Письмо Минфина России от 2 июня 2015 г. N 02-03-10/31695
Департамент бюджетной методологии рассмотрел обращение по вопросу использования в 2015 году бюджетных ассигнований резервного фонда муниципального образования (далее - Резервный фонд), и сообщает.
Положения, устанавливающие порядок создания и использования резервного фонда местных администраций, регулируются статьей 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), согласно которой бюджетные ассигнования резервного фонда, созданного в расходной части местного бюджета, по решению местной администрации используются в целях осуществления непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.
Размер резервного фонда местной администрации устанавливается решением о местном бюджете и не может превышать трех процентов утвержденного указанным решением общего объема расходов местного бюджета.
Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда местной администрации устанавливается правовым актом местной администрации.
Положениями пункта 2 статьи 78.1 Кодекса установлено, что решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете в местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся муниципальными учреждениями. Порядок определения объема и условия предоставления указанных субсидий из местных бюджетов устанавливается муниципальными правовыми актами местной администрации.
Указанный порядок должен содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами муниципального финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий иными некоммерческими организациями, не являющимися муниципальными учреждениями.
В решении о местном бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями местной администрации некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, грантов в форме субсидий, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными пунктом 2 статьи 78.1 Кодекса.
Исходя из вышеуказанных положений Кодекса предоставление средств из резервного фонда местной администрации некоммерческим организациям (за исключением казенных учреждений) возможно осуществлять в форме целевых субсидий, предусмотренных пунктом 2 статьи 78.1 Кодекса, или грантов в форме субсидий в соответствии с пунктом 4 указанной статьи Кодекса при соблюдении установленных данной статьей требований к порядку предоставления таких субсидий.
Вместе с тем статьей 65 Кодекса установлено, что формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых должно осуществляться за счет средств соответствующего бюджета.
Положениями пункта 1 статьи 86 Кодекса определены основания для возникновения расходных обязательств муниципального образования, в том числе в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам.
Данные расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета.
Согласно положениям пункта 5 статьи 86 Кодекса органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Кроме того органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с вопросами, отнесенными к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных законами субъектов Российской Федерации.
При этом органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только при наличии собственных финансовых средств (за исключением межбюджетных трансфертов).
Учитывая вышеуказанные нормы Кодекса, из Резервного фонда могут предоставляться субсидии некоммерческим организациям, включая общественные организации (объединения), фонды, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, социально ориентированные некоммерческие организации (за исключением муниципальных казенных учреждений), в пределах соответствующих бюджетных ассигнований, предусмотренных решением о бюджете, на условиях и в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования.
При этом цели предоставления указанных субсидий должны быть направлены на осуществление непредвиденных расходов, связанных с решением вопросов местного значения и (или) вопросов, которые вправе решать органы местного самоуправления за счет средств местного бюджета.
Предоставление субсидий из местного бюджета, в том числе Резервного фонда, государственным учреждениям субъекта Российской Федерации (федеральным государственным учреждениям) Кодексом не предусмотрено.
Кроме того, разъяснения по вопросу предоставления целевых субсидий государственным учреждениям другого публично-правового образования на конкурсной основе в форме грантов даны в письме Минфина России от 30.08.2013 N 02-13-09/35843, размещенного на официальном сайте по адресу www.minfin.ru в рубрике Бюджет/Бюджетная политика.
Директор департамента бюджетной методологии |
С.В. Романов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рассмотрен вопрос об использовании в 2015 г. бюджетных ассигнований резервного фонда муниципального образования.
Разъяснено, что из такого фонда могут предоставляться субсидии НКО, включая общественные организации (объединения), фонды, некоммерческие партнерства, автономные НКО, социально ориентированные НКО (кроме муниципальных казенных учреждений), в пределах соответствующих ассигнований, предусмотренных решением о бюджете, на условиях и в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования.
При этом субсидии должны использоваться в целях осуществления непредвиденных расходов, связанных с решением вопросов местного значения и/или вопросов, которые вправе решать местные за счет своего бюджета.
Предоставление субсидий из местного бюджета, в т. ч. резервного фонда, федеральным и региональным госучреждениям не предусмотрено.
Письмо Минфина России от 2 июня 2015 г. N 02-03-10/31695
Текст письма официально опубликован не был