Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Модуль-Р" (далее - Заявитель) на действия Единой комиссии Министерства культуры Российской Федерации (далее -Единая комиссия) при проведении Министерством культуры Российской Федерации (далее - Заказчик), Обществом с ограниченной ответственностью "Специализированной организацией "Торги и консалтинг" (далее - Специализированная организация), Единой комиссией конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на проведение ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия Кирилло-Белозерский монастырь. Церковь Иоанна Предтечи (1531-1534 гг). Вологодская обл., г. Кириллов (Р123) (номер извещения 0173100007715000285) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Единой комиссии при проведении Заказчиком, Единой комиссией, Специализированной организацией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Единой комиссии, выразившиеся в присвоении низкой оценки заявке Заявителя на участие в Конкурсе по нестоимостному критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок".
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Единая комиссия действовала в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 28.02.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс с ограниченным участием;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 14 077 597,74 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущено 3 участника закупки;
6) дата проведения Конкурса - 17.04.2015;
7) победителем Конкурса признано ООО "РАСТР" с предложением о цене контракта 11 965 958,08 рублей.
1. В соответствии с частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных 56 статьей Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки:
1) Цена контракта - Значимость критерия: 40%;
2) Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок - Значимость критерия: 50%;
3) Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - Значимость критерия: 10%.
По критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" установлен следующий порядок оценки показателя: комиссия оценивает предложения участников путем изучения данных, представленных в форме 3 "Предложение участника закупки в отношении объекта закупки (качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок)" (с учетом прилагаемых документов, представленных в подтверждение сведений, указанных в форме, в случае их наличия) В состав предложения участника могут включаться разделы: "Планирование", "Организация", "Руководство", "Контроль", "Информационно-аналитическая часть". В указанных разделах участник закупки раскрывает и описывает (в соответствии с разделом) практические аспекты организации работ по предмету закупки, в том числе:
1. Структуру плана работ.
2. Подготовительный этап выполнения работ.
3. Организационно-технологическую схему работ.
4. Порядок производства работ.
5. Применение материалов и оборудования.
6. Технологию применения материалов
7. Обеспечение техники безопасности производства работ.
8. Особенности эксплуатации и дальнейшего содержания объекта культурного наследия.
9. Соблюдение экологических требований, природоохранные мероприятия.
Участник закупки может представить свои предложения в отношении объекта закупки по качественным, функциональным и экологическим характеристикам.
Комиссия оценивает степень детализации и содержательной проработанности предложения определяется путем сравнения предложений участников закупки на соответствие:
- содержания предложения участника закупки предмету закупки;
- требованиям, предъявляемым к объекту закупки;
- полноте, обоснованности, достоверности представленной информации.
Каждой заявке участника закупки комиссия выставляет баллы от 0 до 100 баллов. Максимальное количество баллов присваивается наиболее детализированному и содержательно проработанному предложению. Количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по данному критерию (показателю), определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке (предложению) по данному критерию (показателю) (пункт 26 Правил оценки)".
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе от 17.04.2015 N ПРО1 заявке Заявителя присвоено по указанному критерию 40 баллов.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии сообщил, что при выполнении ремонтно-реставрационных работ на ином объекте культурного наследия Заявителем нарушена технология выполнения работ, вследствие чего Единая комиссия присвоила заявке Заявителя низкий балл по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок".
При этом, порядком оценки не установлено условие о снижении балла участникам закупки по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" при ненадлежащем исполнении иных контрактов.
Следовательно, Единой комиссией ненадлежащим образом применен порядок оценки заявок участников Конкурса.
Также Комиссия приходит к выводу о том, что установленный Заказчиком порядок оценки по указанному критерию не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта в связи с отсутствием зависимости выставления количества баллов от представляемых участниками закупок сведений в составе заявок на участие в Конкурсе.
Таким образом, действия Единой комиссии, применившей ненадлежащим образом порядок оценки заявок на участие в Конкурсе, установленный в Конкурсной документации, не соответствуют части 5 статьи 53, нарушают часть 3 статьи 56 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия Заказчика не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 50, нарушают часть 3 статьи 56 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия приходит к выводу о том, что установленный Заказчиком порядок оценки по указанному показателю не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта в связи с отсутствием зависимости выставления количества баллов от представляемых участниками закупок сведений в составе заявок на участие в Конкурсе.
