Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление двадцать четвертой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 11 декабря 2003 г. "Об областной целевой программе "Развитие культуры в сельской местности Новосибирской области на 2004-2008 годы"

2. Рекомендовать администрации Новосибирской области в срок до 01.02.2004 г. внести изменения в программу "Развитие культуры в сельской местности Новосибирской области на 2004-2008 годы", исключив из нее пункт 3.5.1 приложения N 1 "Перечень программных мероприятий" с дальнейшим внесением изменений в бюджет для распределения высвобождающихся средств по соответствующим статьям.

3. Объем финансирования из областного бюджета на реализацию областной целевой программы "Развитие культуры в сельской местности Новосибирской области на 2004-2008 годы" ежегодно уточняется при принятии закона Новосибирской области об областном бюджете.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель Совета

В.В.Леонов

 

Областная целевая программа "Развитие
культуры в сельской местности Новосибирско
области на 2004 - 2008 годы"
(утв. постановлением 24 сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 11 декабря 2003 г.)

 

Паспорт

 

Наименование программы Областная целевая программа "Развитие
культуры в сельской местности Новосибирской
области на 2004 - 2008 годы"
Наименование, дата и номер
нормативного акта о
разработке программы
Распоряжение главы администрации области от
23.06.2003 N 498-р "О подготовке проекта
областной целевой программы "Развитие
культуры в сельской местности Новосибирской
области на 2004-2008 годы"
Государственный заказчик
программы
Администрация Новосибирской области
Исполнитель программы Управление культуры администрации области
Руководитель программы Миллер В.Г. - начальник управления культуры
администрации области
Основные разработчики
программы
Управление культуры администрации
Новосибирской области
Цель и задачи программы,
важнейшие целевые показатели
программы
Цели программы:
- сохранение культурного потенциала
Новосибирской области;
- создание предпосылок к его дальнейшему
развитию;
- рост культурного уровня сельского
населения.
Задачи программы:
- обеспечение единого культурного
пространства Новосибирской области, равных
возможностей доступа к культурным ценностям
для жителей сельских территорий и
представителей разных социальных слоев;
- стимулирование народного творчества и
развитие культурно-досуговой деятельности;
- сохранение и развитие фольклора,
национальных культур народов, населяющих
Новосибирскую область;
- поддержка юных дарований;
- подготовка, переподготовка, повышение
квалификации кадров сельских специалистов
сферы культуры;
- поддержка средних специальных учебных
заведений, осуществляющих подготовку кадров
для сельских учреждений культуры;
- социальная поддержка специалистов сельских
учреждений культуры;
- концентрация бюджетных средств на
приоритетных направлениях культуры села
Новосибирской области;
- укрепление материально-технической базы
сельских учреждений культуры;
- обеспечение сохранности и безопасности
музейных и библиотечных фондов в районах
Новосибирской области;
- создание условий для качественного
пополнения фондов сельских музеев.
Сроки (сроки этапов)
реализации программы,
исполнители основных
мероприятий
2004 - 2008 годы:
управление культуры администрации области;
управление образования администрации области;
управление физической культуры и спорта
администрации области;
управление сельского хозяйства департамента
агропромышленного комплекса администрации
области;
комитет по делам молодежи администрации
области;
территориальные администрации районов
области.
Объемы финансирования
(с расшифровкой по годам и
источникам)
Всего - 420575,5 тыс. рублей, в том числе:
2004 г. - 43747,4 тыс. рублей,
2005 г. - 85631,3 тыс. рублей,
2006 г. - 88567,0 тыс. рублей,
2007 г. - 94134,8 тыс. рублей,
2008 г. - 108495,0 тыс. рублей.
Областной бюджет - 399853,5 тыс. рублей,
в том числе:
2004 г. - 40537,4 тыс. рублей,
2005 г. - 82225,3 тыс. рублей,
2006 г. - 84910,0 тыс. рублей,
2007 г. - 89292,8 тыс. рублей,
2008 г. - 102888,0 тыс. рублей.
Внебюджетные источники -
20722,0 тыс. рублей, в том числе:
2004 г. - 3210,0 тыс. рублей,
2005 г. - 3406,0 тыс. рублей,
2006 г. - 3657,0 тыс. рублей,
2007 г. - 4842,0 тыс. рублей,
2008 г. - 5607,0 тыс. рублей.
Ожидаемые конечные
результаты реализации
программы
В результате реализации программы:
- будет сделан серьезный шаг к созданию
единого культурного и информационного
пространства области;
- произойдет укрепление
материально-технической базы учреждений
культуры и их технической оснащенности с
учетом современных требований;
- улучшится качественный состав работников
культуры, в том числе по образовательному
уровню: ежегодно повысят свою квалификацию на
курсах повышения, семинарах-практикумах, в
мастер-классах 160 - 180 специалистов
досугово-культурной деятельности;
- творческой деятельностью будет охвачено на
25-30 процентов больше населения районов
области по сравнению с сегодняшними
результатами.
Сумма финансовых затрат на
разработку проекта программы
и источники их
финансирования
Не требуется

 

1. Общие положения

 

1.1. Объект, предмет регулирования и сфера действия программы

Объект - совокупность культурных ценностей районов Новосибирской области.

Предмет регулирования - развитие инфраструктуры села Новосибирской области в сфере культуры.

Сфера действия - социальная.

