Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к Концепции информатизации
Новосибирской области
Аналитическая справка.
Современное состояние информатизации Новосибирской области.
Введение
В России интенсивно развиваются отдельные составляющие единого информационного пространства. Работы ведутся в рамках федеральных программ, программ субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Комитетом при Президенте РФ по политике информатизации подготовлен и направлен в правительство РФ проект целевой программы "Информатизации России". Для оценки роли и места Новосибирской области в ее реализации необходимо:
- провести качественный и количественный анализ сбора, обработки, накопления и распространения информации в области и по другим регионам;
- оценить степень удовлетворения информационных потребностей населения и хозяйствующих субъектов на ее территории;
- оценить экономическую и социальную эффективность ранее принятых и предпринимаемых действий по информатизации области;
- проанализировать существующие и разрабатываемые программы информатизации федерального и регионального уровня других субъектов Федерации.
1. Условия информатизации области.
1. Быстро меняющаяся социально-экономическая обстановка и глубокое реформирование экономических отношений ведет к росту потребности в достоверной и оперативной информации.
2. Существующая система информационного обеспечения различных сфер деятельности не соответствует новым социально-экономическим условиям и требует приоритетного развития и совершенствования.
3. Состояние государственных и региональных информационных ресурсов характеризуется тенденцией к дезинтеграции.
4. Большая часть существующих информационных систем выполнена с применением минимальных средств защиты и разграничения доступа и не обеспечивает необходимого уровня защиты информации.
5. Не преодолен информационный монополизм управленческих и коммерческих структур на открытые информационные ресурсы (именно он является питательной средой бюрократизма, волюнтаризма, коррупции, извлечение сверхприбыли).
6. Возможность доступа к информации, как правило, ограничивается ведомственной принадлежностью и обусловлена обычно должностным положением к социальным статусом потребителя.
7. Не решена проблема доступа к удаленным информационным ресурсам, особенно из сельской местности.
8. Информационно-телекоммуникационные системы функционируют, в основном, в интересах органов государственной власти и, как правило, разобщены (ведомственная разобщенность затрудняет обмен информацией и доступ к ней, ведет к удорожанию разработка и эксплуатации, к ненужной избыточности).
9. Спрос на информацию в органах управления имеет принципиальное отличие от спроса на информацию среди хозяйствующих субъектов и физических лиц. Степень удовлетворения потребности последних из-за высоких тарифов за информационно-коммуникационные услуги значительно ниже остальных.
2. Состояние информатизации.
1. Рынок средств вычислительной техники и информационно-вычислительных услуг развивается стихийно и органами государственной власти практически не контролируется. Он преимущественно ориентирован на поставку зарубежных программно-аппаратных средств и занимаются этим значительное число организаций и предприятий различных форм собственности. Ежегодный оборот на протяжении последних лет почти удваивается и составляет около 100 млн.долларов.
2. Техническими платформами информационно-вычислительных систем и сетей области являются почти исключительно IBM-совместимые компьютеры и построенные на их основе локальные вычислительные сети (ЛВС). ЛВС, построенные на основе многопроцессорных серверов, функционируют преимущественно в коммерческих структурах.
3. Большинство организаций области в качестве программной платформы использует MS-DOS, некоторые - WINDOWS, в редких случаях используется платформа UNIX, применяемая преимущественно для обработки информации, поступающей по телекоммуникационным каналам. Среди сетевых лидером является NETWARE.
4. К числу наиболее популярных СУБД относятся FoxPro, Clipper, Paradox. В последнее время активно распространяются ACCESS, ORACLE и другие современные системы.
5. Среди банков данных доминируют числовые базы. Наиболее крупными владельцами числовых баз данных являются областной комитет государственной статистики и администрации НСО.
6. Полнотекстовые базы данных в области предоставлены довольно распространенными информационно-правовыми системами "Гарант", "Консультант-Плюс" и другими системами.
7. Собственные справочные и числовые базы данных имеют практически все органы управления федерального и областного подчинения, а также многие хозяйствующие субъекты.
8. Существующие базы и банки данных функционируют в различных технологических режимах и не имеют единых классификаторов.
9. Управление внутренних дел, Госавтоинспекция, налоговая инспекция, жилищно-коммунальные органы, службы социальной защиты, пенсионный фонд, имея, по существу, единую основу информации (сведения о населении) создают свои ведомственные информационные системы обособленно, не взаимодействуют между собой. Информационные услуги сторонним организациям и частным лицам эти службы почти не представляют.
