Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Об организации учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования, и приема их на обучение
В части, касающейся учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в сфере образования устанавливаются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) относятся, в том числе (статья 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон):
организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами);
учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа.
Согласно части 5 статьи 63 Федерального закона органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей. Вопросы учета детей (в том числе формирования очереди детей, нуждающихся в предоставлении места в образовательной организации) целесообразно регламентировать муниципальным нормативным правовым актом.
1. В целях эффективной организации учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования и нуждающихся в предоставлении места в образовательной организации представляется целесообразным такой учет в нормативном акте регламентировать в порядке электронной очереди, организованной соответствующим органом местного самоуправления.
При этом обращаем внимание, что Правительством Российской Федерации (распоряжение от 25 октября 2014 г. N 2125-р) утверждена Концепция создания единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам. В рамках создания указанной единой системы учета планируется обеспечить, в том числе, учет обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; получение информации о количестве обучающихся, проживающих на различных территориях, об очередях на зачисление в организации, осуществляющие образовательную деятельность, и о степени их наполнения; прогнозирование необходимого количества мест в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; организацию возможности подачи заявлений о зачислении обучающихся в дошкольные образовательные организации и общеобразовательные организации в электронном виде; сокращение количества документов и информации, подлежащих представлению заявителями для получения государственных или муниципальных услуг в сфере образования в бумажном виде.
2. При регламентации в нормативном акте учета детей, нуждающихся в предоставлении места в образовательной организации, необходимо учитывать нормы федерального законодательства о равных условиях приема для всех поступающих, в частности, предоставлять место в образовательной организации в порядке очередности поступления заявлений о потребности в таком месте. Вместе с тем, федеральным законодательством устанавливаются права для отдельных категорий граждан на внеочередное обеспечение их детей местами в дошкольных образовательных организациях:
- для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения, граждан из подразделений особого риска (пункт 12 статьи 14, пункт 12 статьи 17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска"),
- для прокуроров (пункт 5 статьи 44 Закона Российской Федерации от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации");
- для судей (пункт 3 статьи 19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации");
- для сотрудников Следственного комитета Российской Федерации (часть 25 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации").
Первоочередное предоставление мест в дошкольных образовательных организациях предусмотрено:
- для детей военнослужащих по месту жительства их семей (пункт 6 статьи 18 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих");
- для детей сотрудников полиции и некоторых иных категорий указанных граждан (часть 6 статьи 46 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции");
- для детей сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации и некоторых иных категорий указанных граждан (Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации");
- для детей из многодетных семей (подпункт "б" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. N 431 "О мерах по социальной поддержке семей");
- для детей-инвалидов и детей, один из родителей которых является инвалидом (пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. N 1157 "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов").
В нормативном правовом акте органа местного самоуправления, регламентирующем учет детей, подлежащих обучению по программам дошкольного образования, следует отразить указанные категории граждан, имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление мест в дошкольных образовательных организаций для их детей.
При этом установление тех или иных преимуществ при приеме на обучение по программам дошкольного образования нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации или муниципальными нормативными правовыми актами не допускается.
3. Учитывая право родителей (иных законных представителей) детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования, на выбор образовательной организации, на выбор формы получения образования, а также право изменить свое решение о таком выборе в любое время до достижения ребенком возраста начала получения начального общего образования в образовательных организациях (шести лет и шести месяцев), целесообразно в нормативном акте предусмотреть возможность учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования по возрастным группам.
4. При разработке и утверждении такого нормативного правого акта следует формировать отдельный учет детей, уже обучающихся по образовательным программам дошкольного образования (в различных формах получения образования: в организации и в форме семейного образования, а также детей, нуждающихся в переводе в иные образовательные организации), и детей, которые нуждаются в предоставлении места в образовательной организации.
В частности, не подлежат постановке в очередь детей, нуждающихся в предоставлении места в образовательной организации, либо исключаются из очереди дети, родители (законные представители) которых выбрали семейную форму получения дошкольного образования и проинформировали об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают, в соответствии с частью 5 статьи 63 Федерального закона.
При этом согласно части 3 статьи 64 Федерального закона родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, в которых созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Кроме того, родители (законные представители) несовершеннолетних имеют возможность воспользоваться услугой по присмотру и уходу за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и вне таких организаций (в форме индивидуальной деятельности, гувернерства, патроната, в дошкольных группах присмотра и ухода на базе родительских сообществ, в семейных дошкольных группах и иных формах). Указанная услуга по присмотру и уходу не предоставляется в рамках бесплатного общедоступного дошкольного образования. В связи с этим рекомендуется в нормативном акте регламентировать учет детей, охваченных только услугой по присмотру и уходу. При принятии решения в отношении таких несовершеннолетних их родителями (законными представителями) получать дошкольное образование следует ставить на учет или сохранять на учете как нуждающихся в переводе в иные образовательные организации, и не учитывать в очереди детей, которые нуждаются в предоставлении места в образовательной организации.
