Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 11 июня 2015 г. N 03-05-06-03/33898
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу правомерности уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию права на недвижимое имущество, возникшего до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), по желанию правообладателя в полном размере, установленном подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), и сообщает.
Согласно подпункту 8 пункта 3 статьи 333.35 Кодекса государственная пошлина не уплачивается за государственную регистрацию возникшего до введения в действие Федерального закона N 122-ФЗ права на объект недвижимого имущества при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества. В иных предусмотренных пунктом 2 статьи 6 Федерального закона N 122-ФЗ случаях за государственную регистрацию права на объект недвижимого имущества, возникшего до введения в действие Федерального закона N 122-ФЗ, государственная пошлина взимается в размере, равном половине установленной главой 25.3 Кодекса государственной пошлины за государственную регистрацию права на недвижимое имущество.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона N 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Федеральным законом N 122-ФЗ. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Государственная регистрация прав, осуществляемая в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ, является юридически действительной.
Пунктом 2 статьи 6 Федерального закона N 122-ФЗ установлено, что государственная регистрация возникшего до введения в действие Федерального закона N 122-ФЗ права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие Федерального закона N 122-ФЗ перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие Федерального закона N 122-ФЗ сделки с объектом недвижимого имущества.
Государственная регистрация возникшего до введения в действие Федерального закона N 122-ФЗ права на объект недвижимого имущества проводится при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества без уплаты государственной пошлины.
В иных случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 6 Федерального закона N 122-ФЗ, за государственную регистрацию возникшего до введения в действие Федерального закона N 122-ФЗ права на объект недвижимого имущества взимается государственная пошлина в размере, равном половине установленного главой 25.3 Кодекса размера государственной пошлины за государственную регистрацию прав.
Исходя из положений, предусмотренных пунктом 2 статьи 6 Федерального закона N 122-ФЗ, следует, что к иным случаям относятся государственная регистрация ограничения (обременения) права или государственная регистрация сделки с объектом недвижимого имущества, не влекущей отчуждения такого объекта.
Также в пункте 6 статьи 33 Федерального закона N 122-ФЗ указано, что Федеральный закон N 122-ФЗ применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие. По правоотношениям, возникшим до введения Федерального закона N 122-ФЗ в действие, он применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после введения его в действие.
Следовательно, при сохранении правообладателем ранее возникшего права в неизменном виде оно признается без соответствующей регистрации. Однако для вовлечения объекта недвижимого имущества в хозяйственный оборот по сделке, требующей государственной регистрации, также требуется регистрация ранее возникшего права.
Исходя из положений статьи 6 Федерального закона N 122-ФЗ во взаимосвязи с положениями подпункта 8 пункта 3 статьи 333.35 Кодекса следует, что за государственную регистрацию права, возникшего до введения в действие Федерального закона N 122-ФЗ, в связи с государственной регистрацией ограничения (обременения) права или сделки с объектом недвижимого имущества, не влекущей отчуждения такого объекта, уплачивается государственная пошлина в размере, равном половине размера, установленного подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса.
В случае если государственная регистрация возникшего до введения в действие Федерального закона N 122-ФЗ права не связана с государственной регистрацией перехода данного права, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества, а осуществляется по желанию правообладателя, государственная пошлина уплачивается в размере, установленном подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса.
С учетом изложенного письмо Минфина России от 21 апреля 2015 г. N 03-05-05-03/22721, на которое ссылается налогоплательщик, не противоречит законодательству о налогах и сборах.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В 1997 г. был принят Закон о госрегистрации прав на недвижимость и сделок с ней (далее - закон).
Госрегистрация возникшего до введения в действие закона права на объект недвижимости проводится при госрегистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта без уплаты госпошлины.
В иных случаях за госрегистрацию возникшего до введения в действие закона права на недвижимость взимается госпошлина в половинном размере от установленного НК РФ.
При этом к иным случаям относится госрегистрация ограничения (обременения) права или сделки с объектом недвижимости, не влекущей отчуждения.
Разъяснено, что при сохранении правообладателем ранее возникшего права в неизменном виде оно признается без соответствующей регистрации. Однако для вовлечения объекта в хозяйственный оборот по сделке, требующей госрегистрации, также требуется регистрация ранее возникшего права.
Таким образом, за госрегистрацию права, возникшего до введения в действие закона, в связи с госрегистрацией ограничения (обременения) права или сделки с объектом недвижимости, не влекущей отчуждения, уплачивается госпошлина в половинном размере от установленного НК РФ.
Если госрегистрация возникшего до введения в действие закона права не связана с госрегистрацией перехода данного права, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимости, а осуществляется по желанию правообладателя, госпошлина уплачивается в размере, установленном НК РФ.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 11 июня 2015 г. N 03-05-06-03/33898
Текст письма официально опубликован не был