1. В случае, если в размещаемых заказчиком документах указаны разные даты проведения аукциона, к административной ответственности привлекается должностное лицо заказчика, ответственное за организацию закупочной деятельности.
Заказчиком проведен аукцион на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобилей (далее - Аукцион).
В ходе закупки в ФАС России поступила жалоба организации на действия заказчика при проведении Закупки.
Комиссия ФАС России рассмотрела указанную жалобу и установила следующие обстоятельства.
Согласно пункту 7 части 9 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) в извещении о закупке должны быть указаны место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.
Пунктом 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке указываются место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.
Порядок размещения информации о закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) заказчиками утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 N 908 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктами 21, 23 Порядка представитель заказчика с помощью функционала официального сайта формирует извещение о закупке, включающее сведения, предусмотренные частью 9 статьи 4 Закона о закупках, а также иную подлежащую размещению на официальном сайте дополнительную информацию, предусмотренную положением о закупке.
При этом, согласно части 8 статьи 4 Закона о закупках сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.
Пунктом 10.3 извещения о закупке N 224, являющегося неотъемлемой частью документации об Аукционе, установлено, что дата и время проведения Аукциона: 16.01.2015 в 10:00 (МСК).
В соответствии с извещением, размещенным на официальном сайте (далее - Извещение), дата и время проведения Аукциона: 16.01.2015 в 10:00 (МСК).
Из Извещения о проведении Аукциона, размещенного на ЭТП, следует, что дата и время проведения Аукциона: 16.01.2015 в 09:00 (МСК).
Таким образом, в действиях Заказчика, выразившихся в ненадлежащем размещении информации о времени проведения Аукциона, содержится нарушение требований пункта 7 части 9, пункта 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках, части 8 статьи 4 Закона о закупках.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Указанные обстоятельства послужили основанием возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 7.32.3 КоАП.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении юридического лица к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 09.04.2015 г. по делу N 223ФЗ-12/15/АК178-15)
2. В случае непредставления Комиссии ФАС России истребованных документов, юридическое лицо привлекается к административной ответственности.
Заказчиком проведен аукцион в электронной форме на право заключения договора на поставку оборудования для технического перевооружения действующего предприятия АО "К" - поставка вертикального фрезерного центра (далее - Аукцион).
В ходе закупки в ФАС России поступила жалоба организации на действия заказчика при проведении Закупки.
Комиссия ФАС России рассмотрела указанную жалобу и установила следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольные органы рассматривают жалобы на действия (бездействие) юридического лица при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (далее в настоящей статье - уведомление). В уведомлении указываются краткое содержание жалобы (предмет рассмотрения), адрес официального сайта торгов, на котором размещена информация о поступлении жалобы, или сайта антимонопольного органа, сведения о месте и времени рассмотрения жалобы. Уведомление направляется посредством почтовой или факсимильной связи либо электронной почты. В случае направления уведомления посредством электронной почты оно направляется организатору торгов, в конкурсную или аукционную комиссию по адресу электронной почты, указанному в извещении о проведении торгов, оператору электронной площадки по адресу электронной почты, указанному на сайте электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", заявителю по адресу электронной почты, указанному в жалобе.
В силу части 18 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу.
В соответствии с частью 15 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции организатор торгов, оператор электронной площадки, конкурсная или аукционная комиссия, действия (бездействие) которых обжалуются, обязаны представить на рассмотрение жалобы по существу документацию о торгах, изменения, внесенные в конкурсную документацию, документацию об аукционе, заявки на участие в конкурсе, заявки на участие в аукционе, протоколы вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, протоколы рассмотрения заявок на участие в конкурсе, протоколы рассмотрения заявок на участие в аукционе, протоколы оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протоколы аукциона, аудио-, видеозаписи и иные документы и сведения, составленные в ходе организации и проведения торгов.
Следовательно, в случае если по результатам закупок заключены договоры, Заказчик обязан представить на рассмотрение жалоб по существу оригиналы, а также надлежащим образом заверенные копии таких договоров.
16.03.2015 письмом ФАС России N АЦ/12 Заказчику направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу посредством электронной почты, указанной в Извещении. Также 16.03.2015 указанная информация о жалобе размещена на сайте http://fas.gov.ru.
В ходе рассмотрения жалобы, комиссией ФАС России установлено, что по результатам проведения Аукциона заключен договор от 17.03.2015. Оригинал данного договора, а также надлежащим образом заверенная копия договора Заказчиком Комиссии ФАС России не представлены.
На основании части 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции, пункта 6.1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" ФАС России наделен полномочиями запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции ФАС России.
