Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 апреля 2015 г. N 9-АПГ15-6
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Меркулова В.П.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Борисовой Л.В.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ванышевой Н.А. об оспаривании постановления Правительства Нижегородской области от 21 июня 2006 г. N 203 "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Нижегородской области" в части
по апелляционной жалобе Правительства Нижегородской области на решение Нижегородского областного суда от 22 декабря 2014 г., которым заявление Ванышевой Н.А. удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения представителя Правительства Нижегородской области Горячкиной Т.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
21 июня 2006 г. Правительство Нижегородской области приняло постановление N 203 "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Нижегородской области".
Постановлением Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 г. N 282 "О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 21 июня 2006 г. N 203" в вышеуказанное постановление внесены изменения.
Пункт 4.1 изложен в следующей редакции: при присвоении звания "Ветеран труда":
- учитываются ведомственные знаки отличия в труде за продолжительный добросовестный труд, решение о награждении которыми принято органами государственной власти СССР, РСФСР, а также от их имени, либо федеральными органами государственной власти Российской Федерации в отношении конкретного работника (служащего), работавшего (служившего) в организациях (учреждениях), на предприятиях, подведомственных соответствующему органу государственной власти СССР, РСФСР, федеральному органу, и состоявшего в штате указанных организаций (учреждений), предприятий, согласно записям в трудовой книжке:
- не учитываются награды, решение о награждении которыми принято коммерческими и некоммерческими организациями, корпорациями, войсковыми частями, общественными организациями, спортивными обществами, организационными комитетами Всесоюзных и Всероссийских выставок, Центросоюзом, Роспотребсоюзом, патенты или авторские свидетельства, дипломы и иные поощрения, свидетельствующие о квалификации работника, подтверждающие ученое, спортивное звание или степень, за участие или победу в конкурсах, выставках, спортивных и иных соревнованиях.
Постановление Правительства Нижегородской области от 21 июня 2006 г. N 203 "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Нижегородской области" было опубликовано в официальном печатном издании "Нижегородские новости", 8 июля 2006 г. N 123(3535) ("Правовая среда", N 56(729)), а также на сайте Правительства Нижегородской области.
Ванышева Н.А. обратилась в суд об оспаривании указанного нормативного правового акта в части и, уточнив в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации требования, просила признать противоречащим федеральному законодательству и не действующим со дня вступления настоящего решения в законную силу пункт 4.1 постановления Правительства Нижегородской области от 21 июня 2006 г. N 203 "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Нижегородской области" в части слов "за продолжительный добросовестный труд", а также "и состоявшего в штате указанных организаций (учреждений), предприятий, согласно записям в трудовой книжке", в редакции постановления Правительства Нижегородской области от 28.04.2014 г. N 203.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущены опечатки. Здесь и далее по тексту вместо пункта 4.1 постановления Правительства Нижегородской области от 21 июня 2006 г. N 203 имеется в виду пункт 4.1 Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Нижегородской области, утв. постановлением Правительства Нижегородской области от 21 июня 2006 г. N 203, номер постановления Правительства Нижегородской области от 28.04.2014 г. следует читать как "N 282"
В обоснование требования ссылалась на то, что оспариваемое положение допускает снижение ранее достигнутого уровня социальной защищенности лиц, имеющих ведомственные знаки отличия в труде, но не только за продолжительный добросовестный труд, который сам является отдельным условием для присвоения статуса "Ветеран труда", а также в отношении лиц, которые не состояли в штате указанных организаций (учреждений), предприятий, согласно записям в трудовой книжке, но награжденные их ведомственными знаками.
Решением Нижегородского областного суда от 22 декабря 2014 г. признан недействующим со дня вступления решения в законную силу пункт 4.1 постановления Правительства Нижегородской области от 21 июня 2006 г. N 203 "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Нижегородской области" (далее - постановление о звании "Ветеран труда") в части слов "за продолжительный добросовестный труд", а также "и состоявшего в штате указанных организаций (учреждений), предприятий, согласно записям в трудовой книжке", в редакции постановления Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 г. N 203.
В апелляционной жалобе правительство Нижегородской области просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
Ванышевой Н.А. представлены возражения относительно апелляционной жалобы, в которых она просит решение оставить без изменения.
Ванышева Н.А., будучи надлежаще извещенной о дате и времени судебного разбирательства, в заседание судебной коллегии не явилась, об отложении дела не ходатайствовала.
Исходя из положений части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, представленных возражений, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) (далее - Закон "О ветеранах"), статьей 1 которого установлены категории ветеранов, включая ветеранов труда.
Отношения, связанные с присвоением звания "Ветеран труда", урегулированы статьей 7 названного Федерального закона, в соответствии с пунктом 1 которой ветеранами труда являются лица имеющие удостоверение "Ветеран труда" и лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В соответствии с пунктом 4 этой же статьи порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Приведенная норма согласуется с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В силу статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти названного публично-правового образования полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ. Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования.
