Решение Верховного Суда РФ от 27 мая 2015 г. N АКПИ15-360
Именем Российской Федерации
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 18 августа 2015 г. N АПЛ15-320 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.
при секретаре Сомхиевой С.Ю.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Седракяна Г.Н. о признании недействующими пункта 3.16 и таблицы 4* Строительных норм и правил СНиП 2.05.06-85* "Магистральные трубопроводы", утвержденных постановлением Государственного строительного комитета СССР от 30 марта 1985 г. N 30, установил:
постановлением Государственного строительного комитета СССР от 30 марта 1985 г. N 30 утверждены Строительные нормы и правила СНиП 2.05.06-85* "Магистральные трубопроводы" (далее - СНиП 2.05.06-85*).
Пунктом 3.16 СНиП 2.05.06-85* предусмотрено, что расстояния от оси подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в таблице 4 СНиП 2.05.06-85*.
Гражданин Седракян Г.Н. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пункта 3.16 и таблицы 4 СНиП 2.05.06-85*, ссылаясь на то, что они носят нормативный характер и не соответствуют требованиям Указа Президента Российской Федерации от 25 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", не зарегистрированы в Минюсте России и официально не опубликованы.
Седракян Г.Н. извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.
В суде Смирнов Н.В., представляющий по доверенности интересы Седракяна Г.Н., поддержал заявленные требования и пояснил, что на заявителя решением Октябрьского районного суда г. Тамбова от 12 ноября 2012 г. возложена обязанность снести дачу в соответствии с требованиями пункта 3.16 СНиП 2.05.06-85* с целью соблюдения требований в сфере обеспечения промышленной безопасности и выполнения требований по минимальным расстояниям от оси газопровода "Кирсанов-Тамбов", указанным в таблице 4* СНиП 2.05.06-85*.
Представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Калинова К.В. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что оспариваемые положения СНиП 2.05.06-85* не требуют государственной регистрации в Минюсте России, положения Указа Президента Российской Федерации "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" на них не распространяются, и они не нарушают прав заявителя.
Выслушав объяснения Смирнова Н.В., представляющего по доверенности интересы Седракяна Г.Н., представителя Минстроя России Калиновой К.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений согласно Федеральному закону от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" устанавливаются Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (статья 5.1).
Принятый в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, обеспечения энергетической эффективности зданий и сооружений, Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" устанавливает, что безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований названного Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 данного Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий (часть 2 статьи 5).
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 42 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" строительные нормы и правила, утвержденные до дня вступления в силу данного Федерального закона, признаются сводами правил, и Правительство Российской Федерации не позднее чем за тридцать дней до дня вступления в силу названного Федерального закона утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований этого Федерального закона.
Во исполнение предписания федерального законодателя Правительство Российской Федерации распоряжением от 21 июня 2010 г. N 1047-р утвердило Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". В соответствии с пунктом 40 данного Перечня применению на обязательной основе для обеспечения соблюдения требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" подлежат следующие части СНиП 2.05.06-85* "Магистральные трубопроводы": Разделы 1, 2, 3 (пункты 3.1-3.15, 3.18-3.23, 3.25, 3.27), 4 (пункты 4.1, 4.2, 4.4-4.22), 6 (пункты 6.1-6.7, 6.9-6.31*, 6.34*-6.37), 7-10, 12 (пункты 12.1*, 12.2*, 12.4*, 12.5, 12.7, 12.12*, 12.15*, 12.16, 12.19, 12.20, 12.30-12.33*,12.35*). В указанном Перечне пункт 3.16 СНиП 2.05.06-85* "Магистральные трубопроводы" не значится. Из содержания приказа Ростехрегулирования от 1 июня 2010 г. N 2079 "Об утверждении Перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" следует, что пункт 3.16 СНиП 2.05.06-85* подлежит применению на добровольной основе.
Актуализированный приказом Госстроя от 25 декабря 2012 г. N 108/ГС свод правил "СНиП 2.05.06-85*. Магистральные трубопроводы" не отменяет действия предыдущих сводов правил. Нормативного правового акта, прекращающего действие оспариваемых положений СНиП 2.05.06-85* "Магистральные трубопроводы", не имеется.
Доводы заявителя о том, что оспариваемые положения СНиП 2.05.06-85* "Магистральные трубопроводы" носят нормативный характер, в связи с чем подлежали государственной регистрации в Минюсте России и официальному опубликованию для всеобщего сведения являются несостоятельными.
Федеральный закон "О техническом регулировании" определяет свод правил как документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе в целях соблюдения требований технических регламентов (статья 2). Следовательно, СНиП 2.05.06-85* не является нормативным правовым актом, и положения Указа Президента Российской Федерации "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" на них не распространяется. Кроме того, они приняты до издания вышеназванных нормативных правовых актов.
Определяя особенности обеспечения промышленной безопасности объектов систем газоснабжения, Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" устанавливает, что здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения (статья 32).
Следовательно, строительство зданий, строений, сооружений вблизи объектов систем газоснабжения необходимо осуществлять в соответствии с установленными строительными нормами и правилами, при согласовании с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией. Учет установленных минимальных расстояний при формировании земельных участков органами местного самоуправления для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства является обязательным и необходимым условием с целью дальнейшего предотвращения негативных последствий.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении заявления Седракяна Г.Н. о признании недействующими пункта 3.16 и таблицы 4* Строительных норм и правил СНиП 2.05.06-85* "Магистральные трубопроводы", утвержденных постановлением Государственного строительного комитета СССР от 30 марта 1985 г. N 30, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Романенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оспаривался ряд требований СНиП 2.05.06-85 "Магистральные трубопроводы".
Данные требования устанавливают правила относительно расстояния от оси подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и с/х предприятий, зданий и сооружений.
Такое расстояние должно приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее определенных значений.
По мнению заявителя, данные СНиП носят нормативный характер. Поэтому они подлежали регистрации в Минюсте России и официальному опубликованию. Однако это сделано не было.
На заявителя из-за несоблюдения этих требований была возложена обязанность снести дачу.
ВС РФ счел требования законными и пояснил следующее.
Техрегламент о безопасности зданий и сооружений предусматривает, что строительные нормы и правила, утвержденные до вступления в силу данного закона, признаются сводами правил.
Правительство РФ утверждает перечень нацстандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований этого закона.
Во исполнение данного предписания был утвержден такой перечень. Оспариваемые требования СНиП в нем не указаны.
В силу одного из приказов Ростехрегулирования данные требования СНиП подлежит применению на добровольной основе.
Нормативного правового акта, прекращающего действие оспариваемых требований, нет.
Данные СНиП не являются нормативным правовым актом, поэтому они не подлежали регистрации и официальному опубликованию.
По Закону о газоснабжении здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.
Следовательно, подобное строительство необходимо осуществлять в соответствии с установленными строительными нормами и правилами, при согласовании с организацией-собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией.
Минимальные расстояния при формировании участков для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, ИЖС должны учитываться в обязательном порядке.
Решение Верховного Суда РФ от 27 мая 2015 г. N АКПИ15-360
Текст решения официально опубликован не был
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 18 августа 2015 г. N АПЛ15-320 настоящее решение оставлено без изменения