Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 3. Информационные ресурсы, системы, технологии и услуги.
3.1. Основные принципы и задачи информационного наполнения телекоммуникационной среды.
Удовлетворение информационной потребности решающим образом зависит от информационного наполнения и эффективного использования телекоммуникационной среды для транспортировки информации. Оно определяется организацией, содержанием и использованием информационных ресурсов для оказания разнообразных услуг с выполнением требований по безопасности и эффективному взаимодействию между субъектами единого информационного пространства.
Применительно к информационному наполнению приоритетными целями и задачами развития являются:
1. Формирование и защита государственных информационных ресурсов.
2. Создание необходимых условий для повышения эффективности и качества информационного обеспечения принимаемых решений по стратегическим и оперативным задачам социального и экономического развития области, в том числе в интересах безопасности и обороноспособности государства.
3. Обеспечение полноты, точности, достоверности и своевременности предоставления информации органам управления всех уровней, юридическим и физическим лицам, независимо от их территориального размещения.
4. Интеграция информационных ресурсов различных сфер деятельности государства и общества, областных органов власти и реализация доступа к ним.
5. Применение типовых, эффективных средств и методов защиты информации в едином информационном пространстве, обеспечивающих национальную информационную безопасность, а также защиту прав юридических и физических лиц в условиях территориально-распределительного сбора, обработки, хранения и выдачи информации.
6. Совместимость, взаимодействие ведомственных и территориальных информационных технологий, международных стандартов, общероссийской системы классификации и кодирования информации, форм представления информационных ресурсов.
7. Обеспечение согласованности решений, принимаемых органами власти всех уровней.
8. Создание проблемно-ориентированных и корпоративных систем формирования, распространения и рационального использования информационных ресурсов области в едином информационном пространстве России и мирового сообщества.
9. Повышение деловой активности граждан и развитие малого предпринимательства путем обеспечения доступа к социально-экономической и общественно-политической информации, а также к информационным фондам сфер науки, образования, культуры и т.д.
10. Развитие механизма предоставления информационных услуг и рынка информационных продуктов.
11. Развитие региональной системы государственной статистики в качестве важнейшего фактора удовлетворения потребностей органов исполнительной власти в объективной информации о социально-экономическом развитии области и ее административно-территориальных единиц.
3.2. Структура информационных ресурсов области.
Информационные ресурсы области представляют собой отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем). К ним относятся рукописные, печатные и электронные издания, содержащие нормативную, распорядительную, фотографическую, справочную, аналитическую и др. информацию по различным направлениям общественной деятельности (законодательство, политика, демография, социальная сфера, наука, техника, технология и т.д.).
Законодательство РФ устанавливает правовой режим формирования и использования информационных ресурсов. По возможностям защиты имущественных прав они приравнены к другим, в том числе и материальным ресурсам. За исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ, информационные ресурсы могут быть товаром. На них распространяются права владения, пользования и распоряжения.
Информационные ресурсы могут быть государственными и негосударственными и как элемент состава имущества находиться в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений.
Собственниками и владельцами информационных ресурсов на территории области могут являться Российская Федерация, субъекты РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, физические и юридические лица РФ, физические и юридические лица иностранных государств, лица без гражданства.
В зависимости от формы собственности информационные ресурсы делятся на государственные, муниципальные и частные. Четко узаконенной структуризации информационных ресурсов по принадлежностям к данным видам на территории области нет. Исключение составляют Государственные ресурсы, формируемые в соответствии со сферами ведения.
К государственным информационным ресурсам относятся:
- ресурсы, создаваемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и вырабатываемые в результате этой деятельности;
- ресурсы, создаваемые для обеспечения органов муниципального управления, деятельности других государственных и муниципальных учреждений (прежде всего социальной сферы);
- ресурсы, создаваемые негосударственными организациями по заказам и в интересах органов государственной власти и муниципального управления.
Государственные информационные ресурсы являются основой единого информационного пространства России. Основанием для включения негосударственных информационных ресурсов в единое информационное пространство должно являться их соответствие требованиям единого порядка формирования и использования информационных ресурсов различных видов.
Государственные и негосударственные информационные ресурсы, по существу, образуют систему взаимоувязанных информационных ресурсов, использующих как традиционные информационные технологии и носители информации, так и автоматизированные базы данных и банки данных. Эта система должна быть открыта для включения в нее по мере необходимости вновь создаваемых информационных ресурсов.
Создание систем формирования, распространения и рационального использования информационных ресурсов осуществляется на основе комплексного подхода, который включает:
- выделение и создание в области ключевых организационных, управленческих и социальных структур, активно использующих интеграционные процессы и выполняющих роль межведомственных систем, способных стать движущей силой глобальной информатизации;
- организацию в этих структурах процесса системной интеграции существующих и разрабатываемых информационных объектов;
- адаптацию существующих локальных систем формирования, распространения и рационального использования информационных ресурсов к современным информационным технологиям и новым требованиям социально-экономического развития;
- использование различных информационных технологий на основе сбалансированной нормативно-правовой, финансовой и социальной поддержки разнородных технологий формирования, распространения и рационального использования информационных ресурсов с активным сближением их в процессе системной интеграции.