1.2. Нормативно-правовая база (обоснование разработки программы)

Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:

Федеральный закон "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" от 09.10.92 N 3612-1, с последующими изменениями и дополнениями;

Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12.01.96 N 7-ФЗ;

Федеральный закон "О библиотечном деле" от 29.12.94 N 78-ФЗ;

Федеральный закон "О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации" от 26.05.96 N 54-ФЗ;

"Примерное положение о социально-культурном объединении" (утверждено приказом Министерства культуры Российской Федерации от 10.01.89 N 18);

Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" от 13.01.96 N 12-ФЗ;

Указ Президента Российской Федерации от 12.11.93 N 1904 "О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 15.06.96 N 909 "Об утверждении концепции государственной национальной политики Российской Федерации";

постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.96 N 715 "О федеральной целевой программе "Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (1997-1999 гг.)";

распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.07.96 N 1063-р "Социальные нормы и нормативы. Культура";

постановление главы администрации области от 27.01.99 N 43 "Об утверждении Положения о порядке разработки и реализации областных целевых программ";

постановление главы администрации области от 28.11.2000 N 1066 "О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке разработки и реализации областных целевых программ";

постановление главы администрации области от 13.03.2003 N 173 "О внесении изменений и дополнений в постановление главы администрации области" от 27.01.99 N 43";

разработать постановление главы администрации области "О порядке и условиях выплаты надбавок за непрерывный стаж работы специалистам музеев".

2. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами

 

Сибирь - уникальный регион России. Это обусловлено не только ее географическим положением, но и наличием огромного природно-ресурсного, производственного, научно-технического, образовательного, кадрового и культурного потенциала. Именно Сибирь в настоящий период в значительной мере способна оказывать огромное влияние на состояние и социально-экономическое развитие России в целом.

Основанием для разработки данной программы стали роль и место сельской культуры Новосибирской области, оказывающей прямое влияние на социально-экономическое развитие региона.

В понятие "культура села" входит культура духовная, экологическая, производственная, экономическая, профессиональная; культура рынка, труда, быта, досуга, потребления, общения, демографического производства и т.д. Влияние каждого из элементов социальной сферы на ситуацию в сельском сообществе носит многоплановый характер, что предопределяет необходимость системного подхода к проблеме.

Формирование культурной политики в отношении сибирского села определяет характеристика социокультурного пространства села. Культурная политика эффективна, если она направлена на создание жизненно необходимых условий и продиктована современной ситуацией. Чтобы выработать точную стратегию и тактику, важно выделить те проблемы, на решение которых можно оказать влияние средствами культуры.

В Новосибирской области население, проживающее в районах и городах областного значения, составляет 48,9 процента от всего населения области.

Государственную сеть учреждений культуры Новосибирской области составляет 2183 учреждения, из которых 92,7 процента находится в районах и городах областного значения. В учреждениях культуры работает свыше 14 тысяч человек, в том числе в районах и городах областного значения - более 50 процентов.

Более чем десятилетний период российских реформ и связанный с ним постоянный дефицит финансовых средств в значительной мере усилили целый ряд общих как для Сибири, так и для Новосибирской области негативных тенденций и проблем:

произошел резкий спад экономики села, сократилось число объектов социальной сферы;

ухудшилось состояние материально-технической базы учреждений культуры села;

из отрасли ушли квалифицированные специалисты;

произошло обострение демографических процессов;

снизился образовательный уровень сельчан, произошло удорожание жизни.

Эти процессы общеэкономического характера в значительной мере отразились на состоянии культуры сибирской деревни.

Затянувшийся процесс реорганизации сельского хозяйства и передачи социальной сферы от сельхозпроизводителей в муниципальную собственность способствовал незначительному сокращению существующей сети сельских учреждений культуры. Данный процесс продолжался в течение 1998-1999 годов. Именно в этот период в связи с резким обесцениванием рубля остро ощущался недостаток бюджетного финансирования на укрепление материально-технической базы бюджетных учреждений; на текущее содержание бюджетной сферы, в том числе и на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы.

Наибольшему сокращению сети в этот период подверглись учреждения клубного типа (7 процентов от уровня 1997 года) в основном по причине неудовлетворительного состояния зданий, размораживания систем отопления, обветшания кровли и т.д. Причем закрылись в большинстве случаев клубы в отдаленных селениях, которые были единственным местом досуга людей, приобщения их к культуре. Таким образом, сокращение сети учреждений культуры в реальной жизни оборачивается ущемлением конституционных прав граждан на получение услуг в сфере культуры.

Практически разрушена система технического обслуживания киноустановок. Износ стационарной киноаппаратуры в районах области составляет 70-90 процентов, в некоторых районах аппаратура прослужила более двух сроков. В настоящее время в городе Новосибирске и в области нет технической базы для ее ремонта. Более шести лет не обновлялся автопарк кинопрокатных организаций в области, необходимый не только для фильмопродвижения, но и для выезда специалистов по киноустановкам для проведения профилактических, ремонтных и наладочных работ согласно утвержденным нормам обслуживания.

Обострилась проблема состояния фильмофонда, 70% которого составляют фильмы технически изношенные, т.е. на грани списания по "Правилам технической эксплуатации фильмокопий". Отсутствие средств не позволяет внедрять новые технологии киновидеопоказа.

Не менее важна проблема сохранности музейного фонда, в котором собраны предметы, в том числе и раритетные, представляющие собой историческое, культурное наследие многочисленных этнических групп, проживающих на территории Новосибирской области. Из 27 музеев области обеспечены приборами мониторинга температурно-влажностного режима только 7 и ни в одном из них нет приборов, регулирующих микроклимат музея. Ни один музей в районах области не располагает специальными витринами, приспособленными для экспонирования произведений искусства, а также специальным оборудованием для хранения музейных предметов: шкафами большого формата для хранения графики и живописи на бумаге, стеллажами для открытого и закрытого музейного хранения. Не решена проблема обеспечения музеев современными системами охранной и пожарной сигнализации.

Очень важными являются проблемы инженерно-технической укрепленности помещений библиотек металлическими дверями и решетками; сохранности библиотечных фондов. Недостаток в огнетушителях не позволяет обеспечить пожарную безопасность.

Недостаток финансирования не позволяет в полной мере решать вопросы сохранения культурного наследия Новосибирской области, ее памятников истории и культуры, фондов музеев и библиотек от физического разрушения, криминальных посягательств, актов вандализма. В районах области нет ни одного музея, располагающего автоматической системой пожаротушения. Не все музеи оборудованы охранно-пожарной сигнализацией.