С учетом системного толкования приведенных норм и исходя из того, что вопросы социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте Российской Федерации, а также порядок и условия для присвоения указанного звания.
Законом Нижегородской области от 29 ноября 2004 г. N 133-З "О мерах социальной поддержки ветеранов" определен порядок присвоения звания "Ветеран труда".
В целях реализации настоящего закона Правительство Нижегородской области 21 июня 2006 г. приняло постановлении N 203 "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Нижегородской области".
В соответствии с пунктом 4.1 указанного постановления при присвоении звания учитываются ведомственные знаки отличия в труде за продолжительный добросовестный труд, решение о награждении которыми принято органами государственной власти СССР, РСФСР, а также от их имени, либо федеральными органами государственной власти Российской Федерации в отношении конкретного работника (служащего), работавшего (служившего) в организациях (учреждениях), на предприятиях, подведомственных соответствующему органу государственной власти СССР, РСФСР, федеральному органу, и состоявшего в штате указанных организаций (учреждений), предприятий, согласно записям в трудовой книжке.
Статьей 1 Федерального закона "О ветеранах" предусмотрено, что к категории ветеранов относятся ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР и территориях других государств (ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.
Таким образом, по смыслу статьи 1 названного закона звание "Ветеран труда" присваивается с учетом продолжительного добросовестного труда. Понятие "продолжительный добросовестный труд" конкретизируется, в частности в пункте 2 части 1 статьи 7 этого Федерального закона, которым установлено, что ветеранами труда являются лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
При этом определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда", по мнению Судебной коллегии, имеет критерий продолжительного добросовестного труда, то есть получение награды за основную трудовую деятельность гражданина.
Как установлено материалами дела, Ванышева Н.А. в 2010 году на основании гражданско-правового договора принимала участие в переписи населения. По итогам выполнения условий договора на основании приказа Федеральной службы государственной статистики от 14 мая 2012 года N 263 была награждена знаком отличия - медалью "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года", к медали ей было выдано удостоверение установленного образца (л.д. 3).
В соответствии с пунктами 1 и 2 Положения о медали "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года", утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации и Федеральной службы государственной статистики от 8 октября 2010 г. N 345, медаль является ведомственным знаком отличия Федеральной службы государственной статистики.
Медалью награждаются работники системы Федеральной службы государственной статистики, работники внештатных служб по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, лица, привлекавшиеся к подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, подведению ее итогов, работники федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также работники организаций, независимо от форм собственности, принимавшие активное участие в подготовке, проведении и подведении итогов Всероссийской переписи населения 2010 года.
Согласно статье 9 Федерального закона от 25 января 2002 г. N 8-ФЗ "О Всероссийской переписи населения" к работе по сбору сведений о населении привлекаются граждане Российской Федерации, прошедшие специальное обучение.
Таким образом, деятельность лиц, привлеченных к участию по подготовке и проведению переписи населения представляла собой не постоянную трудовую деятельность, а временное участие в сборе статистической информации о демографических, экономических и социальных процессах, выполнялась в краткосрочный период на основании договора подряда, без зачисления их в штат организации, в то время как определяющее значение для решения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет наличие необходимого стажа и факт признания особых трудовых заслуг гражданина по месту его работы, поэтому не любой знак отличия, учрежденный министерством или ведомством, может служить основанием для присвоения звания, а лишь знак, отмечающий особые заслуги в труде.
Анализ законодательства, регулирующего вопросы присвоения гражданам почетного звания "Ветеран труда" в соотношении с изложенными нормами Конституции Российской Федерации, позволяет прийти к выводу о том, что органы государственной власти Нижегородской области реализовали принадлежащие им полномочия по предмету совместного ведения в соответствии с требованиями действующего законодательства.
С учетом выводов, содержащихся в настоящем определении, у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания оспариваемого нормативного правого акта субъекта Российской Федерации недействующим в оспариваемой Ванышевой Н.А. части.
Судебная коллегия, отменяя решение Нижегородского областного суда, в отмененной части постановляет новое решение об отказе Ванышевой Н.А. в удовлетворении заявления в полном объеме.
На основании изложенного, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Нижегородского областного суда от 22 декабря 2014 г. отменить. Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления Ванышевой Н.А. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункта 4.1 постановления Правительства Нижегородской области от 21 июня 2006 г. N 203 "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Нижегородской области" в части слов "за продолжительный добросовестный труд", а также "и состоявшего в штате указанных организаций (учреждений), предприятий, согласно записям в трудовой книжке" отказать.
Председательствующий |
Меркулов В.П. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Борисова Л.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 апреля 2015 г. N 9-АПГ15-6
Текст определения официально опубликован не был