Письмо Минфина России от 27 мая 2015 г. N 02-06-10/30485
Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел письмо Муниципального бюджетного учреждения (далее - МБУ) по вопросу пересчета амортизации нежилого помещения и сообщает.
В силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации", в Министерстве финансов Российской Федерации не рассматриваются по существу обращения по вопросам оценки обоснованности выводов контрольно-счетных органов, сделанных по результатам внешней проверки достоверности бюджетной отчетности.
Вместе с тем, Департамент считает необходимым сообщить.
Обязательные общие требования к учету организациями государственного сектора нефинансовых активов, операций, их изменяющих, и полученных по указанным операциям финансовых результатов (доходов и расходов) на соответствующих счетах Единого плана счетов, определены Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н).
Согласно пункту 44 Инструкции N 157н при поступлении объекта основных средств, ранее бывшего в эксплуатации, дата окончания срока полезного использования определяется с учетом срока фактической эксплуатации поступившего объекта.
Согласно положениям пункта 94 Инструкции N 157н на объекты нефинансовых активов с даты их включения в состав государственной (муниципальной) казны (далее - казна) амортизация не начисляется, если иное не установлено нормативным правовым актом финансового органа публично-правового образования, в собственности которого находится имущество, составляющее казну, изданного с учетом требований настоящей Инструкции и законодательства Российской Федерации (далее - правовой акт по бюджетному учету казны). В то же время расчет и единовременное начисление суммы амортизации за период нахождения объекта в составе имущества казны осуществляется учреждением (правообладателем) при принятии к учету объекта по основанию закрепления за ним права оперативного управления, если иное не установлено правовым актом по бюджетному учету казны.
С учетом изложенного, при условии отсутствия начисления амортизации за время нахождения имущества в составе имущества казны, учреждением - новым правообладателем при принятии к учету такого объекта имущества осуществляется расчет и единовременное начисление суммы амортизации за период нахождения объекта в составе имущества казны, отражение исправительных корреспонденций не производится.
Также отмечаем, что при отсутствии на дату принятия к учету объекта, закрепленного на праве оперативного управления, информации о начислении амортизации с момента ввода объекта в эксплуатацию, пересчет амортизации положениями действующего законодательства, регулирующего ведение бухгалтерского учета организаций государственного сектора, учреждением-правообладателем не предусмотрен. При этом начисление учреждением-правообладателем амортизации осуществляется исходя из срока полезного использования, установленного с учетом срока фактической эксплуатации поступившего объекта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения по налогу на имущество организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 Кодекса.
Пунктами 1 и 3 статьи 375 Кодекса определено, что налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено данной статьей. При определении среднегодовой стоимости имущества учитывается остаточная стоимость основных средств, сформированная в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. В случае, если остаточная стоимость имущества включает в себя денежную оценку предстоящих в будущем затрат, связанных с этим имуществом, остаточная стоимость указанного имущества для целей главы 30 Кодекса определяется без учета таких затрат.
При этом установлено, что в случае, если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.
С учетом изложенного Департамент полагает, что начисленная единовременно МБУ сумма амортизации в отношении нежилого помещения за период нахождения объекта в муниципальной казне (с 19.11.1998 года по 16.06.2010 года) в целях формирования остаточной стоимости при принятии на учет нежилого помещения соответствует требованиям Инструкции N 157н. При этом основание для перерасчета единовременной амортизации с 01.01.1979 года отсутствует и, следовательно, перерасчет налога на имущество организаций в этом случае производить не требуется.
Директор Департамента бюджетной методологии |
С.В. Романов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
У муниципального бюджетного учреждения (далее - МБУ) возник вопрос о пересчете амортизации нежилого помещения.
Если за время нахождения имущества в составе казны амортизация не начислялась, учреждением - новым правообладателем при принятии к учету такого объекта осуществляются расчет и единовременное начисление суммы амортизации за период нахождения объекта в составе имущества казны. При этом отражение исправительных корреспонденций не производится.
Как пояснил Минфин России, начисленная единовременно МБУ сумма амортизации в отношении нежилого помещения за период нахождения объекта в муниципальной казне (с 19.11.1998 по 16.06.2010) в целях формирования остаточной стоимости при принятии на учет этого имущества соответствует требованиям законодательства.
При этом основание для перерасчета единовременной амортизации с 01.01.1979 отсутствует. Следовательно, пересчитывать налог на имущество организаций в этом случае не требуется.
Письмо Минфина России от 27 мая 2015 г. N 02-06-10/30485
Текст письма опубликован в журнале "Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера", август 2015 г., N 8