Сельские учреждения культуры практически не приступали к компьютеризации отрасли. Наличие одного, двух компьютеров в районах, как правило в библиотеке или бухгалтерии отдела культуры, не позволяют решать вопросы создания единого информационного пространства культуры, а лишь "закрывают" самые неотложные потребности. Недостаток компьютерной техники не дает возможности внедрить автоматизированные системы бухгалтерской и статистической отчетности отрасли, компьютеризировать управленческий процесс.

До конца не решена проблема материально-технической базы учреждений культуры села. Рассматривать ее надо в двух аспектах: техническое состояние основных фондов - зданий и сооружений и обеспеченность специальным оборудованием, музыкальными инструментами, автотранспортом и др.

Сегодня капитального ремонта требует более 20 процентов сельских учреждений всех типов; около 3 процентов зданий находятся в аварийном состоянии. Обеспеченность учреждений культуры необходимым оборудованием, сценическими костюмами, обувью не удовлетворяет имеющихся потребностей. В большинстве районов почти на 100 процентов изношен парк музыкальных инструментов детских музыкальных школ и школ искусств, клубных учреждений. Около 40 процентов данных учреждений в настоящее время не имеют музыкального оборудования, аудиовидеоаппаратуры. Практически не обновляется фонд методической литературы. В специализированном автотранспорте остро нуждаются 6 районов, в мебели - каждое третье учреждение.

Из-за жесткого финансового дефицита недостаточно осуществляется гастрольная деятельность народных и профессиональных коллективов, в результате снизился уровень культурного обслуживания сельского населения. Недостаток финансирования, снижение уровня жизни населения сделали все более ощутимой кадровую проблему.

Из отрасли в середине - конце девяностых годов прошлого столетия увольнялись квалифицированные специалисты. В настоящее время в учреждениях культуры районов и городов областного значения работает около 12 процентов специалистов с высшим образованием; около 49 процентов - со средним специальным; около 39 процентов со среднем образованием. Одной из причин такого положения является низкая заработная плата как работников бюджетной сферы в целом, так и работников учреждений культуры (в 2002 году средняя заработная плата работников культурно-просветительных учреждений составила около 1,5 тыс. рублей). Происходит старение кадров, увеличивается количество специалистов предпенсионного и пенсионного возраста: около 18 процентов работающих в сельской местности старше 51 года. В последние годы из-за ограниченности местных бюджетов почти прекратила существование система постоянной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сельских учреждений культуры.

Вместе с тем следует отметить, что несмотря на ресурсное сокращение культурного потенциала Новосибирской области, наблюдается несомненный рост культурных запросов населения. Специалисты учреждений культуры ищут и внедряют новые формы и методы работы. На селе все чаще возвращаются к идее консолидации усилий учреждений культуры, образования, спорта, учреждений досуга молодежи. Проведение совместных мероприятий позволяет рационально использовать материально-техническую базу и кадры. Фактически все учреждения данных структурных подразделений, особенно ориентирующиеся в своей деятельности на народные традиции, отдают приоритеты работе с детьми и молодежью, видя в ней одно из действенных средств преодоления тех негативных тенденций, которые существуют сегодня в молодежной среде и, в целом, в общественной жизни.

Таким образом, можно сделать общий вывод: культура села Новосибирской области за последние годы накопила множество хронических, трудноразрешимых проблем, значительно отстала от современных досуговых и управленческих технологий.

Для исправления положения необходима политика государственной поддержки, политика "выравнивания" ситуации и дальнейшего развития уникальной сибирской культуры.

Данная программа должна стать эффективным средством решения обозначенных выше проблем.

3. Основные цели и задачи программы

 

Программа ориентирована на достижение среднесрочных целей культурной политики Новосибирской области, важнейшими из которых являются:

сохранение культурного потенциала Новосибирской области и создание предпосылок к его дальнейшему развитию;

рост культурного уровня сельского населения.

Достижение поставленных целей возможно при решении следующих приоритетных задач:

обеспечение единого культурного пространства Новосибирской области, равных возможностей доступа к культурным ценностям для жителей сельских территорий и представителей разных социальных слоев;

стимулирование народного творчества и развитие культурно-досуговой деятельности;

сохранение и развитие фольклора, национальных культур народов, населяющих Новосибирскую область;

поддержка юных дарований;

подготовка, переподготовка, повышение квалификации кадров сельских специалистов;

методическое обеспечение деятельности сельских учреждений культуры;

поддержка средних специальных учебных заведений, осуществляющих подготовку кадров для сельских учреждений культуры;

социальная поддержка специалистов учреждений культуры, работающих в сельской местности;

концентрация бюджетных средств на приоритетных направлениях культуры села Новосибирской области;

укрепление материально-технической базы сельских учреждений культуры;

обеспечение сохранности и безопасности музейных и библиотечных фондов в районах Новосибирской области;

создание условий для качественного пополнения фондов сельских музеев;

развитие кинопрокатной деятельности в области.

Данные задачи обусловили выбор программных мероприятий.

4. Система программных мероприятий

 

Данная программа охватывает наиболее актуальные направления деятельности органов и учреждений культуры сельских районов области и содержит 5 подпрограмм:

Сохранение культурного наследия сел Новосибирской области:

безопасность музейных и библиотечных фондов.

Укрепление материально-технической базы сельских учреждений культуры Новосибирской области;

Развитие кадрового потенциала сельских учреждений культуры:

подготовка, переподготовка и повышение квалификации сельских кадров;

поддержка юных дарований;

методическое обеспечение деятельности сельских учреждений культуры;

поддержка средних специальных учебных заведений, осуществляющих подготовку кадров для сельских учреждений культуры;

социальная поддержка специалистов учреждений культуры сельской местности.

Стимулирование народного творчества и развитие культурно-досуговой деятельности:

возрождение и освоение традиционных культур русского и иных народов, проживающих в Новосибирской области, расширение и углубление их взаимодействия;

проведение массовых художественных мероприятий.