При создании единого информационного пространства необходимо придерживаться государственных статистических стандартов и классификаторов, использовать Единый государственный регистр предприятий и организаций.
В рамках единого информационного пространства в приоритетном порядке необходимо формировать и вести государственный информационный регистр, содержащий сведения об организациях - держателях государственных, негосударственных и смешанных информационных ресурсов, а также по видам информационной продукции и услуг. Это может быть обеспечено путем создания:
- областной организации (центра) для накопления сведений о государственных информационных ресурсах и условиях доступа к ним пользователей, а также для сертификации информационных систем и сетей, баз и банков данных;
региональных и межрегиональных государственных и коммерческих организаций для справочно-информационного обслуживания юридических и физических лиц.
Особое место в развитии информационных ресурсов и информационных систем занимают:
- создание развитой системы информационной поддержки деятельности органов власти и местного самоуправления;
- создание единой системы нормативно-правовых баз данных в составе информационно-правового пространства России.
3.3. Приоритетные информационные технологии.
С учетом складывающихся мировых тенденций в рассматриваемой предметной области предлагается при реализации Концепции опираться на следующие современные информационные технологии:
- базовые технологии Internet (WWW,Gopher,IRC,E-mail и т.д.);
- информационную службу Х.500;
- идеологию информационных хранилищ и архитектуру "клиент-сервер";
- SQL-ориентированные инструментальные системы (СУБД ORACLE,INFORMIX и т.д.);
- CASE - технологии проектирования информационных систем и баз данных;
- ГИС-технологии;
- технологии создания и распространения информации на CD-ROM носителях;
- развитие системы графических и текстовых редакторов;
- мультимедиа технологии создания виртуальной реальности;
- интернет-идеология при создании корпоративных и учрежденческих информационных систем.
Указанные выше технологии серверов (SQL,WWW и т.д.) как в составе одного информационного узла, так и находящихся в различных информационных узлах региональной компьютерной сети.
Тем самым создаются технологические предпосылки для построения территориально-распределенных, проблемно-ориентированных и корпоративных информационных сетей и систем в виде логических надстроек над единой телекоммуникационной средой Новосибирской области, а также органической интеграции в единое информационное пространство России и далее мировое сообщество.
Одним из ключевых направлений развития систем информационной поддержки администрации области и органов государственного управления следует рассматривать геоинформационные технологии (ГИС-технологии) и создаваемый на их основе региональный многоцелевой кадастр (земельный, экологический, социальный, водный, лесной, транспортный, геологический, природно-ресурсный и т.д.).
Разрабатывая технологию создания распределенных баз данных, следует предусмотреть переход на сквозную технологию сбора информации, предоставив программные средства непосредственно субъектам, ведущим наблюдения, с максимальным соблюдением требований по обеспечению безопасности и защиты от несанкционированного доступа к информации.
3.4. Информационный сервис и услуги.
Услуги информационного транзита в телекоммуникационной среде и услуги пользования информационными ресурсами составляют основу обслуживания пользователей информации.
Оно может быть организовано в форме обмена и оказания информационной услуги.
Пользователи - граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения - обладают равными правами на доступ к информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцами этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет информация с ограниченным доступом.
Владельцы информационных ресурсов обеспечивают пользователей информацией из информационных ресурсов на основе законодательства, уставов указанных органов и организаций, положений, а также договоров.
Информация, полученная на законных основания из государственных информационных ресурсов гражданами организациями, может быть использована ими для создания производной информации в целях ее коммерческого распространения с обязательной ссылкой на источник информации. Источником прибыли в этом случае должен являться результат вложенных труда и средств при создании производной информации, но не исходная информация, полученная из государственных ресурсов.
Порядок получения пользователем информации (указание места, времени, ответственных должностных лиц, необходимых процедур) определяет собственник или владелец информационных ресурсов с соблюдением требований, установленных законом.
Отношения, связанные с правом собственности, возникающие в результате оказания или получения информационной услуги, определяются договором между собственником или владельцем информационных продуктов и пользователем. Оказание информационной услуги не создает для пользователя право авторства на полученную документированную информацию.
Гарантии и права предоставления, доступа граждан и организаций к информации, обязанности и ответственность владельцев информационных ресурсов, защита информации и права потребителей определяются действующим законодательством.
В Новосибирской области информационное обслуживание населения должно обеспечиваться распределенной сетью библиотек-депозитариев, специальных центров, агентств и т.д., которые должны накапливать информационные ресурсы данной территории, а также сведения об информационных ресурсах других территорий и о порядке доступа к ним.
На местном уровне в качестве депозитариев информационных ресурсов могут выступать городские и районные библиотеки, а также библиотеки предприятий и организаций, предоставляющие информацию по заявкам граждан. Информация, входящая в государственный информационный ресурс, должна поступать в виде изданий, отчетов и т.д. По мере оснащения библиотек-депозитариев соответствующими программно-техническими средствами должно быть обеспечено использование машиночитаемых изданий (особенно перспективными представляются такие издания на компактных дисках) и работа в режиме удаленного доступа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.