Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 мая 2015 г. N 16-КГ15-10
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Фролкиной С.В., Кириллова В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 мая 2015 г. гражданское дело
по иску Моисеевой Л.В.
к администрации городского округа - города Волжского Волгоградской области
о взыскании сумм невыплаченной пенсии, компенсации морального вреда, установлении размера ежемесячной пенсии
по кассационной жалобе главы городского округа - города Волжского Волгоградской области Воронина И.Н.
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 5 июня 2014 г., которым частично отменено решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска и в отменённой части принято новое решение об удовлетворении исковых требований Моисеевой Л.В.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С.В., выслушав объяснения представителя администрации городского округа - города Волжского Волгоградской области Кошелевой Г.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Моисеева Л.В. обратилась в суд с иском к администрации городского округа - города Волжского Волгоградской области о взыскании сумм невыплаченной пенсии, компенсации морального вреда, установлении выплаты в прежнем размере ранее назначенной пенсии.
В обоснование своих требований Моисеева Л.В. указала, что она работала ... отдела администрации городского округа - города Волжского Волгоградской области, имеет стаж муниципальной службы 21 год. В связи с выходом на пенсию ей, как замещавшей должность муниципальной службы городского округа - города Волжского Волгоградской области, в соответствии с Городским Положением о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы городского округа - города Волжского Волгоградской области от 11 июля 2007 г. N 222-ВГД, принятым постановлением Волжской городской Думы от 30 июня 2007 г. N 41/58, с 13 января 2010 г. была назначена пенсия за выслугу лет в размере 45% ежемесячного денежного содержания муниципального служащего, составившая на момент назначения ... руб. ... коп. По состоянию на август 2013 года пенсия за выслугу лет выплачивалась истцу в размере ... руб. ... коп.
Решением Волжской городской Думы Волгоградской области от 29 ноября 2013 г. N 5-ВГД было принято новое Положение о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы городского округа - города Волжского Волгоградской области, на основании которого администрацией городского округа - города Волжского Волгоградской области был произведен перерасчёт ранее назначенных пенсий за выслугу лет. В результате произведённого с применением новых правил перерасчёта размер пенсии за выслугу лет, выплачиваемой Моисеевой Л.В., уменьшился, в декабре 2013 года она получила пенсию за выслугу лет в размере ... руб. ... коп.
Полагая снижение размера выплачиваемой ей пенсии за выслугу лет неправомерным, Моисеева Л.В. просила суд взыскать с ответчика сумму невыплаченной пенсии за период с декабря 2013 года по март 2014 года в размере ... руб. ... коп., компенсировать моральный вред в сумме ... руб. и возложить на ответчика обязанность по выплате ей ежемесячно пенсии за выслугу лет в установленном с августа 2013 года размере.
Решением Волжского городского суда Волгоградской области от 7 апреля 2014 г. в удовлетворении исковых требований Моисеевой Л.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 5 июня 2014 г. решение суда первой инстанции отменено в части отказа в удовлетворении исковых требований Моисеевой Л.В. о взыскании с администрации городского округа - города Волжского Волгоградской области суммы невыплаченной пенсии за выслугу лет и в этой части принято новое решение о взыскании с ответчика ... руб. ... коп. невыплаченной пенсии за период с декабря 2013 года по март 2014 года. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Глава городского округа - города Волжского Волгоградской области Воронин И.Н. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой, в которой просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 5 июня 2014 г. в части удовлетворения исковых требований Моисеевой Л.В. о взыскании с администрации городского округа - города Волжского Волгоградской области суммы невыплаченной пенсии за период с декабря 2013 года по март 2014 года в размере ... руб. ... коп.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы 23 января 2015 г. судьёй Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С.В. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 1 апреля 2015 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явилась истец Моисеева Л.В., о причинах неявки не сообщила. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в её отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на неё Моисеевой Л.В., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судом апелляционной инстанции, которые выразились в следующем.