Обеспечение доступа жителей сельских районов Новосибирской области к лучшим образцам театрального, музыкального, изобразительного искусства путем развития гастрольно-концертной и выставочной деятельности.

 

4.1. Подпрограмма "Сохранение культурного наследия
сел Новосибирской области"

 

Основной целью подпрограммы является государственная поддержка сельских учреждений культуры в проведении капитального ремонта зданий и сооружений для обеспечения их нормального функционирования, а также в обеспечении условий сохранности и безопасности музейных и библиотечных фондов.

Задачи подпрограммы:

приобретение и установка оборудования для инженерно-технической укрепленности помещений музеев и библиотек;

приобретение противопожарного оборудования для музеев и библиотек;

приобретение и установка оборудования для создания условий хранения фондов в музеях и библиотеках.

восстановление и приведение в удовлетворительное состояние зданий сельских учреждений культуры;

обеспечение рационального и безопасного их функционирования.

Приобретение и установка оборудования для инженерно-технической укрепленности помещений сельских музеев и библиотек позволит обеспечить безопасность музейных и библиотечных фондов. Данное мероприятие рассчитано на 2004-2008 годы и включает в себя:

замену наружных дверей цельнометаллическими с укреплением их металлическими коробами и замками;

оборудование оконных проемов помещений стандартными металлическими решетками;

обеспечение музеев и библиотек системой охранно-пожарной сигнализации.

Приобретение и установка противопожарного оборудования предусмотрена также для сельских киноустановок.

Кроме того, для обеспечения безопасности библиотек и музеев необходимо приобретение такого противопожарного оборудования, как порошковые огнетушители и набор противопожарного инвентаря (лопаты, топоры, ведра, шланги и прочее).

Хранение фондов библиотек и музеев является одной из наиболее острых проблем. Низкая оснащенность приборами, обеспечивающими сохранность фондов, создает угрозу порчи или утраты музейных предметов, представляющих большую культурную, историческую, научную и материальную ценность. При низкой влажности деформируются предметы из дерева - с икон осыпается красочный слой, пересыхают холсты, теряет эластичность кожа, блекнут и исчезают рукописные тексты. При высокой влажности и загрязненности воздуха создается благоприятная среда для роста бактерий, микроорганизмов, плесень уничтожает органические материалы, коррозия разъедает металл. Для создания условий для хранения музейных фондов и создания микроклимата в залах (фондах) необходимо приобретение и установка датчиков температур, психрометров, гигрометров, калориферов и пылесосов.

Для обеспечения сохранности библиотечных фондов необходимо обеспечить условия их хранения, температурного и влажностного режима. Для выполнения данного мероприятия необходимо приобретение термостатических металлических шкафов для хранения кино, фоно-, фотодокументов и редких книг, а также иных раритетных предметов музейного фонда.

4.2. Подпрограмма "Укрепление материально-технической базы сельских
учреждений культуры Новосибирской области"

 

Основной целью подпрограммы является государственная поддержка сельских учреждений культуры в укреплении их материально - технической базы.

Задачи подпрограммы:

обеспечение звуко-, светоаппаратурой;

обеспечение музыкальными инструментами клубных учреждений, детских музыкальных школ и школ искусств, музыкальными инструментами и оборудованием средних специальных учебных заведений;

обеспечение кино-, видеопроекционным оборудованием;

обеспечение компьютерной техникой центральных библиотек, музеев, домов культуры, детских музыкальных школ и школ искусств;

обеспечение аудио-, теле-, видеоаппаратурой;

обеспечение мебелью: столами, стульями, шкафами, театральными креслами, и т.д.;

обеспечение сценическими костюмами;

обеспечение специализированным автотранспортом;

обеспечение одеждой сцены сельских домов культуры;

комплектование музейного фонда.

Во многих районах свето- и звукооборудование имеет большой износ, а в некоторых не действует или отсутствует. Музыкальные инструменты за последние годы не приобретались, а имеющиеся изношены на 100 процентов. Во многих сельских клубах отсутствуют даже магнитофоны и музыкальные центры.

Для более качественной работы с сельским населением и проведения культурно-досуговых мероприятий с использованием аудио- и видеоматериалов предполагается обеспечение каждого района области ежегодно (исходя из минимальной потребности):

комплектами звукового и светового оборудования;

музыкальными инструментами клубных учреждений;

музыкальными инструментами детских музыкальных школ и школ искусств;

комплектами аудио- теле- видеоаппаратуры клубных учреждений;

комплектами кино- видеопроекционного оборудования клубных учреждений, что позволит решить проблему кинообслуживания сельского населения. Видеоустановки не требуют дорогостоящего ремонта и запчастей, они мобильны, способны обслуживать население самых отдаленных населенных пунктов, где в клубах нет условий стационарного кинопоказа. Реализация данного мероприятия предполагает на первом этапе приобретение на каждый районный дом культуры по одному видеопроектору с экраном;

компьютерами, принтерами, модемами и прочей оргтехникой. Оснащение учреждений культуры районов и городов Новосибирской области компьютерами, модемной связью позволит объединить информационное пространство области, обеспечить доступ к электронной почте и в Интернет. Реализация данного мероприятия предусматривает оснащение компьютерной техникой музеев, детских школ искусств, детских музыкальных школ и школ искусств, а также районных домов культуры;

комплектом мебели (театральными креслами). В последние годы мебель почти не обновлялась и пришла в негодность. Оказание государственной поддержки на реализацию мероприятия по приобретению мебели позволит минимально удовлетворить имеющуюся потребность;

комплектами сценических костюмов.

