Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 26 июня 2015 г. N 305-КГ15-1971
Резолютивная часть определения объявлена 19 июня 2015 г.
Полный текст определения изготовлен 26 июня 2015 г.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации
в составе председательствующего судьи Ксенофонтовой Н.А., судей Разумова И.В. и Шилохвоста О.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве на решение Арбитражного суда города Москвы от 09.06.2014 (судья Лапшина В.В.) по делу N А40-55062/14, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2014 (судьи Кольцова Н.Н., Маркова Т.Т., Мухин С.М.) и постановление Арбитражного суда Московского округа от 11.12.2014 (судьи Нужнов С.Г., Кобылянский В.В., Петрова В.В.) по тому же делу.
В заседании приняли участие:
гражданка Булатова М.А. (заявитель);
представители Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве (заинтересованное лицо) - Егоров А.Е. по доверенности от 15.06.2015 N 07-17/038865, Клюевский Г.В. по доверенности от 08.09.2014 N 07-15/106288, Голуб М.Е. по доверенности от 18.06.2015 N 07-17/039712.
Заслушав и обсудив доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой Н.А., а также объяснения заявителя и представителей заинтересованного лица, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации установила:
конкурсный управляющий общества с ограниченной ответственностью "Энерготрейдинг" Булатова М.А. (далее - конкурсный управляющий или заявитель) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным выраженного в письме Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве (далее - заинтересованное лицо, регистрирующий орган) от 27.03.2014 N 05-18/035862 отказа во внесении в единый государственный реестр юридических лиц сведений о конкурсном управляющем как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени общества.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09.06.2014 заявление удовлетворено: действия регистрирующего органа, связанные с отказом во внесении в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) изменений относительно конкурсного управляющего общества, выраженном в письме от 27.03.2014 N 05-18/035862, признаны незаконными и на регистрирующий орган возложена обязанность по устранению допущенного нарушения путем внесения в ЕГРЮЛ сведений о конкурсном управляющем как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени общества.
Суд признал, что для внесения подобных изменений в реестр достаточно вступившего в законную силу определения арбитражного суда об утверждении кандидатуры конкурсного управляющего, представленного им в регистрирующий орган вместе с заявлением, составленным в произвольной форме.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2014 решение оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 11.12.2014 решение от 09.06.2014 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2014 оставлены без изменения.
Регистрирующий орган подал в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации кассационную жалобу на судебные акты, в которой просит их отменить в связи с несоответствием обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильным применением норм права и нарушением единообразия сложившейся судебной практики, каковые считает основаниями для отмены судебных актов в соответствии со статьей 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2015 кассационная жалоба заинтересованного лица с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
В судебном заседании представители заинтересованного лица доводы жалобы поддержали и просили об отмене судебных актов и отказе в удовлетворении требования заявителя.
Заявитель в судебном заседании просил об оставлении судебных актов без изменения как соответствующих закону.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и пояснениях присутствующих в судебном заседании заявителя и представителей заинтересованного лица, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение от 09.06.2014, постановление от 15.09.2014 и постановление от 11.12.2014 подлежат отмене по следующим основаниям.
Заявитель определением Арбитражного суда города Москвы от 18.02.2014, принятым в рамках дела N А40-1136/13 о банкротстве общества, утвержден его конкурсным управляющим.
Конкурсный управляющий подал в регистрирующий орган заявление от 11.03.2014 N 03-к, в котором просил об исключении из ЕГРЮЛ сведений о своем предшественнике и внесении таких сведений о себе как лице, имеющем право действовать без доверенности от имени общества на основании определения от 18.02.2014.
В ответе от 27.03.2014 N 05-18/035862 регистрирующий орган указал заявителю на необходимость представления заявления по форме N Р14001, утвержденной приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, соответствующего требованиям пункта 1.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ.
Сочтя изложенные в ответе регистрирующего органа от 27.03.2014 N 05-18/035862 требования незаконными, конкурсный управляющий обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением об оспаривании поименованного ответа как отказа во внесении изменений в содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения.
Достаточность судебного акта об утверждении заявителя конкурсным управляющим и неправомерность требования регистрирующего органа о предоставлении других документов заявитель обосновывает наличием у него в силу статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 126 "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) полномочий органов должника и необходимостью применения к регистрации заявленных им изменений аналогии пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) о совершении регистрационных действий по ликвидации юридического лица в случае банкротства на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства.
Эта позиция заявителя поддержана судами неосновательно.
Порядок внесения изменений в сведения ЕГРЮЛ регулируется Законом N 129-ФЗ.
