Письмо Минфина России от 29 мая 2015 г. N 02-07-10/31334
Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел письмо по вопросу бюджетного учета претензий, предъявляемых в досудебном порядке подрядчику (исполнителю), нарушившему условия муниципального контракта, и сообщает.
В силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" Министерством финансов Российской Федерации не рассматриваются по существу обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций, а также не даются разъяснения действующего законодательства Российской Федерации и практики его применения.
Вместе с тем, Департамент считает необходимым сообщить следующее.
В соответствии с пунктом 6 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Единые требования к бухгалтерскому учету установлены Федеральным законом от 06.12.2013 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон 402-ФЗ).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "06.12.2011"
Согласно положениям части 1 статьи 9 Закона 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Обязательные реквизиты первичного учетного документа установлены частью 2 статьи 9 Закона 402-ФЗ, при этом частью 4 указанной статьи предусмотрено, что формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Обязательные общие требования к формам первичных учетных документов органов для организаций государственного сектора установлены Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкцией 157н).
Согласно положениям пункта 7 Инструкции 157н первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам документов, утвержденным, согласно законодательству Российской Федерации, правовыми актами уполномоченных органов исполнительной власти, а документы, формы которых не унифицированы, должны содержать обязательные реквизиты.
Согласно пункту 6 Инструкции 157н субъект учета при формировании учетной политики устанавливает формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, и иные документы бухгалтерского учета, по которым законодательством Российской Федерации не установлены обязательные для их оформления формы документов.
С учетом изложенного, субъект учета самостоятельно устанавливает формы первичных учетных документов, являющихся основанием для начисления штрафных санкций или их уменьшения в рамках досудебного урегулирования спора по выставленным претензиям, в рамках формирования своей учетной политики.
При формировании учетной политики актами субъекта учета утверждаются методы оценки отдельных видов имущества и обязательств, а также иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета. С учетом изложенного, порядок признания доходов от сумм принудительного изъятия (датой предъявления претензии или датой ее признания контрагентом в результате урегулирования спора в досудебном порядке) следует установить в рамках формирования учетной политики учреждения. По мнению Департамента, целесообразно предусматривать в учетной политике отражение пени, штрафов, неустоек, возникающих в силу контрактов, договоров, соглашений в момент возникновения требований к их плательщикам.
Кроме того, обращаем внимание, что расчеты по суммам принудительного изъятия (задолженности по штрафам, пеням и неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг) в соответствии с пунктом 220 Инструкции 157н операции учитываются на счете 0 209 00 000 "Расчеты по ущербу и иным доходам". Начисление доходов на сумму оспариваемых требований (пени, штрафов, неустойки), по мнению Департамента следует отражать по дебету счета 0 209 40 560 "Увеличение дебиторской задолженности по ущербу по суммам принудительного изъятия" и кредиту счета 0 401 10 140 "Доходы от сумм принудительного изъятия".
Директор Департамента бюджетной методологии |
С.В. Романов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Возник вопрос о бюджетном учете претензий, предъявляемых в досудебном порядке подрядчику (исполнителю), нарушившему условия муниципального контракта.
Разъяснено, что субъект учета самостоятельно устанавливает формы первичных учетных документов, являющихся основанием для начисления штрафных санкций или их уменьшения в рамках досудебного урегулирования спора по выставленным претензиям, в рамках формирования своей учетной политики.
Порядок признания доходов от сумм принудительного изъятия (датой предъявления претензии или датой ее признания контрагентом в результате урегулирования спора в досудебном порядке) следует установить в рамках формирования учетной политики учреждения. По мнению Минфина России, целесообразно предусматривать в учетной политике отражение пени, штрафов, неустоек, образующихся в силу контрактов, договоров, соглашений, в момент возникновения требований к их плательщикам.
Расчеты по суммам принудительного изъятия (задолженности по штрафам, пеням и неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг) учитываются на счете 0 209 00 000 "Расчеты по ущербу и иным доходам".
Начисление доходов на сумму оспариваемых требований (пени, штрафов, неустойки), по мнению Минфина России, следует отражать по дебету счета 0 209 40 560 "Увеличение дебиторской задолженности по ущербу по суммам принудительного изъятия" и кредиту счета 0 401 10 140 "Доходы от сумм принудительного изъятия".
Письмо Минфина России от 29 мая 2015 г. N 02-07-10/31334
Текст письма опубликован в журнале "Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера", август 2015 г., N 8