специализированным автотранспортом марки "Газель" и ПАЗ. Территория Новосибирской области является одной из крупнейших на территории сибирского региона. Сельские населенные пункты находятся на значительном расстоянии от областного и районных центров. В связи с этим возникает большая потребность в обслуживании отдаленных населенных пунктов различными культурными программами, лекциями, в проведении концертов художественной самодеятельности, показов кинофильмов и др. Специализированный автотранспорт в ряде сельских районов изношен, требуется его замена. Для удовлетворения имеющейся потребности необходимо в 2004 - 2008 годах приобретение для районов области 37 единиц специализированного автотранспорта;

одеждой сцены сельских домов культуры (планируется приобрести за 2004-2008 г.г. 926 комплектов, учитывая, что сеть учреждений клубного типа в районах области составляет 1074);

предметами изобразительного, декоративно-прикладного искусства, антиквариата, палеонтологии и др. сельских музеев. В настоящее время комплектование музейного фонда зачастую зависит от случайных поступлений, что снижает эффективность работы музеев по сохранению историко-культурного наследия, а также их просветительскую деятельность.

4.3. Подпрограмма "Развитие кадрового потенциала
сельских учреждений культуры"

 

Основной целью подпрограммы является государственная поддержка развития кадрового потенциала районов области.

Задачи подпрограммы:

обеспечение постоянной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сельских учреждений культуры;

обучение специалистов сельских культурно-досуговых учреждений культуры новым методам и формам работы с населением различных возрастных категорий, в том числе с людьми пожилого возраста;

поддержка юных дарований;

методическое обеспечение деятельности сельских учреждений культуры;

поддержка средних специальных учебных заведений, осуществляющих подготовку кадров для сельских учреждений культуры;

социальная поддержка специалистов сельских учреждений культуры.

Совершенствование кадрового потенциала в области является первоочередной задачей.

Культурно-образовательный проект "Научить - чтобы сохранить..." явится существенным фактором реформирования на новом качественном уровне подготовки и переподготовки кадров для массовой культуры, народного художественного творчества (включая фольклор, промыслы, ремесла) и информационных коммуникаций, в своем большинстве продолжающих нести значительную просветительскую деятельность. Появится возможность определения новых ориентиров, целей и приоритетов дальнейшей деятельности коллективов, сочетающих в себе черты традиционной самодеятельности и формы работы любительских объединений. Внимание заслуживает то, что реализация образовательного проекта будет осуществляться посредством совместной творческой деятельности Новосибирского областного колледжа культуры и искусств, который является традиционной кузницей кадров для учреждений культуры в нашей области и Новосибирского государственного областного Дома народного творчества, который является методическим центром, проводит курсы повышения квалификации, профориентирует воспитанников областных школ по различным жанрам любительского искусства для дальнейшего обучения в областном колледже культуры и искусств. В своей деятельности учреждения областного подчинения будут дополнять друг друга на основании договоров о совместной деятельности на взаимовыгодных условиях. В результате будет создана система непрерывного образования, дополняющая и компенсирующая издержки школьного образования.

Данная подпрограмма рассчитана на:

подготовку на курсах повышения квалификации (программа 72 учебных часа) ежегодно 80 специалистов сельских учреждений культуры по разным направлениям деятельности (специалисты культурно-досуговой деятельности, кино, библиотечные и музейные работники, преподаватели детских школ искусств);

проведение семинаров-практикумов, мастер-классов и т.д., в 2004 - 2008 годах по проекту "Научить, чтобы сохранить:" для 260 специалистов культуры, в том числе 20 специалистов сельских культурно-досуговых учреждений методам современных геронтотехнологий в работе с людьми пожилого возраста;

проведение в 2004-2008 годах комплекса мероприятий по выявлению одаренных детей из районов области, оказанию поддержки развития их талантов, расширению творческих контактов детских коллективов и отдельных исполнителей;

поддержку средних специальных учебных заведений, осуществляющих подготовку кадров для сельских учреждений культуры;

оказание социальной поддержки специалистам сельских учреждений культуры, в том числе выплату ежемесячных надбавок к заработной плате за непрерывный стаж работы специалистам музеев, приобретение жилья для специалистов учреждений культуры.

В связи с недостаточным образовательным уровнем сельских специалистов, малым количеством специализированной литературы по деятельности учреждений культуры, необходимо в 2004-2008 годах разработать и издавать ежегодно по 9 наименований методических сборников (рекомендаций) по основным направлениям деятельности учреждений культуры.

В целях создания условий для организации качественного учебного процесса в средних специальных учебных заведениях, осуществляющих подготовку кадров для сельских учреждений культуры, программой предусмотрено приобретение методических пособий, реквизита, натурного фонда, приобретение методической литературы, учебников и т.п. Кроме того, планируется организовать целевой набор в средние специальные учебные заведения культуры для подготовки специалистов для работы в селе.

 

4.4. Подпрограмма "Стимулирование народного творчества и развитие
культурно-досуговой деятельности"

 

Основными целями подпрограммы являются:

обеспечение равного доступа к культурным ценностям для жителей сельских территорий и представителей разных социальных слоев;

сохранение и развитие национальных культур народов, населяющих Новосибирскую область, их языка, знаний и умений, системы фольклора, создание условий для диалога различных культур;

стимулирование культурно-досуговой деятельности, развитие любительского искусства на основе преемственности культурных традиций.

Для выполнения данных целей необходимо решить следующие задачи:

возрождение и освоение традиционных культур русского и иных народов, проживающих в районах области, расширение и углубление их взаимодействия;

оказание научной и творческой помощи в становлении и развитии сельских, районных национально-культурных центров области;

развитие традиционных художественных промыслов и ремесел, декоративно-прикладного самодеятельного искусства;

проведение выставок, ярмарок продукции народных художественных промыслов и ремесел;

привлечение к совместной деятельности самодеятельных коллективов и жителей районов области в проведении смотров, фестивалей, конкурсов, концертов, праздников, массовых художественных мероприятий изобразительного, хореографического, музыкального и других видов самодеятельного искусства, любительских объединений и клубов по интересам.

Состояние культуры последних лет негативно отразилось на развитии народных, академических хоров, оркестров народных инструментов, духовых, эстрадных оркестров, любительском театральном искусстве, детском хоровом пении.

