Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 28 мая 2015 г. N 03-05-06-02/30894
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение и по вопросу о предоставлении на федеральном уровне льготного налогообложения по земельному налогу для пенсионеров, инвалидов, малоимущих граждан и многодетных семей сообщает следующее.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Согласно статье 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) земельный налог относится к местным налогам.
Данный налог является одним из основных источников формирования доходной базы местных бюджетов и в федеральный бюджет не поступает.
Средства от уплаты данного налога направляются на решение социально-экономических задач, стоящих перед органами местного самоуправления.
На основании статьи 387 главы 31 "Земельный налог" Кодекса земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Пунктом 1 статьи 388 Кодекса определено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом статьи 388 Кодекса.
Статьей 395 Кодекса установлен перечень категорий налогоплательщиков, освобождаемых от уплаты земельного налога. Такие категории налогоплательщиков как пенсионеры, инвалиды, малоимущие граждане и многодетные семьи в данный перечень не включены.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 5 статьи 391 Кодекса для категорий налогоплательщиков, указанных в данном пункте, налоговая база при исчислении земельного налога уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении.
К таким налогоплательщикам, в частности, отнесены инвалиды, имеющие I и II группу инвалидности, инвалиды с детства, инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий.
Также отмечаем, что на основании пункта 1 статьи 394 Кодекса налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать размеров, установленных в указанном пункте статьи 394 Кодекса.
При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, в случае, если в соответствии с законом города федерального значения Москвы земельный налог отнесен к источникам доходов бюджетов указанных муниципальных образований (пункт 2 статьи 394 Кодекса).
Таким образом, конкретные налоговые ставки устанавливаются представительными органами муниципальных образований.
Кроме того, следует иметь в виду, что пунктом 2 статьи 387 Кодекса представительным органам муниципальных образований предоставлено право самостоятельно устанавливать дополнительные налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой земельным налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Учитывая изложенное, решение вопросов о предоставлении льготного налогообложения по уплате земельного налога для пенсионеров, инвалидов, малоимущих граждан и многодетных семей находится в компетенции представительного органа муниципальных образований, на территории которого располагаются земельные участки, принадлежащие этим лицам.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно НК РФ земельный налог относится к местным.
Данный налог является одним из основных источников формирования доходной базы местных бюджетов и в федеральный бюджет не поступает.
Средства от его уплаты направляются на решение социально-экономических задач, стоящих перед органами местного самоуправления.
НК РФ установлен перечень категорий налогоплательщиков, освобождаемых от уплаты земельного налога. В него не включены такие категории граждан, как пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи и малоимущие.
Вместе с тем для отдельных категорий налогоплательщиков предусмотрен вычет по земельному налогу. К ним, в частности, отнесены инвалиды I и II группы, инвалиды с детства, инвалиды Великой Отечественной войны и боевых действий.
Также отмечается, что ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать размеров, закрепленных НК РФ.
Кроме того, муниципалитетам предоставлено право самостоятельно устанавливать дополнительные налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая размер не облагаемой земельным налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Таким образом, решение вопросов о предоставлении льгот по уплате земельного налога для пенсионеров, инвалидов, малоимущих граждан и многодетных семей находится в компетенции местных властей.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 28 мая 2015 г. N 03-05-06-02/30894
Текст письма официально опубликован не был