Как установлено судом, Моисеева Л.В. замещала должность муниципальной службы - ... отдела администрации городского округа - города Волжского Волгоградской области, стаж её муниципальной службы на момент увольнения с работы составил 21 год.
С 24 декабря 2009 г. Моисеевой Л.В. назначена трудовая пенсия по старости в размере ... руб. ... коп.
На основании постановления главы городского округа - города Волжского Волгоградской области от 24 февраля 2010 г. N 90-ГО Моисеевой Л.В., как лицу, ранее замещавшему должность муниципальной службы в администрации городского округа - города Волжского Волгоградской области, с 13 января 2010 г. назначена пенсия за выслугу лет в размере ... руб. ... коп.
На момент назначения Моисеевой Л.В. пенсии за выслугу лет действовало Городское Положение о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы городского округа - города Волжского Волгоградской области, от 11 июля 2007 г. N 222-ВГД (в редакции Городского Положения от 3 июня 2009 г. N 442-ВГД "О внесении изменения в Городское Положение от 11 июля 2007 г. N 222-ВГД "О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы городского округа - города Волжского Волгоградской области", принятого постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 29 мая 2009 г. N 63/8), пунктами 6.1, 6.4 которого было предусмотрено, что лицам, замещавшим должности муниципальной службы городского округа, пенсия за выслугу лет устанавливается при наличии стажа муниципальной службы, установленного пунктом 2.2 данного Положения (не менее 15 лет при увольнении), в размере 45% ежемесячного денежного содержания за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости, установленной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", или государственной пенсии, назначенной в соответствии с Федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О занятости населения в Российской Федерации". За каждый полный год стажа муниципальной службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3% ежемесячного денежного содержания муниципального служащего. При этом общая сумма пенсии не может превышать 75% ежемесячного среднего заработка муниципального служащего.
Решением Волжской городской Думы Волгоградской области от 28 июня 2013 г. N 375-ВГД в пункт 6.1 указанного выше Положения были внесены изменения, согласно которым лицам, замещавшим должности муниципальной службы городского округа, пенсия за выслугу лет устанавливается при наличии стажа муниципальной службы, установленного пунктом 2.2 этого Положения (не менее 15 лет при увольнении), в размере 45% ежемесячного денежного содержания.
С учётом данных изменений размер пенсии за выслугу лет Моисеевой Л.В. с 1 июля 2013 г. составил ... руб. ... коп.
Впоследствии решением Волжской городской Думы Волгоградской области от 29 ноября 2013 г. N 5-ВГД принято новое Положение о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы городского округа - города Волжского Волгоградской области (далее - Положение от 29 ноября 2013 г. N 5-ВГД).
Положение от 11 июля 2007 г. N 222-ВГД с вступлением в силу нового Положения утратило силу (пункт 10.2 Положения от 29 ноября 2013 г. N 5-ВГД).
На основании пунктов 6.1, 6.4 Положения от 29 ноября 2013 г. N 5-ВГД лицам, замещавшим должности муниципальной службы городского округа, пенсия за выслугу лет устанавливается при наличии стажа муниципальной службы, установленного пунктом 2.2 данного Положения (не менее 15 лет при увольнении), в размере 45% среднемесячного денежного содержания за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости (инвалидности), установленной в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; за каждый полный год стажа муниципальной службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 1% среднемесячного денежного содержания муниципального служащего; при этом пенсия не может превышать 75% среднемесячного денежного содержания муниципального служащего и составлять более 1,2 должностного оклада.
Размер пенсии за выслугу лет, установленной Моисеевой Л.В. на основании Положения от 29 ноября 2013 г. N 5-ВГД, составил в декабре 2013 года ... руб. ... коп.