В ходе реализации подпрограммы "Стимулирование народного творчества и культурно-досуговой деятельности" к массовой работе клуба (участию в народных гуляниях, праздниках, ярмарках, фестивалях народного творчества, различных обрядах, посвященных истории родного края) будет привлекаться резерв неорганизованной самодеятельности, в том числе семейные ансамбли и отдельные народные исполнители, другие любители творчества.

Планируется, что творческой деятельностью будет охвачено на 25-30 процентов населения больше по сравнению с сегодняшними результатами. Число действующих клубных формирований 7,8 тыс. единиц, в них занимается 103,7 тыс. человек. В результате реализации подпрограммы предполагается увеличение числа клубных формирований на 10-15 процентов, участников в них на 16 тыс. человек.

Таким образом, будет дан импульс к развитию и росту числа клубов по интересам, усилению просветительской и пропагандистской деятельности самодеятельных коллективов и в результате - формированию позитивного общественного мнения, совершенствованию социальной среды в сельской местности.

4.5. Подпрограмма "Обеспечение доступа жителей сельских районов
Новосибирской области к лучшим образцам театрального, музыкального,
изобразительного искусства, путем осуществления гастрольно-концертной
и выставочной деятельности"

 

Отсутствие в районах области профессиональных творческих коллективов, музеев со сформированными коллекциями изобразительного искусства, их удаленность от областного центра, сосредоточившего основной культурный потенциал области, свертывание концертной деятельности профессиональных коллективов в селах требует принятия мер по развитию гастрольно-концертной и выставочной деятельности в сельских районах области.

Целями данной подпрограммы являются:

обеспечение широкого доступа сельских жителей к лучшим образцам театрального, музыкального, изобразительного искусств;

сохранение и развитие единого культурного пространства Новосибирской области;

укрепление культурного взаимодействия между областными учреждениями культуры и населением районов области;

повышение уровня культурного обслуживания сельского населения.

Задачами подпрограммы являются:

проведение ежегодных межрайонных фестивалей искусств в рамках общей культурной программы;

развитие системы концертного менеджмента в районах области и создание единого концертного пространства;

комплектование и проведение в районах, городах области выставок высокого художественного уровня, а также краеведческих выставок, имеющих богатое информационное, эмоциональное, просветительское значение, оказывающее позитивное влияние на формирование личности;

поддержка инновационных технологий по развитию платной деятельности учреждений культуры;

создание автопарка для осуществления гастрольной деятельности.

Полноценное использование имеющихся концертных площадок в районах области (залов дворцов и домов культуры, детских музыкальных школ или школ искусств) означает для его жителей вхождение в концертное и театральное пространство областного значения. Выход в областное концертное пространство позволит проводить регулярные встречи сельских жителей с мастерами искусств города Новосибирска, а в дальнейшем - и других областей.

Жители не только районного центра, но и удаленных сел получат возможность общаться с мастерами исполнительского и театрального искусства. Расширятся возможности эстетического воспитания детей и молодежи. Музыкальные школы, народные театры получат образцы и иллюстрации для своих занятий. Новый элемент инфрастуктуры - полноценно оснащенный концертный и выставочный зал - повысит статус района и в оценке его жителей. У населения появится еще один способ проведения свободного времени - посещение высокохудожественного спектакля, концерта или выставки.

Кроме того, программными мероприятиями предусмотрена поддержка инновационных технологий по развитию платной деятельности сельских учреждений культуры.

Необходимо отметить, что динамика развития платных услуг сельских учреждений культуры за последние годы составила: 1999 г. - 5,3 млн. рублей, 2000 г. - 6,4 млн. рублей, 2001 г. - 7,7 млн. рублей, 2002 г. - 10,0 млн. рублей; ожидаемая оценка 2003 г. - 10,5 млн. рублей; прирост за данный период в среднем составил 15 процентов.

Данное программное мероприятие предусматривает, прежде всего, государственную поддержку деятельности сельских учреждений культуры, то есть бюджетное финансирование, но направлено, в том числе на развитие сферы платных услуг населению. Укрепление материально-технической базы сельских учреждений культуры позволит расширить перечень оказываемых платных услуг населению, увеличит доходы учреждений и даст возможность дальнейшего развития учреждений.

В качестве эксперимента предлагается поддержать инновационные технологии, новые методы работы по развитию платных видов деятельности. Творческие проекты по данной тематике могут быть поддержаны на конкурсной основе (5-10 проектов в год), для последующего внедрения лучших из них в практику работы учреждений культуры.

Таким образом, данная подпрограмма предусматривает:

совершенствование централизованной системы гастрольно-концертной и выставочной деятельности;

проведение ежегодных семинаров для 30-40 специалистов в области театрального, концертного, музейного дела (специалисты отделов культуры, специалисты культурно-досуговой деятельности, сотрудники домов культуры и музеев);

стажировку этих специалистов в театрально-зрелищных и музейных учреждениях культуры области;

проведение комплекса мероприятий, направленных на выявление эстетических потребностей сельского населения области, создание концепции развития и работы системы концертных и выставочных залов;

создание специальных концертных программ, спектаклей, филармонических абонементов, передвижных выставок, предназначенных для показа жителям области;

разработку, организацию и проведение 5-6 межрайонных, зональных фестивалей искусств в районах области;

поддержку инновационных технологий по развитию платной деятельности учреждений культуры;

обеспечение автомобильным транспортом театрально-зрелищных учреждений для осуществления гастрольной и выставочной деятельности в районах области (2 автобуса - 1560 тыс. рублей, в том числе на 45 мест - 970 тыс. рублей; на 35 мест - 590 тыс. рублей; 1 автомобиль "Газель" со свето- и звукооборудованием - 280 тыс. рублей; 1 грузовой автомобиль с тентом для перевозки декораций - 970 тыс. рублей, 1 грузовой крытый автомобиль (утепленный) для перевозки произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, предметов музейного фонда - 280 тыс. рублей).

Перечень программных мероприятий приведен в приложении N1.

5. Ресурсное обеспечение программы

 

Сводные финансовые затраты по программе приведены в приложении N 3, в том числе по подпрограммам, с распределением расходов по годам и источникам финансирования приведены в приложении N 2.