2. По критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлен показатель "Деловая репутация участника закупки", согласно которому оценка заявок на участие в Конкурсе производится следующим образом: "Лучшим условием исполнения контракта по данному показателю является наибольшее значение (количество) представленной информации о положительной деловой репутации участника закупки.
Комиссия оценивает сведения о количестве представленных в составе заявки благодарственных писем, грамот, дипломов и положительных отзывов о выполнении участником закупки работ по предмету конкурса, выданных органами государственной власти Российской Федерации, региональными органами государственной власти, должностными лицами Московской Патриархии и иных канонических подразделений РПЦ, должностными лицами объектов культурного наследия, зарегистрированных в Едином государственном реестре, путем изучения данных, представленных в форме 4.2 (с учетом прилагаемых документов, представленных в подтверждение сведений, указанных в форме, в случае их наличия)".
Учитывая изложенное, сведения о благодарственных письмах, грамотах, дипломах и положительных отзывах могут представить только участники, выполняющие ремонтно-реставрационные работ на объекте культурного наследия наследия Кирилло-Белозерский монастырь. Церковь Иоанна Предтечи (1531-1534 гг). Вологодская обл., г. Кириллов, что противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, не соответствуют пункту 9 части 1 статьи 50 и нарушают часть 3 статьи 56 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Вместе с тем, согласно пункту 12 части 2 "Информационная карта конкурса с ограниченным участием" Конкурсной документации установлено дополнительное требование: "Наличие на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения контракта недвижимого имущества, оборудования, технических средств в объеме, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта. При этом срок действия договора аренды недвижимого имущества должен составлять не менее 2 (двух) лет".
Согласно части 7 статьи 56 Закона о контрактной системе в течение не более чем десяти рабочих дней с даты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе с ограниченным участием и (или) даты открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в таком конкурсе заказчик проводит предквалификационный отбор для выявления участников закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с частью 4 статьи 56 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 56 Закона о контрактной системе извещение о проведении конкурса с ограниченным участием и конкурсная документация наряду с информацией, предусмотренной статьями 49 и 50 Закона о контрактной системе, должны содержать указание на установленные в соответствии с частью 4 статьи 56 Закона о контрактной системе дополнительные требования к участникам закупки.
В соответствии с частью 4 статьи 56 Закона о контрактной системе в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
В соответствии с часть 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Дополнительные требования к участникам закупки установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации).
Согласно форме 5 Конкурсной документации сведения о наличии на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения контракта недвижимого имущества, оборудования, технических средств в объеме, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта подтверждаются "выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающей право собственности на объект недвижимости, используемый в производственных целях, выданной не ранее чем за 90 дней до окончания подачи заявок на участие в конкурсе, или копией договора аренды недвижимого имущества, заключенного на срок не менее 2 лет, зарегистрированного в установленном порядке, с приложением копии акта передачи арендованного недвижимого имущества от арендодателя участнику закупки (арендатору) или выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающей право аренды на объект недвижимого имущества, используемого в производственных целях, выданная не ранее чем за 90 дней до окончания подачи заявок на участие в конкурсе или иные документы, подтверждающие нахождение у участника закупки недвижимого имущества на ином законном основании; перечень находящегося в собственности, аренде (лизинге) или на ином законном основании технологического и иного оборудования, необходимого для выполнения работ с указанием его производственных мощностей в сутки, сформированный в зависимости от вида работ; копиями инвентарных карточек учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6, в том числе на технологическое оборудование, необходимое для производства выполняемых работ, являющихся предметом конкурса (при наличии указанных объектов в собственности), или копиями договоров аренды (лизинга), копиями договоров безвозмездного пользования, копиями договоров субаренды с приложением актов, подтверждающих факт передачи такого оборудования участнику закупки, а также копиями иных документов, подтверждающих факт наличия оборудования у участника закупки на ином законном основании".
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что договор аренды недвижимого имущества, представленный в заявке победителя Конкурса ООО "РАСТР", не соответствует требованиям постановления Правительства Российской Федерации, Конкурсной документации, так как не зарегистрирован в установленном порядке.
Действия Заказчика, Единой комиссии, по признанию заявки ООО "РАСТР" соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Конкурсной документации, нарушают часть 7 статьи 56 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Модуль-Р" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Единой комиссии нарушение части 3 статьи 56 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика, Единой комиссии нарушение части 7 статьи 56 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Единой комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела от 07.05.2015 N К-513/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 7 мая 2015 г. N К-513/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был