Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 мая 2015 г. N 46-АПГ15-5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Абакумовой И.Д. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по апелляционной жалобе представителя Бочкаревой В.А., Бадова Д.В. и Корнеевой А.Г. - Березовской О.С.
на решение Самарского областного суда от 25 декабря 2014 года, которым оставлено без удовлетворения заявление Бадова Д.В., Бочкаревой В.A. и Корнеевой А.Г.
о признании недействующими отдельных положений Закона Самарской области от 6 апреля 2005 г. N 105-ГД "О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и обеспечении отдельных условий реализации прав граждан на проведение публичных мероприятий в Самарской области".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., объяснения представителя Бадова Д.В., Бочкаревой В.A. и Корнеевой А.Г. - адвоката Ахметгалиева Р.Х., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителей Губернатора Самарской области Ильницкого Д.А. и Харитонова С.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила :
22 марта 2005 г. Самарской Губернской Думой принят и подписан Губернатором Самарской области 6 апреля 2005 г. Закон Самарской области N 105-ГД "О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и обеспечении отдельных условий реализации прав граждан на проведение публичных мероприятий в Самарской области" (далее - Закон), первоначальный текст которого опубликован в издании "Волжская коммуна" 7 апреля 2005 г., N 62.
Законом Самарской области от 20 декабря 2012 г. N 132-ГД "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Самарской области в сфере проведения публичных мероприятий" в Закон Самарской области от 6 апреля 2005 г. N 105-ГД "О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия" внесены изменения путем дополнения его статьей 3.3.
Согласно статье 3.3 Закона после определения в установленном настоящим Законом порядке специально отведенных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с Департаментом или главой местной администрации муниципального образования в порядке, установленном Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и данным Законом (часть 1).
Предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях в специально отведенных местах, уведомление о проведении которых не требуется, не должна превышать 150 человек (часть 2).
В одном специально отведенном месте в одно время не может быть проведено более одного публичного мероприятия (часть 3).
В случае направления организаторами нескольких публичных мероприятий уведомлений о проведении публичных мероприятий в специально отведенных местах в одно и то же время очередность использования специально отведенных мест определяется исходя из времени получения соответствующего уведомления Департаментом или главой местной администрации муниципального образования в порядке, установленном Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и данным Законом. В случае если в специально отведенном месте в одно и то же время присутствуют участники различных публичных мероприятий, уведомление о которых не требуется, очередность использования указанного специально отведенного места определяется в соответствии с тем, участники какого публичного мероприятия раньше прибыли в данное специально отведенное место (часть 4).
Частью 5 указанной статьи установлено, что при проведении публичного мероприятия в специально отведенных местах организатор обязан: 1) обеспечивать проведение публичного мероприятия в соответствии с требованиями Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", а также данного Закона; 2) обеспечивать соблюдение санитарных норм и правил, правил пожарной безопасности, установленных действующим законодательством.
Норма предельной заполняемости специально отведенных мест - один человек на 1 кв. метр (часть 6 статьи 3.3 Закона).
Специально отведенные места могут использоваться для проведения массовых мероприятий в случае отсутствия информации о проведении публичных мероприятий (часть 7 статьи 3.3 Закона).
Бочкарева В.А., Бадов Д.В. и Корнеева А.Г. обратились в суд с заявлением о признании недействующими частей 1 и 2 статьи 3.3 Закона в части, запрещающей проводить без уведомления в специально отведенном месте любое по форме публичное мероприятие, в котором участвует менее 150 человек, поскольку правоохранительные органы именно так применяют названные нормы регионального Закона.
Заявители полагают, что данные нормы Закона нарушают их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством, противоречат статье 8 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", согласно которой разрешено проводить без уведомления любое публичное мероприятие в специально отведенных местах, если в нем участвует количество лиц, менее установленной законом субъекта предельной численности. Оспариваемая же норма допускает проведение в специально отведенном месте без уведомления не любое публичное мероприятие с определенной данным Законом предельной численностью, а лишь одиночный пикет и собрание.
Решением Самарского областного суда от 25 декабря 2014 года заявление Бочкаревой В.А., Бадова Д.В. и Корнеевой А.Г. оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель Бочкаревой В.А., Бадова Д.В. и Корнеевой А.Г.-Березовская О.С. просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
Согласно статье 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
В соответствии с пунктом "б" статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" регулируются вопросы обеспечения реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.
Законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ и иные законодательные акты Российской Федерации, относящиеся к обеспечению права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований. В случаях, предусмотренных вышеназванным Федеральным законом, нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения условий проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, издают Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, принимают и издают органы государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 1 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях").
Частью 1 статьи 8 указанного Федерального закона определено, что публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.
Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места). Порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек (часть 1.1 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ).
При определении специально отведенных мест и установлении порядка их использования должны обеспечиваться возможность достижения целей публичных мероприятий, транспортная доступность специально отведенных мест, возможность использования организаторами и участниками публичных мероприятий объектов инфраструктуры, соблюдение санитарных норм и правил, безопасность организаторов и участников публичных мероприятий, других лиц. В случае направления организаторами нескольких публичных мероприятий уведомлений о проведении публичных мероприятий в специально отведенных местах в одно и то же время очередность использования специально отведенных мест определяется исходя из времени получения соответствующего уведомления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (часть 1.2 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ).
В силу части 2.1 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ после определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 1.1 данной статьи специально отведенных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятий только при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 12 данного Федерального закона.
Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий Самарской Губернской Думой принят Закон, отдельные положения которого оспариваются Бочкаревой В.А., Бадовым Д.В. и Корнеевой А.Г.
Разрешая дело, суд первой инстанции правомерно сделал вывод, что оспариваемый нормативный правовой акт принят представительным органом Самарской области в пределах полномочий. При этом является правильным и вывод суда о том, что оспариваемые нормы Закона не противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Так, из системного толкования норм названного Федерального закона следует, что в соответствии с его преамбулой он направлен на обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования. Однако учитывая массовый характер проведения мероприятий, в форме которых могут быть реализованы названные права, законодатель обязан установить адекватные меры по ограничению данного права в интересах иных лиц, безопасности общества и государства. Очевидно, что ограничение не может быть установлено в такой мере, в какой оно полностью отменяло бы указанное право, либо блокировало возможность его реализации, и достижения целей названных конституционных гарантий, т.е. право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.
Отказывая в удовлетворении требований Бочкаревой В.А., Бадова Д.В. и Корнеевой А.Г., суд, проанализировав федеральное и региональное законодательство, пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые положения частей 1 и 2 статьи 3.3 Закона не содержат какого-либо запрета на проведение публичных мероприятий, не вводят каких-либо дополнительных ограничений, нового или иного правового регулирования, отличного от положений Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", в том числе не предполагают возможности проведения в специально отведенном месте без уведомления не любого публичного мероприятия с определенной данным Законом предельной численностью, а лишь одиночного пикета и собрания. Ссылка заявителей на применение названных положений Закона в иной интерпретации не может служить основанием к отмене решения, принятого в порядке нормоконтроля, поскольку Судебная коллегия не наделена правомочием проверять правильность правоприменительных решений, в том числе постановлений по делам об административных правонарушениях, принятых с применением оспариваемых норм, в процедуре главы 24 ГПК РФ, предусматривающей проверку соответствия нормативных положений регионального Закона актам имеющим большую юридическую силу, в том числе актам действующего федерального законодательства.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Самарского областного суда от 25 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Бочкаревой В.А., Бадова Д.В. и Корнеевой А.Г. - Березовской О.С. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Анишина В.И. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 мая 2015 г. N 46-АПГ15-5
Текст определения официально опубликован не был