Финансирование мероприятий областной целевой программы за счет средств областного бюджета осуществляется в соответствии с порядком, определенным администрацией области, исключительно путем оплаты счетов за товары (работы, услуги), необходимые для реализации мероприятий программы, а также планом проведения мероприятий, согласованным с исполнителями программы.

Основной источник финансирования - областной бюджет. Дополнительные источники - внебюджетные средства. К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования областной программы, относятся местные бюджеты, доходы от платной деятельности учреждений культуры, участвующих в реализации программы, прочие поступления.

Финансовые затраты на реализацию программы рассчитываются на 2004 год в ценах 2003 года. На последующие годы проводится индексация в соответствии с фактическим индексом цен.

 

Общий объем финансирования программы составляет 420575,5 тыс. рублей, в том числе:

 

Источники
финансиро-
вания
Всего В том числе:
2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Всего,
в том числе:

420575,5

43747,4

85631,3

88567,0

94134,8

108495,0
Областной
бюджет

399853,5

40537,4

82225,3

84910,0

89292,8

102888,0
Внебюджетные
источники

20722,0

3210,0

3406,0

3657,0

4842,0

5607,0

 

Объем финансирования из средств областного бюджета по подпрограммам составляет 399853,5 тыс. рублей, в том числе:

 

Подпрограммы
областной целевой
программы
Всего В том числе:
2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Сохранение
культурного наследия
сел Новосибирской
области


18665,0


3002,4


6210,3


3750,5


1885,8


3816,0
Укрепление
материально-техниче-
ской базы сельских
учреждений культуры
Новосибирской
области




317679,5




28590,0




65804,0




71207,5




70960,0




81118,0
Развитие кадрового
потенциала сельских
учреждений культуры


33740,0


3407,0


4391,0


4927,0


10158,0


10857,0
Стимулирование
народного творчества
и развитие
культурно-досуговой
деятельности



17842,0



3019,0



2894,0



3663,0



4054,0



4212,0
Обеспечение доступа
жителей сельских
районов
Новосибирской
области к лучшим
образцам
театрального,
музыкального,
изобразительного
искусства путем
осуществления
гастрольно-концерт-
ной и выставочной
деятельности










11927,0










2519,0










2926,0










1362,0










2235,0










2885,0
Итого 399853,5 40537,4 82225,3 84910,0 89292,8 102888,0

 

Объемы финансирования программы на 2004-2008 годы носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании областного бюджета на соответствующий год исходя из возможностей областного бюджета.

6. Оценка эффективности реализации программы

 

Реализация мероприятий, предусмотренных в подпрограмме "Сохранение культурного наследия сел Новосибирской области", позволит привести к следующим ожидаемым результатам:

установить в течение 2006-2008 годов в сельских музеях и библиотеках охранно-пожарную сигнализацию;

обеспечить 21 музей, 30 библиотек и 313 киноустановок, расположенных в районах области, комплектами противопожарного оборудования (порошковыми огнетушителями и набором противопожарного инвентаря: лопаты, топоры, ведра, шланги и прочее);

для 21 музея и 30 библиотек приобрести и установить по комплекту оборудования для создания условий по хранению музейных фондов, кино, фоно-, фотодокументов и редких книг и создания микроклимата в залах (фондах).

Реализация мероприятий, предусмотренных в подпрограмме "Укрепление материально-технической базы сельских учреждений культуры Новосибирской области", позволит оказать государственную поддержку сельским учреждениям культуры:

приобрести для сельских учреждений культуры около 220 комплектов звукового и светового оборудования стоимостью по 100,0 тыс. рублей каждый (в ценах 2003 года);

приобрести для клубных учреждений 476 комплектов музыкальных инструментов стоимостью по 75,0 тыс. рублей (в ценах 2003 года);

приобрести для музыкальных школ и школ искусств 90 комплектов музыкальных инструментов стоимостью по 150,0 тыс. рублей (в ценах 2003 года);

приобрести для клубных учреждений и детских школ искусств 948 комплектов аудио-, теле-, видеоаппаратуры стоимостью по 35,0 тыс. рублей (в ценах 2003 года);

приобрести для клубных учреждений 58 комплектов кино-, видео проекционного оборудования стоимостью по 250,0 тыс. рублей (в ценах 2003 года);

приобрести 284 единицы оргтехники (компьютеры с периферийными устройствами) для музеев, школ искусств и клубных учреждений;

обновить в клубных учреждениях около 5000 театральных кресел;

приобрести для клубных учреждений 1074 сценических костюма;

приобрести 37 единиц специализированного автотранспорта марки "Газель" и ПАЗ для обслуживания отдаленных населенных пунктов культурными программами, лекциями, показа кинофильмов и др.;

обеспечить одеждой сцены 926 учреждений клубного типа;

создать условия для качественного комплектования музейного фонда.

Реализация мероприятий, предусмотренных в подпрограмме "Развитие кадрового потенциала сельских учреждений культуры Новосибирской области", позволит привести к следующим ожидаемым результатам:

подготовить на курсах повышения квалификации 820 специалистов сельских учреждений культуры по разным направлениям деятельности (специалисты культурно-досуговой деятельности, кино, библиотечные и музейные работники, преподаватели детских школ искусств);

провести комплекс мероприятий по выявлению одаренных детей из районов области, оказанию поддержки развития их талантов, расширению творческих контактов детских коллективов и отдельных исполнителей;

издать около 21,5 тыс. экземпляров методической специализированной литературы по вопросам деятельности учреждений культуры, кинематографии и детских школ искусств, организации и проведению художественных массовых мероприятий и внедрению новых форм и методов работы;

организовать целевой набор в средние специальные учебные заведения культуры ежегодно, начиная с 2005 года, в количестве 30 человек для подготовки специалистов для работы в селе;

оказать социальную поддержку специалистам сельских учреждений культуры.