5. Согласно статье 8 Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования отнесено финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях посредством предоставления субсидий на возмещение затрат в соответствии с нормативами, установленными для муниципальных образовательных организаций, таким образом отсутствуют нормативные основания для установления различного порядка учета детей, обучающихся по образовательным программам дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях и частных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Вместе с тем, существенным различием при получении дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях и частных организациях, как правило, является размер родительской платы за присмотр и уход за детьми, который зачастую в последних образовательных организациях выше.
В связи с этим, в нормативном акте целесообразно закрепить, что дети, уже обучающиеся по образовательной программе дошкольного образования в частной организации, осуществляющей образовательную деятельность, в случае если размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в таких организациях не выше среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (или не выше максимального размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации), не ставятся в очередь детей, нуждающихся в предоставлении места в образовательной организации, либо исключаются из очереди. В случае, если размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в частной организации, осуществляющей образовательную деятельность, выше - дети ставятся на учет или сохраняются на учете как нуждающиеся в переводе в иные образовательные организации, и не учитываются в очереди детей, которые нуждаются в предоставлении места в образовательной организации.
При этом в целях поддержки организации предоставления дошкольного образования в частных образовательных организациях, рекомендуется учитывать существующие механизмы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства (Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"). Данная поддержка может включать в себя, в том числе, предоставление субъектами Российской Федерации частным образовательным организациям субсидий из бюджета в рамках региональных программ развития малого и среднего предпринимательства.
6. В нормативном акте стоит отразить, что перевод детей (в связи с переездом на новое место жительства, уточнением образовательной траектории ребенка, изменением родительской платы в образовательной организации либо другими обстоятельствами) осуществляется из одной образовательной организации в другую образовательную организацию, имеющую свободные места, без возврата данного ребенка на учет и без его возврата в очередь детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования и нуждающихся в предоставлении места в образовательной организации. Образовательные отношения с образовательной организацией, в которой ранее обучался ребенок, прекращаются по инициативе его родителей (законных представителей) на основании перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию в порядке перевода (пункт 1 части 2 статьи 61 Федерального закона) без постановки на учет детей, нуждающихся в предоставлении места в образовательной организации.
В случае, если родители (законные представители) ребенка приняли решение о прекращении обучения в одной образовательной организации, но не нашли образовательную организацию, имеющую свободные места для зачисления ребенка в порядке перевода, то обучающийся отчисляется из образовательной организации, а родители (законные представители) в соответствии с частью 4 статьи 67 Федерального закона обращаются для решения вопроса об устройстве ребенка для продолжения получения дошкольного образования в орган местного самоуправления, который осуществляет учет данного ребенка как нуждающегося в предоставлении места в образовательной организации для обучения по образовательной программе дошкольного образования.
В части, касающейся приема детей на обучение по образовательным программам дошкольного образования
Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона в Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. В соответствии со статьей 55 Федерального закона прием на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов проводится на общедоступной основе. Случаи проведения индивидуального отбора или конкурса при приеме на обучение по образовательным программам дошкольного образования Федеральным законом не предусмотрены. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
На основании части 8 статьи 55 Федерального закона приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 апреля 2014 г. N 293 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 мая 2014 г., регистрационный N 32220) утвержден Порядок приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования (далее - Порядок приема).
Согласно пункту 8 части 3 статьи 28 Федерального закона прием обучающихся в образовательную организацию отнесен к компетенции образовательной организации. Основанием возникновения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющий образовательную деятельность, о приеме лица в эту организацию (статья 53 Федерального закона). При приеме на обучение по образовательным программам дошкольного образования изданию распорядительного акта о приеме лица на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, предшествует заключение договора об образовании (часть 2 статьи 53 Федерального закона).
Согласно статье 30 Федерального закона образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в том числе, регламентирующие правила приема, порядок оформления возникновения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.
Правила приема в конкретную образовательную организацию, устанавливаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно в части, не урегулированной законодательством об образовании (часть 9 статьи 55 Федерального закона).
Согласно части 3 статьи 67 Федерального закона, правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по образовательным программам дошкольного образования должны обеспечивать прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение дошкольного образования и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.
В таких правилах приема стоит предусмотреть, что прием для обучения по образовательным программам дошкольного образования осуществляется на основании полученного родителями (законными представителями) направления в рамках реализации государственной и муниципальной услуги, предоставляемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, по приему заявлений, постановке на учет и зачислению детей в образовательные организации, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады) (пункт 2 сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями и организациями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями и организациями, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. N 1993-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 52, ст. 6626; 2010, N 37, ст. 4777; 2012, N 2, ст. 375). Указанный подход также предусматривается пунктом 8 Порядка приема и гарантирует справедливость приема в случае, если число мест в образовательной организации менее числа лиц, желающих поступить на обучение в данную образовательную организацию.
С целью информирования о возможных финансовых практиках организации учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования, и приема их на обучение Минобрнауки России направляет опыт Московской области по данному вопросу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.