Письмо Ассоциации российских банков от 26 июня 2015 г. N А-01/5-299
См. ответ, приведенный в письме ДНТТП Минфина России от 9 сентября 2015 г. N 03-04-06/51976
Ассоциация российских банков обращается к Вам по вопросам, возникающим при реализации Основных условий программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации (далее - Основные условия), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.04.2015 N 373 (далее - Постановление).
Постановлением предусмотрено направление средств федерального бюджета в размере 4,5 млрд руб. в качестве взноса в уставный капитал Открытого акционерного общества "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (далее - Агентство) на реализацию указанной программы помощи заемщикам.
1. В целях реализации программы помощи заемщикам, оказавшимся в сложной финансовой ситуации, Агентство осуществляет возмещение кредиторам (заимодавцам) части недополученных доходов по ипотечным жилищным кредитам (займам), реструктуризация которых осуществлена в соответствии с Основными условиями (пункт 7 Основных условий). По своей правовой природе указанное возмещение отвечает признакам целевого финансирования, предусмотренного подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Однако указанная норма НК РФ прямо не предусматривает возможность предоставления целевого финансирования в виде возмещения недополученных доходов по ипотечным жилищным кредитам (займам) в связи с их реструктуризацией в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
В целях расширения возможностей реализации ипотечными кредиторами программы помощи заемщикам, оказавшимся в сложной финансовой ситуации, и стимулирования кредиторов к реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (займов) предлагаем дополнить подпункт 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ положением, определяющим суммы возмещения, предоставляемого Агентством ипотечным кредиторам (заимодавцам) в соответствии с Основными условиями, в качестве целевого финансирования.
2. При проведении кредиторами (заимодавцами) реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (займов) в соответствии с требованиями Основных условий в ряде случаев у граждан, являющихся заемщиками по таким кредитам (займам), могут возникать налогооблагаемый доход и материальная выгода.
Налогооблагаемый доход возникает у заемщика в случае прощения кредитором (заимодавцем) части основного долга по ипотечному жилищному кредиту (займу), предоставленному в иностранной валюте, при изменении валюты договора на валюту Российской Федерации в соответствии с подпунктом "в" пункта 6 Основных условий.
Материальная выгода, согласно статье 212 НК РФ, может возникать у заемщика, ранее воспользовавшегося правом на получение имущественного налогового вычета, установленного подпунктом 3 пункта 1 статьи 220 НК РФ, при снижении процентной ставки по кредитному договору (договору займа) в связи с реструктуризацией кредита (займа) в соответствии с требованиями подпункта "б" пункта 6 Основных условий до уровня ниже 2/3 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
С учетом того, что реализация Основных условий направлена на оказание помощи гражданам, оказавшимся в сложной финансовой ситуации, в целях исключения возможности возникновения у таких граждан дополнительной налоговой нагрузки в связи с реструктуризацией предоставленных им ипотечных жилищных кредитов (займов), предлагаем внести в НК РФ следующие изменения:
а) в статье 212 НК РФ указать, что из состава доходов в виде материальной выгоды исключается материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей, в результате реструктуризации займа (кредита) в соответствии с Основными условиями;
б) в статье 217 НК РФ в состав доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), включить доходы, возникшие в связи с реструктуризацией ипотечного жилищного кредита (займа) в соответствии с Основными условиями.
Считаем, что указанные поправки в НК РФ, отвечающие вопросу защиты интересов граждан как более слабой стороны во взаимоотношениях с кредитными организациями, будут способствовать повышению эффективности реализации программы помощи заемщикам по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации.
Принимая во внимание изложенное, просим Вас поддержать предлагаемые банковским сообществом изменения в часть вторую НК РФ и внести соответствующий законопроект на рассмотрение Правительства Российской Федерации. Со своей стороны выражаем готовность принять участие в подготовке текста соответствующего законопроекта.
С уважением,
Президент |
Г.А. Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 26 июня 2015 г. N А-01/5-299
Текст письма официально опубликован не был