Разрешая спор и отказывая Моисеевой Л.В. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что действия администрации городского округа - города Волжского Волгоградской области по перерасчёту Моисеевой Л.В. размера ранее назначенной пенсии на основании акта органа местного самоуправления - решения Волжской городской Думы Волгоградской области от 29 ноября 2013 г. N 5-ВГД являются законными, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (части 1 и 2 статьи 24) и Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (пункт 4 статьи 7) финансирование доплат к государственной пенсии, к категории которых относится и выплачиваемая муниципальным служащим пенсия за выслугу лет, осуществляется за счёт собственных доходов бюджета муниципального образования, в силу чего органы местного самоуправления имеют право корректировать правила исчисления таких выплат в зависимости от имеющихся у них финансово-экономических возможностей, что и было сделано 29 ноября 2013 г. Волжской городской Думой Волгоградской области, принявшей новое Положение о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы городского округа - города Волжского Волгоградской области.
Отменяя решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований Моисеевой Л.В. о взыскании с ответчика суммы недоплаченной пенсии за выслугу лет за указанный ею период, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что действия администрации городского округа - города Волжского Волгоградской области по установлению истцу с декабря 2013 года меньшего размера пенсии за выслугу лет, чем установлено Законом Волгоградской области от 30 декабря 2002 г. N 778-ОД "О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность Губернатора Волгоградской области (главы администрации Волгоградской области), лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области", являются неправомерными.
По мнению суда апелляционной инстанции, решение Волжской городской Думы Волгоградской области от 29 ноября 2013 г. N 5-ВГД в части определения размера подлежащей выплате муниципальным служащим пенсии за выслугу лет противоречит положениям пункта 1 статьи 6 названного Закона, устанавливающим размер пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области. При этом суд апелляционной инстанции указал, что нормативно-правовые акты органов местного самоуправления в области пенсионного обеспечения муниципальных служащих не должны противоречить положениям законов субъектов Российской Федерации, регулирующих сходные правоотношения о пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих, в том числе в части размера подлежащей выплате пенсии. Гарантии, устанавливаемые муниципальным служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичны гарантиям, устанавливаемым государственным гражданским служащим, либо исходя из финансовых возможностей муниципалитета, быть выше их, но не ниже. При недостаточности у муниципального образования собственных источников финансирования дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих финансовая обеспеченность таких расходных обязательств должна быть гарантирована на основе институтов межбюджетных отношений, в том числе за счёт средств бюджетов вышестоящего уровня бюджетной системы Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что приведённые выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права к спорным отношениям.
В соответствии с пунктами "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищённости гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.
Такой федеральный закон до настоящего времени не принят, в связи с чем условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих за счёт средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объёме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).
В силу части 2 статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Приведённые нормативные положения Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" направлены на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путём введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. По существу, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, но не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Пункт 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
В данном случае основания возникновения права на пенсионное обеспечение за выслугу лет государственных гражданских служащих Волгоградской области и лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области, а также порядок назначения пенсии за выслугу лет и определения её размера урегулированы принятым Волгоградской областной Думой Законом Волгоградской области от 30 декабря 2002 г. N 778-ОД "О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность Губернатора Волгоградской области (главы администрации Волгоградской области), лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области".
Согласно статье 4 этого Закона финансирование пенсии за выслугу лет поименованных выше лиц производится за счёт средств областного бюджета.
Статьёй 6 Закона Волгоградской области от 30 декабря 2002 г. N 778-ОД "О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность Губернатора Волгоградской области (главы администрации Волгоградской области), лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области" предусмотрено, что лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Волгоградской области, пенсия за выслугу лет устанавливается при наличии стажа государственной службы, установленного пунктом 3 статьи 5 данного Закона (не менее 15 лет), в размере 45 процентов среднемесячного денежного содержания государственного гражданского служащего Волгоградской области. За каждый полный год стажа государственной гражданской службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента ежемесячного денежного содержания государственного гражданского служащего Волгоградской области. При этом пенсия не может превышать 75 процентов среднемесячного денежного содержания государственного гражданского служащего Волгоградской области и составлять более 2,8 должностного оклада (в редакции Законов Волгоградской области от 28 декабря 2009 г. N 1977-ОД, от 20 апреля 2012 г. N 41-ОД).