Таким образом, непредставление в антимонопольный орган сведений (информации), а равно представление в антимонопольный орган заведомо недостоверных сведений (информации), нарушают часть 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции.
За непредставление или несвоевременное представление сведений (информации), а равно представление заведомо недостоверных сведений (информации) в антимонопольный орган предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении юридического лица к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 14.05.2015 г. по делу N 223ФЗ-43/15/АК273-15)
3. Нарушение заказчиком срока размещения информации на сайте влечет административную ответственность юридического лица.
МУП (далее - Заказчик) проведен открытый конкурс в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по физической охране объектов МУП (далее - Конкурс).
В ходе закупки в ФАС России поступила жалоба организации на действия заказчика при проведении Закупки.
Комиссия ФАС России рассмотрела указанную жалобу и установила следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 12 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.
Вместе с тем протокол заседания конкурсной комиссии по оценке конкурсных заявок и выбору победителя конкурса N 43 от 19.01.2015 N 3 (далее - Протокол) размещен на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет 04.02.2015.
Согласно части 4 статьи 7.32.3 КоАП, за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении юридического лица к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 19.05.2015 г. по делу N АК088-15)
4. В случае подачи заявки группой лиц требованиям, указанным в документации о закупке, должна в совокупности отвечать такая группа лиц, а не отдельно взятое юридическое лицо, выступающее в составе группы лиц.
ФГУП размещен запрос предложений делать оферты на право заключения договора на поставку Оборудования по проекту: "Реконструкция производственной и испытательной базы" (далее - Запрос предложений).
В ходе закупки в ФАС России поступила жалоба организации на действия заказчика при проведении Закупки.
Комиссия ФАС России рассмотрела указанную жалобу и установила следующие обстоятельства.
Согласно части 5 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
Исходя из требований пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации должны быть указаны требования к участникам закупки, в том числе к участникам, на стороне которых выступают несколько юридических лиц, несколько физических лиц, нескольких индивидуальных предпринимателей, и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Согласно пункту 9.3 Документации, регламентирующему особенности участия в Запросе предложений нескольких физических лиц, выступающих на стороне одного участника Запроса предложений, или нескольких юридических лиц, выступающих на стороне одного участника Запроса предложений, нескольких индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника Запроса предложений (коллективного участника), каждое лицо, входящее в состав коллективного участника, должно отвечать требованиям Документации.
При подаче заявки несколькими физическими лицами, несколькими юридическими лицами, несколькими индивидуальными предпринимателями, объединившимися на стороне одного участника закупки, участником закупки выступает несколько лиц (далее - группа лиц).
Таким образом, в случае подачи заявки группой лиц требованиям, указанным в документации о закупке, должна в совокупности отвечать такая группа лиц, а не отдельно взятое юридическое лицо, выступающее в составе группы лиц.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки требования, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки.
Учитывая изложенное, действия ФГУП в части установление требования, указанного в пункте 9.3 Документации, к коллективному участнику Запроса предложений являются нарушением части 6 статьи 3 Закона о закупках.
Согласно части 8 статьи 7.32.3 КоАП за предъявление требований к участникам закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) к условиям договора либо оценка и (или) сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке товаров, работ, услуг предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении юридического лица к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 03.04.2015 г. по делу N 223ФЗ-91/14/АК110-15)
5. Нарушение срока разъяснения положений документации о закупке, предусмотренного Законом о закупках, влечет привлечение юридического лица к административной ответственности.
ФГУП размещен запрос предложений делать оферты на право заключения договора на поставку Оборудования по проекту: "Реконструкция производственной и испытательной базы" (далее - Запрос предложений).
В ходе закупки в ФАС России поступила жалоба организации на действия заказчика при проведении Закупки.
Комиссия ФАС России рассмотрела указанную жалобу и установила следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе разъяснения документации о закупке.
Согласно части 11 статьи 4 Закона о закупках срок размещения разъяснений о закупке не должен превышать трех дней со дня предоставления указанных разъяснений.
Согласно материалам настоящего дела, ОАО "Т" письмом от 14.07.2014 N1/82 направлялся в адрес ФГУП запрос о разъяснении Документации в части вышеуказанных противоречий, содержащихся в Документации.
Таким образом, разъяснения подлежали размещению на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) не позднее 19.07.2014.
Согласно сведениям размещенным на Официальном сайте, разъяснения положений документации Запроса предложений размещены 14.08.2014.
Учитывая изложенное, действия ФГУП, разместившего разъяснения документации о Запросе предложений с нарушением срока установленного Законом о закупках, нарушают часть 5 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии части 4 статьи 7.32.3 КоАП за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении юридического лица к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 03.04.2015 г. по делу N 223ФЗ-91/14/АК111-15)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, июль 2015)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.