Сведения, за изменением которых обратился конкурсный управляющий, применительно к терминологии Закона N 129-ФЗ именуются сведениями о юридическом лице, не связанными с внесением изменений в учредительные документы юридического лица.
Порядок государственной регистрации изменений таких сведений и требуемые для совершения регистрационного действия документы прямо предусмотрены статьями 9, 17, 18 Закона N 129-ФЗ, поэтому применения по аналогии статьи 21 Закона N 129-ФЗ о регистрации ликвидации юридического лица недопустимо.
Согласно статьям 9, 17, 18 Закона N 129-ФЗ для внесения требуемых конкурсным управляющим изменений установлен заявительный порядок регистрации, устанавливающий обращение заинтересованного лица по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти. Таковой является форма N 114001, утвержденная приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, на незаполнение которой заявителем сослался в оспариваемом ответе регистрирующий орган.
Закон N 129-ФЗ не содержит иных правил регистрации изменения сведений, не связанных с изменением учредительных документов для лиц, находящихся в процедуре банкротства.
Закон о банкротстве, в частности статья 129 о полномочиях конкурсного управляющего, не содержит специальных правил регистрации сведений о нем как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени должника.
Судебный акт об утверждении конкурсного управляющего подтверждает полномочия этого лица и относится к основаниям для внесения в реестр сведений о нем как о лице, действующем без доверенности от имени находящегося в процедуре банкротства юридического лица, но не подменяет собой другие требуемые Законом N 129-ФЗ для совершения регистрационных действий документы, которые заявитель должен представить в регистрирующий орган в установленном этим Законом порядке.
Следовательно, регистрирующий орган правомерно отказал в совершении регистрационных действий.
При таких обстоятельствах судебные акты о признании оспариваемого письма регистрирующего органа незаконным полежат отмене в силу статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а заявление - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 184, 291.13-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Арбитражного суда города Москвы от 09.06.2014 по делу N А40-55062/14, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2014 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 11.12.2014 по тому же делу отменить.
В удовлетворении заявления конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Энерготрейдинг" Булатовой Марии Анатольевны о признании незаконным отказа Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве, выраженного в письме от 27.03.2014 N 05-18/035862, во внесении в единый государственный реестр юридических лиц сведений о конкурсном управляющем как лице, имеющем право без доверенности действовать от имени общества, отказать.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке надзора в Верховный Суд Российской Федерации в трехмесячный срок.
Председательствующий судья |
Н.А. Ксенофонтова |
Судья |
И.В. Разумов |
Судья |
О.Ю. Шилохвост |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Конкурсный управляющий подал в регистрирующий орган заявление. В нем он просил исключить из ЕГРЮЛ сведения о своем предшественнике и внести сведения о себе как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени должника.
В ответ регистрирующий орган указал, что нужно представить заявление по форме N Р14001 (о внесении изменений в сведения о юрлице, содержащиеся в ЕГРЮЛ).
Однако заявитель полагал, что достаточно определения арбитражного суда об утверждении его конкурсным управляющим. Он исходил из того, что в силу Закона о госрегистрации юрлиц и индивидуальных предпринимателей (ИП) регистрационные действия по ликвидации юрлица в случае банкротства совершаются на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства. По мнению конкурсного управляющего, данная норма по аналогии применяется к регистрации заявленных им изменений.
Суды поддержали позицию заявителя. Но Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ не согласилась с их выводами. Она признала правомерной позицию регистрирующего органа.
Сведения, за изменением которых обратился конкурсный управляющий, именуются сведениями о юрлице, не связанными с внесением изменений в его учредительные документы.
Порядок госрегистрации изменений таких сведений и необходимые для этого документы прямо предусмотрены статьями Закона о госрегистрации юрлиц и ИП. Поэтому другая статья данного закона, посвященная регистрации ликвидации юрлица, не может применяться по аналогии.
Для внесения требуемых конкурсным управляющим изменений нужно подать заявление по форме N 114001. На это и указал регистрирующий орган.
Названный выше закон не содержит иных правил регистрации изменения сведений, не связанных с изменением учредительных документов, для лиц, находящихся в процедуре банкротства.
В Законе о банкротстве нет специальных правил регистрации сведений о конкурсном управляющем как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени должника.
Судебный акт об утверждении конкурсного управляющего подтверждает его полномочия и относится к основаниям для внесения в реестр сведений о нем как о лице, действующем без доверенности от имени юрлица, находящегося в процедуре банкротства. Но такой судебный акт не подменяет собой другие требуемые законом для совершения регистрационных действий документы.
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 26 июня 2015 г. N 305-КГ15-1971 по делу N А40-55062/2014
Текст определения официально опубликован не был