Особенности организации муниципальной службы в Волгоградской области и правовое положение муниципальных служащих Волгоградской области урегулированы Законом Волгоградской области от 11 февраля 2008 г. N 1626-ОД "О некоторых вопросах муниципальной службы в Волгоградской области", принятым Волгоградской областной Думой. В соответствии со статьей 9.2 этого Закона условия предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Финансирование пенсий за выслугу лет муниципальным служащим осуществляется за счёт средств местных бюджетов.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Статьёй 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счёт собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Из приведённых законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счёт средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счёт собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учётом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.
С учётом изложенного, вывод суда апелляционной инстанции о противоречии решения Волжской городской Думы Волгоградской области от 29 ноября 2013 г. N 5-ВГД пункту 1 статьи 6 Закона Волгоградской области от 30 декабря 2002 г. N 778-ОД "О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность Губернатора Волгоградской области (главы администрации Волгоградской области), лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области" (в редакции Законов Волгоградской области от 28 декабря 2009 г. N 1977-ОД, от 20 апреля 2012 г. N 41-ОД), основан на неправильном толковании положений Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и действующего в Волгоградской области законодательства в сфере регулирования дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих.
Условия пенсионного обеспечения муниципальных служащих городского округа - города Волжского Волгоградской области по своим основным параметрам являются сходными (но не тождественными, а определёнными с учётом возможностей местного бюджета) с условиями пенсионного обеспечения государственных гражданским служащих субъекта Российской Федерации - Волгоградской области.
Поскольку пенсии за выслугу лет муниципальным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, то само по себе изменение органами местного самоуправления правил исчисления таких пенсий и их размера не может рассматриваться как ухудшающее положение муниципальных служащих городского округа - города Волжского Волгоградской области, в том числе и Моисеевой Л.В., и нарушающее их право на пенсионное обеспечение.
Следовательно, вывод суда апелляционной инстанции о том, что размер пенсии по выслуге лет Моисеевой Л.В. как муниципального служащего городского округа - города Волжского Волгоградской области, не может быть ниже гарантированного законом субъекта Российской Федерации размера пенсии за выслугу лет государственного служащего Волгоградской области, нельзя признать правильным.
Ссылка суда апелляционной инстанции на то, что в случае недостаточности у муниципального образования собственных источников финансирования дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих финансовая обеспеченность таких расходных обязательств должна быть гарантирована на основе институтов межбюджетных отношений, в том числе за счёт средств бюджетов вышестоящего уровня бюджетной системы Российской Федерации, является несостоятельной, поскольку в субъекте Российской Федерации - Волгоградской области каких-либо законов в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований в области пенсионного обеспечения муниципальных служащих не принималось.
Таким образом, суд апелляционной инстанции неправильно применил нормы материального права, регулирующие спорные отношения сторон, и в отсутствие предусмотренных гражданским процессуальным законом оснований отменил решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований Моисеевой Л.В. о взыскании с администрации городского округа - города Волжского Волгоградской области недоплаченной пенсии за период с декабря 2013 года по март 2014 года.
Поскольку апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 5 июня 2014 г. в указанной части принято с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможна защита нарушенных прав и законных интересов администрации городского округа - города Волжского Волгоградской области, оно подлежит отмене в указанной части с оставлением в силе в отменённой части решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 5 июня 2014 г. отменить в части отмены решения Волжского городского суда Волгоградской области от 7 апреля 2014 г. и принятия нового решения об удовлетворении исковых требований Моисеевой Л.В. о взыскании с администрации городского округа - города Волжского Волгоградской области невыплаченной пенсии за период с декабря 2013 года по март 2014 года в размере ... руб. ... коп.
Решение Волжского городского суда Волгоградской области от 7 апреля 2014 г. в указанной части оставить без изменения.
В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 5 июня 2014 г. оставить в силе.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Фролкина С.В. |
|
Кириллов В.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 мая 2015 г. N 16-КГ15-10
Текст определения официально опубликован не был