Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 3 июня 2015 г. N 03-07-08/32160
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении налога на добавленную стоимость при оказании российскими организациями транспортно-экспедиционных услуг и услуг по перевозке в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию, и сообщает.
Согласно положениям абзацев первого, второго и пятого подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении:
услуг по международной перевозке товаров, под которой понимается перевозка товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река-море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения расположен за пределами Российской Федерации;
транспортно-экспедиционных услуг, перечень которых установлен абзацем пятым данного подпункта, оказываемых российскими организациями и индивидуальными предпринимателями на основании договора транспортной экспедиции при организации указанной международной перевозки товаров.
Что касается транспортно-экспедиционных услуг и услуг по перевозке товаров, ввозимых в Российскую Федерацию, и не предусмотренных вышеуказанными абзацами подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, а также не поименованных в других подпунктах пункта 1 статьи 164 Кодекса, то такие услуги облагаются налогом на добавленную стоимость на основании пункта 3 статьи 164 Кодекса по ставке 18 процентов.
При применении указанных норм подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 мая 2014 г. N 33 оказание вышеуказанных услуг несколькими лицами (множественность лиц на стороне исполнителя или привлечение основным исполнителем третьих лиц (субисполнителей)) само по себе не препятствует применению нулевой ставки налога всеми участвовавшими в оказании услуг лицами. В связи с этим данную ставку налога применяют как перевозчики, оказывающие услуги по международной перевозке товаров на отдельных этапах перевозки (абзацы первый и второй подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса), так и лица, привлеченные экспедитором для оказания отдельных транспортно-экспедиционных услуг (абзац пятый подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса). При этом действие подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса распространяется на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые в отношении товаров, являющихся предметом международной перевозки, вне зависимости от того, выступает ли организатором международной перевозки сам экспедитор, либо заказчик транспортно-экспедиционных услуг, либо иное лицо.
При оказании вышеуказанных услуг, облагаемых налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке, налогоплательщик обязан представить в налоговые органы предусмотренные пунктом 3.1 статьи 165 Кодекса документы, подтверждающие правомерность применения данной ставки.
Что касается вышеназванных услуг, оказываемых организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, то поскольку на основании положений пункта 2 статьи 326.11 Кодекса указанные организации не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), данные услуги, осуществляемые этими организациями, налогом на добавленную стоимость не облагаются.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "пункта 2 статьи 346.11"
Одновременно сообщаем, что согласно Положению о Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики, утвержденному приказом Минфина России от 11 июля 2005 г. N 169, обращения организаций по оценке налоговых последствий конкретных хозяйственных операций в Департаменте не рассматриваются.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
О.Ф. Цибизова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Нулевая ставка НДС применяется в отношении услуг по международной перевозке товаров и транспортно-экспедиционных услуг. Перечень последних установлен НК РФ.
Что касается других транспортно-экспедиционных услуг, связанных с товарами, ввозимыми в Россию (вывозимыми из нее), то они облагаются НДС по ставке 18%. При этом указанные суммы налога подлежат вычету у налогоплательщиков, приобретающих такие услуги.
Ссылаясь на судебную практику (постановление Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. N 33), Минфин России пояснил следующее. Оказание вышеназванных услуг несколькими лицами (множественность лиц на стороне исполнителя или привлечение основным исполнителем третьих лиц (субисполнителей)) само по себе не препятствует применению нулевой ставки налога всеми участвовавшими лицами. В связи с этим ставку 0% применяют как перевозчики, оказывающие услуги по международной перевозке товаров на отдельных этапах перевозки, так и лица, привлеченные экспедитором для оказания отдельных транспортно-экспедиционных услуг.
Нулевая ставка НДС распространяется на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые в отношении товаров, являющихся предметом международной перевозки. При этом не имеет значения, выступает организатором международной перевозки сам экспедитор, либо заказчик транспортно-экспедиционных услуг, либо иное лицо.
Необходимо документально подтвердить правомерность применения нулевой ставки НДС.
Разъяснено, как быть, если вышеназванные услуги оказывают организации, применяющие УСН.
В силу НК РФ указанные организации не признаются плательщиками НДС. Поэтому рассматриваемые услуги, оказанные этими юрлицами, НДС не облагаются.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 3 июня 2015 г. N 03-07-08/32160
Текст письма официально опубликован не был