Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 24 июня 2015 г. N 307-КГ15-1408
Резолютивная часть определения объявлена 17 июня 2015 г.
Полный текст определения изготовлен 24 июня 2015 г.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Разумова И.В.,
судей Букиной И.А. и Золотовой Е.Н. -
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2014 (судьи Смирнов В.И., Осокина Н.Н., Холминов А.А.) и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.12.2014 (судьи Любченко И.С., Асмыкович А.В., Мунтян Л.Б.) по делу N А66-13885/2013 Арбитражного суда Тверской области.
В судебном заседании приняли участие представители:
Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области - Абакумова Ю.И. (по доверенности 29.09.2014), Посохова Л.В. (по доверенности от 27.01.2015);
Министерства экономического развития Тверской области - Гришин О.В. (по доверенности от 11.06.2015).
Заслушав и обсудив доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Разумова И.В., объяснения представителей Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области, поддержавших доводы кассационной жалобы, и представителя Министерства экономического развития Тверской области, просившего оставить обжалуемые судебные акты без изменения, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Министерство экономического развития Тверской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным пункта 1 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее - Управление, антимонопольный орган) от 05.08.2013 по делу N 04-6/1-2-2013.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены открытое акционерное общество "Сеть делового обслуживания", открытое акционерное общество "Мобильные ТелеСистемы" (далее - общество "МТС"), государственное автономное учреждение Тверской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - учреждение "МФЦ"), Министерство промышленности и информационных технологий Тверской области.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 03.02.2014 в удовлетворении заявления Министерства отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2014 решение суда первой инстанции отменено, пункт 1 оспариваемого решения антимонопольного органа признан недействительным.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.12.2014 постановление суда апелляционной инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции и окружным судом норм права, просит принятые этими судами постановления отменить.
В отзыве на жалобу общество "МТС" поддерживает правовую позицию антимонопольного органа.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Разумова И.В. от 21.05.2015 кассационная жалоба вместе с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее, выступлениях представителей участвующих в деле лиц, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации считает, что обжалуемые постановления подлежат отмене по следующим основаниям.
Постановлением Администрации Тверской области от 07.04.2011 N 141-па предусмотрено, что бюджетные субсидии могут предоставляться государственным бюджетным и автономным учреждениям, в том числе, на цели, не касающиеся возмещения нормативных затрат, связанных с оказанием государственных услуг (выполнением работ) по государственным заданиям. В таком случае согласно приказам Министерства от 19.09.2012 N 123-нп и от 18.10.2012 N 132-нп одним из условий предоставления учреждениям субсидий является соблюдение государственными бюджетными учреждениями требований Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), а государственными автономными учреждениями - Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ). Одновременно в этих же приказах Министерства в перечень расходов, финансируемых за счет бюджета путем предоставления субсидий учреждению "МФЦ", включена оплата услуг по эксплуатации инфраструктуры электронного правительства Тверской области.
Как усматривается из материалов дела, в 2012 году учреждение "МФЦ", являющееся автономным, руководствуясь названными приказами Министерства, осуществило по правилам Закона N 223-ФЗ процедуру упрощенного выбора организации на право заключения договоров на выполнение работ по подключению к сети оператора связи для организации услуг по предоставлению каналов связи в целях создания защищенной среды передачи данных технологической инфраструктуры электронного правительства Тверской области.
Оспариваемым решением Управления действия Министерства признаны нарушающими часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). По мнению антимонопольного органа, Министерство посредством издания приказов от 19.09.2012 N 123-нп и от 18.10.2012 N 132-нп допустило расходование бюджетных средств, выделенных подведомственному автономному учреждению в виде субсидий, при осуществлении им закупок для государственных нужд Тверской области в обход требований Закона N 94-ФЗ, т.е. без проведения открытых торгов, что, в свою очередь, создало условия для ограничения конкуренции.
Суд первой инстанции, разрешая спор, признал действия Министерства незаконными - направленными на удовлетворение государственных нужд субъекта Российской Федерации с нарушением процедур, предусмотренных Законом N 94-ФЗ, повлекшими последствия, предусмотренные частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Суд апелляционной инстанции счел, что при создании автономного учреждения и финансировании его деятельности, действующее законодательство не было нарушено, антимонопольный орган не обосновал наступление или возможность наступления реальных негативных последствий для конкурентной среды.
