Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 22 июня 2015 г. N 305-ЭС15-2155 Суд оставил без изменения судебные акты первой и апелляционной инстанций, которыми удовлетворено требование о взыскании долга, поскольку требование бенефициара, а также приложенные к нему документы соответствовали условиям банковской гарантии и оснований для отказа гаранта от исполнения обязательств по банковской гарантии не имелось

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Бенефициар просил взыскать с банка выплату по банковской гарантии (сумму полученного, но не возвращенного третьим лицом аванса).

Сначала иск был удовлетворен. Но затем кассационная инстанция отказала бенефициару, посчитав, что его требование о возврате аванса поступило в банк по истечении срока действия банковской гарантии. При этом она сослалась на правило ГК РФ о том, что заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми связываются гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для него такие последствия с момента доставки сообщения ему или его представителю.

Но Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ отменила постановление кассационной инстанции, руководствуясь следующим.

Обязанность бенефициара представить гаранту требование по банковской гарантии до окончания срока, на который она выдана, могла пониматься и как обязанность направить гарантию до указанного срока, и как обязанность обеспечить получение ее бенефициаром до истечения соответствующего срока.

Статья ГК РФ, разъясняющая порядок и последствия совершения действий по доставке юридически значимых сообщений, вступила в действие с 01.09.2013. Содержащиеся в ней правила не могут использоваться для толкования спорной банковской гарантии, выданной 19.07.2013.

Обязанность бенефициара представить требование гаранту была раскрыта сторонами в самой гарантии. Из ее условий следует, что бенефициар обязан направить претензию гаранту в установленный срок, а не обеспечить получение им этой претензии до истечения срока.

Банк самостоятельно разработал форму (текст) спорной банковской гарантии.

При таких обстоятельствах предусмотренное банковской гарантией условие о порядке направления претензии бенефициаром следовало толковать не в пользу банка, а в пользу бенефициара как стороны, которая не готовила проект договора и не предлагала формулировку соответствующего условия.

Банк является профессионалом в финансовой сфере. Поэтому условия банковской гарантии должны толковаться в пользу бенефициара в целях сохранения обеспечения обязательства.

Отметим, что с 1 июня 2015 г. вступили в силу поправки к ГК РФ. Вместо понятия банковской гарантии как способа обеспечения исполнения обязательства введено понятие независимой гарантии. Независимые гарантии могут выдаваться банками или иными кредитными организациями (банковские гарантии), а также другими коммерческими организациями.