Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 мая 2015 г. N 58-АПГ15-11
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Абакумовой И.Д. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по заявлению Афанасьева В.И.
об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка
по апелляционной жалобе Афанасьева В.И.
на решение Хабаровского краевого суда от 12 декабря 2014 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Афанасьев В.И. обратился в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности земельного участка, расположенного по адресу: ... край, г. ..., ул. ..., площадью ... кв.м с кадастровым номером ... в размере, равном его рыночной стоимости, по состоянию на 1 января 2007 г.
В обоснование заявленных требований он указал на то, что кадастровая стоимость земельного участка составляет ... руб. и не соответствует его рыночной стоимости - ... руб., определённой в отчёте независимого оценщика. Данное обстоятельство нарушает его право на установление действительной налоговой обязанности и ведёт к уплате земельного налога в завышенном размере.
К участию в деле привлечены администрация г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Хабаровскому краю (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Хабаровскому краю), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю (далее - Управление Росреестра по Хабаровскому краю).
Решением Хабаровского краевого суда от 12 декабря 2014 г. в удовлетворении заявления Афанасьева В.И. отказано.
В апелляционной жалобе Афанасьев В.И. просит отменить судебный акт, как принятый с нарушением норм материального права, и принять новое решение об удовлетворении заявления в полном объеме.
В обоснование своих доводов указывает на то, что рыночная стоимость земельного участка должна устанавливаться на ту дату, на которую была проведена последняя государственная кадастровая оценка земель (на территории Хабаровского края - по состоянию на 1 января 2007 г.), независимо от того, что датой внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка является 5 мая 2009 г.
Возражений на апелляционную жалобу не представлено.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, своевременно и надлежащим образом извещённых о времени и месте рассмотрения жалобы.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации проверила материалы дела, обсудила доводы апелляционной жалобы и пришла к выводу, что, отказывая в удовлетворении заявления, суд правомерно исходил из того, что заявителем не представлены надлежащие доказательства, подтверждающие рыночную стоимость оспариваемого земельного участка по состоянию на дату установления его кадастровой стоимости.
Использование земли в Российской Федерации является платным, одной из форм платы за использование земли является земельный налог (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статья 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает в том числе и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.
Из статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности следует, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определённой методами массовой оценки. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена на произвольную дату.
В силу положений статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учёта ранее не учтённых объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтённом объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
В случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтённом земельном участке, а также в случаях изменения характеристик земельного участка, влияющих на кадастровую стоимость (отнесение земельного участка к другой категории земель, изменение вида разрешённого использования земельного участка или уточнение площади земельного участка), определение кадастровой стоимости проводится в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешённого использования или уточнения площади земельного участка, утверждёнными приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 г. N 222, с применением утверждённого среднего удельного показателя кадастровой стоимости земель.
Из анализа положений упомянутых норм законодательства об оценочной деятельности следует, что датой установления рыночной стоимости объекта недвижимости в таких случаях является дата внесения сведений о нём в государственный кадастр недвижимости, повлёкших за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии со статьёй 24.19 Закона об оценочной деятельности, несмотря на то, что для целей определения их кадастровой стоимости применяются средние показатели кадастровой стоимости, установленные при проведении государственной кадастровой оценки земель.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Афанасьев В.И. является собственником земельного участка с кадастровым номером ... общей площадью ... кв.м (категория земель "земли населённых пунктов", разрешённое использование "для использования в целях эксплуатации нежилого здания (цех инструментальный)"), расположенного по адресу: ... край, г. ..., ул. ..., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15 декабря 2009 г. ...
Результаты государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Хабаровском крае утверждены постановлением правительства Хабаровского края от 25 ноября 2008 г. N 273-пр. Перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке, сформирован по состоянию на 1 января 2007 г.
Из кадастровой выписки о земельном участке от 28 апреля 2011 г. следует, что земельный участок поставлен на кадастровый учёт 31 мая 2004 г.
Согласно акту от 5 мая 2009 г. N 3314 в связи с изменением площади земельного участка его кадастровая стоимость определена путём умножения площади земельного участка и удельного показателя кадастровой стоимости и составляет ... руб. Указанная величина также подтверждается кадастровой справкой о кадастровой стоимости земельного участка от 8 декабря 2014 г.
Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости и нарушает его права как налогоплательщика и собственника земельного участка, Афанасьев В.И. обратился с указанным выше заявлением в суд.
Согласно положениям статей 24.15 и 24.18 Закона об оценочной деятельности, в силу статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчёт независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
По заданию Афанасьева В.И. оценщиком ЗАО "Независимая экспертиза и оценка" Сологуб С.Ю. подготовлен отчёт об оценке рыночной стоимости упомянутого земельного участка от 10-20 июня 2014 г. N 360.
Согласно экспертному заключению, подготовленному экспертным советом Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков", от 6 октября 2014 г. N 3292/2014 отчёт от 10-20 июня 2014 г. N 360 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Однако из отчёта следует, что рыночная стоимость спорного земельного участка определена по состоянию на 1 января 2007 г., а не на 5 мая 2009 г.
В связи с этим, суд первой инстанции сделал правомерный вывод, что названный отчёт и экспертное заключение не являются надлежащими доказательствами, подтверждающими достоверность указанной в отчёте итоговой величины рыночной стоимости земельного участка на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений, предусмотренных статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены судебного акта в апелляционном порядке.
С учётом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда.
Руководствуясь статьями 327, 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Хабаровского краевого суда от 12 декабря 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Афанасьева В.И. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Анишина В.И. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 мая 2015 г. N 58-АПГ15-11
Текст определения официально опубликован не был