Арбитражный суд округа согласился с выводами суда апелляционной инстанции.
Между тем судами апелляционной инстанции и округа не учтено следующее.
В соответствии со статьей 1 Закона N 223-ФЗ этот Закон регулирует отношения, связанные с удовлетворением потребностей отдельных видов юридических лиц в товарах, работах, услугах.
Действие Закона N 223-ФЗ не распространяется на отношения по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Согласно пункту 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации размещение таких заказов производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, то есть применительно к спорному периоду по правилам Закона N 94-ФЗ.
При этом под государственными нуждами субъектов Российской Федерации понимаются обеспечиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (часть 3 статьи 1 Закона N 94-ФЗ).
Наименование закупки, произведенной учреждением "МФЦ" в 2012 году, ее содержание свидетельствуют о том, что данная закупка, направленная на обеспечение функционирования электронного правительства Тверской области, производилась для нужд Тверской области, а не в целях удовлетворения потребностей самого автономного учреждения.
Частью 2 статьи 10 Закона N 94-ФЗ предусмотрено, что размещение заказа для удовлетворения государственных нужд осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных названным Законом.
В рассматриваемом случае действия Министерства повлекли за собой заключение договора по упрощенной процедуре выбора поставщика в обход положений Закона N 94-ФЗ о необходимости проведения торгов.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Таким образом, создание условий и (или) возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции является достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены лица, желающие поставлять товары, выполнять работы, оказывать услуги, получив доступ к соответствующему товарному рынку либо право ведения деятельности на нем.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о нарушении Министерством части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имелось.
Допущенные судом апелляционной инстанции и арбитражным судом округа нарушения норм права являются существенными, без их устранения невозможна защита охраняемых законом публичных интересов, в связи с чем, обжалуемые судебные акты следует отменить на основании части 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 291.11-291.14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации определила:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2014 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.12.2014 по делу N А66-13885/2013 Арбитражного суда Тверской области отменить.
Решение Арбитражного суда Тверской области от 03.02.2014 по указанному делу оставить в силе.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке надзора в Верховный Суд Российской Федерации в трехмесячный срок.
Председательствующий судья |
И.В. Разумов |
Судья |
И.А. Букина |
Судья |
Е.Н. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Антимонопольный орган решил, что региональное министерство нарушило Закон о защите конкуренции.
Региональным министерством были изданы приказы. Руководствуясь ими, подведомственное ему автономное учреждение в 2012 г. осуществило по правилам Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юрлиц процедуру упрощенного выбора организации на право выполнения работ.
По мнению антимонопольного органа, автономное учреждение осуществило закупку для госнужд региона в обход требований действовавшего тогда Закона о размещении государственных и муниципальных заказов, т. е. без проведения торгов. Это, в свою очередь, создало условия для ограничения конкуренции.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ согласилась с первой инстанцией, которая, как и антимонопольный орган, признала действия регионального министерства незаконными.
Закупка производилась учреждением не для удовлетворения собственных потребностей, а для нужд субъекта Российской Федерации. Об этом свидетельствуют ее наименование и содержание (подключение к сети оператора связи для организации услуг по предоставлению каналов связи в целях создания защищенной среды передачи данных технологической инфраструктуры электронного правительства региона).
Действия министерства повлекли за собой заключение договора по упрощенной процедуре выбора поставщика в обход требований о необходимости проведения торгов.
Закон о защите конкуренции запрещает региональным органам госвласти принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Исключение - предусмотренные федеральными законами случаи принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Таким образом, создание условий и (или) возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции является достаточным основанием для вывода о нарушении Закона о защите конкуренции.
В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, кроме случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию. Лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены лица, желающие поставлять товары, выполнять работы, оказывать услуги, получив доступ к соответствующему товарному рынку либо право ведения деятельности на нем.
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 24 июня 2015 г. N 310-КГ14-8046
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
24.02.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-15047/14
14.10.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-30484/15
11.12.2014 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-15047/14
10.10.2014 Определение Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-39998/14
27.06.2014 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-161288/13