Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 9 июня 2015 г. N 03-03-06/33237
В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение и сообщается следующее.
1. По вопросу о применении ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации при учете процентов по долговым обязательствам в целях налогообложения.
Согласно пункту 1 статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях налогообложения прибыли организаций под долговыми обязательствами понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от способа их оформления.
В абзаце третьем пункта 1 статьи 269 Кодекса указано, что расходом по долговым обязательствам любого вида, возникшим в результате сделок, признаваемых согласно Кодексу контролируемыми сделками, признается процент, исчисленный исходя из фактической ставки с учетом положений раздела V.1 Кодекса, если иное не установлено статьей 269 Кодекса.
При этом пунктом 1.1 статьи 269 Кодекса установлено, что по долговому обязательству, возникшему в результате сделки, признаваемой в соответствии с Кодексом контролируемой сделкой, налогоплательщик вправе признать доходом (расходом) процент, исчисленный исходя из фактической ставки по таким долговым обязательствам, в рамках установленных интервалов предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам.
Интервалы предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам, оформленным в рублях, определены в пункте 1.2 статьи 269 Кодекса следующим образом:
по долговому обязательству, возникшему в результате сделки, признаваемой контролируемой в соответствии с пунктом 2 статьи 105.14 Кодекса, - от 0 до 180 процентов (на период с 1 января по 31 декабря 2015 года), от 75 до 125 процентов (начиная с 1 января 2016 года) ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации;
по долговому обязательству, не указанному в предыдущем абзаце, - от 75 процентов ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации до 180 процентов ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации (на период с 1 января по 31 декабря 2015 года), от 75 до 125 процентов (начиная с 1 января 2016 года) ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации.
Под ключевой ставкой Центрального банка Российской Федерации в целях применения пункта 1.2 статьи 269 Кодекса в отношении долговых обязательств, по которым ставка является фиксированной и не изменяется в течение всего срока действия долгового обязательства, понимается соответствующая ставка, действовавшая на дату привлечения денежных средств или иного имущества в виде долгового обязательства (на дату заключения договора) (подпункт 1 пункта 1.3 статьи 269 Кодекса).
На основании вышеизложенного, при определении интервала предельных значений процентных ставок в порядке, установленном пунктом 1.2 статьи 269 Кодекса, следует руководствоваться соответствующей ключевой ставкой Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дату заключения договора, в том числе по договорам, заключенным до 01.01.2015.
Вместе с тем полагаем, что если долговое обязательство возникло до введения Центральным банком Российской Федерации ключевой ставки (до 13.09.2013), то интервал предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам, указанным в пункте 1.1 статьи 269 Кодекса, определяется на основании соответствующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дату заключения договора.
Одновременно обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Кодекса изменения законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют, в связи с чем, при расчете интервала предельных значений процентных ставок по договорам, заключенным до 01.01.2015, в случае, если ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации на дату заключения договора была меньше соответствующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, следует руководствоваться ставкой рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дату заключения договора.
2. По вопросу учета в целях налогообложения процентов по договору займа, условия которого предусматривают предоставление денежных средств траншами, сообщается следующее.
Согласно пункту 1 статьи 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
В соответствии со статьей 819 Гражданского кодекса Российской Федерации по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
В пункте 1.1 Положения Центрального банка Российской Федерации от 31.08.1998 N 54-П "О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)" указано, что под размещением (предоставлением) банком денежных средств понимается заключение между банком и клиентом банка договора, составленного с учетом требований Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, с учетом изложенного выше и на основании подпункта 1 пункта 1.3 статьи 269 Кодекса, по долговым обязательства с предусмотренной в договоре выдачей заемных денежных средств траншами, размер ключевой ставки будет определяться соответствующей ключевой ставкой Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дату заключения договора, применительно к каждому траншу.
Одновременно сообщаем, что мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
А.С. Кизимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
По долговому обязательству, возникшему в результате контролируемой сделки, налогоплательщик вправе признать доходом (расходом) процент, исчисленный исходя из фактической ставки по обязательству, в рамках установленных интервалов предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам.
Интервалы предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам, оформленным в рублях, определены в НК РФ следующим образом.
По долговому обязательству, возникшему в результате контролируемой сделки (указанной в НК РФ) между российскими взаимозависимыми лицами, установлены такие интервалы: от 0% до 180% (на период с 01.01 по 31.12.2015), от 75% до 125% (с 01.01.2016) ключевой ставки ЦБ РФ.
По другому долговому обязательству - от 75% ставки рефинансирования до 180% ключевой ставки Банка России (на период с 01.01 по 31.12.2015), от 75% до 125% (начиная с 01.01.2016) ключевой ставки ЦБ РФ.
Разъяснено, что при определении интервала предельных значений процентных ставок следует руководствоваться соответствующей ключевой ставкой ЦБ РФ, действовавшей на дату заключения договора, в том числе по договорам, заключенным до 01.01.2015.
Если долговое обязательство возникло до введения ЦБ РФ ключевой ставки (до 13.09.2013), то интервал определяется на основании соответствующей ставки рефинансирования, действовавшей на дату заключения договора.
Отмечается также, что изменения законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. В связи с этим при расчете интервала предельных значений процентных ставок по договорам, заключенным до 01.01.2015, если ключевая ставка ЦБ РФ на дату заключения договора была меньше соответствующей ставки рефинансирования, следует руководствоваться ставкой рефинансирования.
Также разъяснено, что по долговым обязательствам, если договор предусматривает выдачу заемных средств траншами, размер ключевой ставки будет определяться соответствующей ключевой ставкой ЦБ РФ, действовавшей на дату заключения договора, применительно к каждому траншу.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 9 июня 2015 г. N 03-03-06/33237
Текст письма официально опубликован не был