Реализация мероприятий, предусмотренных в подпрограмме "Стимулирование народного творчества и развитие культурно-досуговой деятельности", позволит привести к следующим ожидаемым результатам:

Система приоритетов культурного развития села позволит лучше учитывать местную специфику. Произойдет установка на достижение художественного результата и самовыражения. Будет сделана корректировка требований и критериев оценки самодеятельности, которые ориентируют руководителей не только на качество художественного продукта и количество концертов, но, прежде всего, на развитие личности участника самодеятельности.

В результате реализации мероприятий подпрограммы ожидается активное использование резерва неорганизованной самодеятельности, создание и пропаганда семейных ансамблей и отдельных народных исполнителей, привлечение их к массовой работе клуба, участию в народных гуляниях, обрядах праздниках, ярмарках, фестивалях народного творчества, в различных мероприятиях, посвященных истории родного края.

Творческой деятельностью будет охвачено на 25-30 процентов населения районов области больше по сравнению с сегодняшними результатами, предполагается увеличение клубных формирований на 10-15 процентов, числа участников в них на 16 тыс. человек.

Реализация мероприятий, предусмотренных в подпрограмме "Обеспечение доступа жителей сельских районов Новосибирской области к лучшим образцам театрального, музыкального, изобразительного искусства, путем осуществления гастрольно-концертной и выставочной деятельности", позволит привести к следующим ожидаемым результатам:

совершенствование централизованной системы гастрольно-концертной и выставочной деятельности;

проведение ежегодных семинаров для 30-40 специалистов в области театрального, концертного, музейного дела (специалисты отделов культуры, специалисты культурно-досуговой деятельности, сотрудники домов культуры и музеев);

стажировка этих специалистов в театрально-зрелищных и музейных учреждениях культуры области;

проведение в 2004 - 2008 годах комплекса мероприятий, направленных на выявление эстетических потребностей сельского населения области, создание концепции развития и работы системы концертных и выставочных залов;

создание специальных концертных программ, спектаклей, филармонических абонементов, передвижных выставок, предназначенных для показа жителям области;

разработка, организацию и проведение 5-6 межрайонных, зональных фестивалей искусств в районах области;

поддержка инновационных технологий по развитию платной деятельности учреждений культуры.

7. Контроль за ходом реализации программы

 

Финансирование мероприятий программы осуществляется управлением культуры администрации Новосибирской области.

Финансирование программы осуществляется за счет средств областного бюджета и внебюджетных источников. Заказчик программы содействует своевременному и полному обеспечению программных мероприятий финансовыми ресурсами, в пределах установленных законом об областном бюджете Новосибирской области, контролирует использование финансовых средств по целевому назначению.

После утверждения программы управление культуры администрации области обеспечивается финансовыми ресурсами, предусмотренными областным бюджетом, и осуществляет функции, права и обязанности заказчика.

Управление культуры администрации области в пределах своей компетенции вправе перераспределять финансовые ресурсы между ее подпрограммами и программными мероприятиями в объемах выделенных на нее средств и в соответствии с определенными приоритетами.

Координацию работы по реализации программы осуществляет управление культуры администрации области.

Координация исполнения программы по каждому ее разделу возлагается на соответствующие подразделения администрации области, которые взаимодействуют с исполнителями мероприятий программ, оказывают при необходимости консультативную помощь организациям - исполнителям отдельных мероприятий программы.

Основной механизм выполнения программы - ежеквартальное утверждение Заказчиком планов и конкретных исполнителей программных мероприятий, заключение договоров, а также контрактов и соглашений с исполнителями отдельных мероприятий.

Заказчик программы с учетом выделяемых на ее реализацию финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации программных мероприятий, состав исполнителей. При необходимости заказчик программы вносит в установленном порядке предложения об изменении или продлении срока реализации программных мероприятий.

Заказчик ведет учет и осуществляет хранение документов, касающихся программы (заключения, соглашения, договоры, контракты, постановления, распоряжения, утвержденную программу, акты сверки выполненных работ, бюджетные заявки, результаты анализов хода выполнения мероприятий и т.д.).

Контроль за исполнением программы осуществляет заместитель главы администрации области, курирующий социальную сферу. Коллегия управления культуры ежегодно рассматривает на своих заседаниях ход реализации программы. Вопрос о ходе выполнения программы рассматривается на заседаниях президиума администрации области.

Контроль ведется на основе государственной и ведомственной отчетности, заключенных договоров, контрактов и соглашений и включает:

ежеквартальную отчетность о реализации программных мероприятий и рациональном использовании исполнителями выделяемых финансовых средств;

качество реализуемых мероприятий;

сроки выполнения договоров, контрактов, соглашений.

Исполнители программных мероприятий в установленном порядке представляют отчет о целевом использовании полученных финансовых средств.

Заказчик ежеквартально до 20-го числа месяца, следующего за окончанием квартала, предоставляет в ГлавПЭУ департамента экономического развития и промышленности администрации области информацию о ходе исполнения программы в соответствии с установленными формами.

Администрация области ежегодно в составе отчета об исполнении областного бюджета представляет областному Совету депутатов отчет о ходе реализации областной целевой программы за прошедший период.

 

 

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление двадцать четвертой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 11 декабря 2003 г. "Об областной целевой программе "Развитие культуры в сельской местности Новосибирской области на 2004-2011 годы"


Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия


Текст постановления официально опубликован не был


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Постановление тринадцатой сессии Законодательного Собрания Новосибирской области от 1 декабря 2011 г. N 244


Постановление сороковой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 3 декабря 2009 г. N 240


Постановление двадцать шестой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 2 октября 2008 г. N 155


Постановление девятнадцатой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 13 декабря 2007 г. N 238


Постановление шестнадцатой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 27 сентября 2007 г. N 178


Постановление девятой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 30 ноября 2006 г. N 180


Постановление сорок третьей сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 7 июля 2005 г.


Постановление сорок первой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 31 марта 2005 г.


Постановление тридцатой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 27 мая 2004 г.