается экономически обоснованной только в случае ее уменьшения на прогнозную величину прибыли от участия на рынке электроэнергии. Данный подход оказывает дестимулирующее влияние на участие генерирующих компаний в конкурентных отношениях на рынке электроэнергии и осуществление мероприятий по снижению затрат на производство электроэнергии. Генерирующие компании становятся незаинтересованными в снижении издержек производства, поскольку происходит изъятие полученной экономии. Пункт 6, по нашему мнению требуется исключить изъятие прибыли от участия на рынке электроэнергии и предусмотреть возможность учета обоснованной доходности на инвестированный капитал в ценовой заявке на мощность. Не определен механизм учета прогнозного индекса потребительских цен в формировании заявки на мощность. Указанный НПА не определяет возможности учета инфляции в заявках на мощность, что не применимо в условиях ожидаемого долгосрочного КОМ (на 2015-2019 годы). Определить в пункте 6 Методики конкретные формулы использования метода доходности инвестированного капитала в целях расчета экономически обоснованной величины заявки. Исключить изъятие прибыли от участия на рынке электроэнергии и предусмотреть возможность учета обоснованной доходности на инвестированный капитал в ценовой заявке на мощность. Определить учет прогноза индекса потребительских цен в заявках на мощность, указать источник данных, в соответствии с которым участники могут брать его прогноз. |
Представляется необходимым разработчику ознакомиться с поступившим замечанием и (или) предложением и учесть при дальнейшей доработке акта. |
|
6. |
Ульяновская Торогово-промышленная палата |
||
В целом по акту |
Замечания и предложения отсутствуют |
<< Приложение N 1. Таблица 1. Состав экспертной группы |
||
Содержание Заключение Министерства экономического развития РФ от 24 июня 2015 г. "Об экспертизе приказа ФАС России от 10 сентября... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.