10. Организационно-технологические трудности препятствуют электронному документообороту. Перевод информационных ресурсов на электронные носители требует принципиально нового подхода как к документированию информации, так и к обеспечению ее безопасности.
11. Широкий диалоговый теледоступ обеспечивается преимущественно к правовым базам данных, ограниченный - к специализированным. Интенсивно развивается рынок информационных услуг, в том числе и по телефонным каналам.
12. Информационное взаимодействие обеспечивается телекоммуникационными системами глобальных сетей передачи данных Sprint, РЕЛКОМ, Интернет и рядом корпоративных сетей. По интенсивности использования глобальных сетей и объему обмена информацией Новосибирск по праву занимает почетное третье место в России после Москвы и Санкт-Петербурга.
13. Развернутые в настоящее время в НСО сети не реализуют ряд специфических требований в части обмена конфиденциальной информацией и защиты от несанкционированного доступа и воздействия на системы.
14. Внедрение средств и систем защиты в существующие сети из-за использования большого числа разнотипных программно-аппаратных средств представляет собой весьма сложную и дорогостоящую научно-техническую задачу.
15. Особенность состояния телекомуникационной инфраструктуры НСО заключается в наличии существенных различий уровня телекоммуникаций в г.Новосибирске, наряду с появлением и развитием современных технологий (SDH,ISDH, цифровых станций, FR сеть, AMPS), не полностью удовлетворяются услуги телефонной связи, используется морально устаревшее оборудование декадно-шаговых и координатных станций, аналоговые системы передачи. С другой стороны, во многих районах области качество телефонной связи очень низкое.
16. Ввиду особого географического положения г.Новосибирска, он является региональным центром телекоммуникаций, через который проходит цифровая магистраль Москва-Хабаровск и где сходятся телекоммуникационные связи от городов Западной Сибири. Опережающее развитие магистральной цифровой сети создает предпосылки для ускоренного развития всей телекоммуникационной инфраструктуры области и всего Сибирского региона.
17. В масштабе области в целом еще не сформирована территориальная инфраструктура информатизации.
18. Область располагает высококвалифицированными специалистами и творческими коллективами, способными эффективно решать самые разнообразные задачи по информатизации региона. В ряде направлений информационных технологий они занимают лидирующие позиции в России.
19. Существующая производственно-техническая база предприятий области не может полностью удовлетворить потребности области в электронном оборудовании для информатизации.
3. Проблемы информатизации.
1. Координация деятельности по информатизации в масштабе области отсутствует, хотя имеются отдельные примеры скоординированных действий, преимущественно по ведомственному принципу.
2. Текущее состояние информатизации таково, что в основном решаются задачи компьютеризации рабочих мест и объединения их в локальные информационно-вычислительные сети. С увеличением числа компьютеров растет потребность в едином информационном пространстве и в скоординированной политике в сфере организации информационного взаимодействия. Проблема информатизации все больше становится проблемой организации и управления процессом информатизации.
3. Отсутствуют организационные принципы и структура регулирования информационного взаимодействия субъектов; системы экспертизы, сертификации и лицензирования информационной деятельности, а также учета регистрации баз и банков данных.
4. Нет полной информации о состоянии информатизации субъектов области. Не разработана технология ее сбора и анализа.
5. Топология региональных телекоммуникаций приобрела хаотические черты, в результате чего информационное взаимодействие между корпоративными сетями г.Новосибирска становятся проблематичными. Огромные затраты на разработку, производство и эксплуатацию телекоммуникаций, на фоне непрерывно растущих требований по их расширению и модификации, могут привести к технологическому тупику.
6. Предстоит оцифровать громадные объемы накопленной и хранимой в традиционной форме мультимедийной, картографической и прочей информации органов власти, муниципальных служб, архивов, библиотек, музеев, студий и т.д.
7. Формирование у широких слоев населения информационных потребностей и навыков работы в современной информационной среде.
8. Развитие инфраструктуры системы подготовки и переподготовки специалистов, обеспечивающих создание и эффективное существование информсреды области.
9. Разработка системы законодательных и нормативных актов, регламентирующих деятельность физических и юридических лиц в сфере информатизации на территории Новосибирской области.
Заключение
В данных условиях особую актуальность приобретают вопросы разработки научно-методических основ информатизации, системы экспертизы проектов и программ информсреды НСО. Все это в состоянии обеспечить СО РАН и Высшая школа г.Новосибирска при должном внимании и помощи со стороны администрации и деловых кругов области. Несмотря на кризисные явления в экономике, условия и возможности таковы, что в настоящее время реально приступить к разработке реализации Комплексной программы информатизации Новосибирской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.