Благосостояние для каждого, развитие для всех
"Нам видится будущее, отличительными признаками которого станут глобальный мир, экономический и социальный прогресс и просвещенный научный подход. Мы готовы на основе общепризнанных норм международного права и многостороннего подхода к принятию решений сотрудничать с другими странами, как развитыми, так и развивающимися, в целях решения проблем, с которыми сталкивается современный мир, и использования возможностей, которые перед ним открываются. Повышению эффективности усилий институтов глобального управления по достижению этой цели будет способствовать расширение представительства в них стран с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся стран" (Делийская декларация).
"Мы готовы изучать новые области для налаживания полномасштабного сотрудничества и более тесного экономического партнерства в целях содействия развитию рыночных связей, финансовой интеграции, инфраструктурной взаимосвязанности, а также межличностных контактов" (Форталезская декларация).
I. Преамбула
БРИКС - это платформа для развития диалога и сотрудничества между государствами-членами (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка), которые в совокупности занимают 30% суши и на долю которых приходится 43% населения планеты, 21% мирового валового внутреннего продукта (ВВП), 17,3% мировой торговли товарами*(1), 12,7% мировой торговли услугами*(2) и 45% мирового сельскохозяйственного производства*(3). Цель этой платформы - содействовать безопасности, процветанию и развитию в условиях многополярного, взаимосвязанного и глобализованного мира. Страны БРИКС представляют Азию, Африку, Европу и Латинскую Америку, что обусловливает трансконтинентальное измерение их сотрудничества и придает ему особую ценность и значимость.
БРИКС играет жизненно важную роль в мировой экономике с точки зрения общего объема производства, получения инвестиционного капитала и расширения потенциальных потребительских рынков. Широко распространено мнение, что экономики стран БРИКС являются движущей силой восстановления глобальной экономики, что подчеркивает меняющуюся роль этих экономик в мире. На встречах "Группы двадцати" страны БРИКС оказали значительное влияние на формирование макроэкономической политики после окончания недавнего финансового кризиса.
На саммитах в Санье, Дели, Дурбане и Форталезе лидеры БРИКС договорились о создании партнерства в интересах повышения стабильности, активизации роста и развития. В этой связи странам БРИКС следует развивать прагматичное экономическое сотрудничество и создавать более тесное экономическое партнерство в целях содействия восстановлению глобальной экономики, снижения потенциальных рисков на международных финансовых рынках и активизации экономического роста в странах-членах.
I.1 Цели
Сотрудничество в рамках БРИКС призвано дополнить и укрепить существующие двусторонние и многосторонние связи между государствами-членами. Стратегия экономического партнерства БРИКС (далее - Стратегия БРИКС) будет способствовать укреплению экономического роста и повышению уровня конкурентоспособности экономик БРИКС на международной арене. Цели Стратегии БРИКС являются следующими:
- расширение возможностей доступа на рынки и содействие развитию связей между рынками;
- содействие взаимной торговле и инвестициям и создание благоприятной среды для инвесторов и предпринимателей во всех странах БРИКС;
- расширение и диверсификация торгового и инвестиционного сотрудничества в целях повышения доли товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью в торговле между странами БРИКС;
- углубление координации макроэкономической политики и повышение устойчивости к внешним экономическим потрясениям;
- стремление к обеспечению инклюзивного экономического роста в целях искоренения бедности, решения проблемы безработицы и содействия социальной вовлеченности;
- содействие обмену информацией через Виртуальный секретариат БРИКС и Платформу БРИКС для обмена экономической информацией, а также другие согласованные платформы;
- консолидация усилий для обеспечения более качественного роста путем ускорения инновационного экономического развития, основанного на развитии новейших технологий и навыков, в целях создания экономики знаний;
- наращивание дальнейшего взаимодействия и сотрудничества с государствами, не входящими в БРИКС, а также с международными организациями и форумами. Члены БРИКС будут взаимодействовать с бизнес-сообществами своих стран в целях реализации Стратегии. Они будут содействовать налаживанию более тесного взаимодействия между бизнес-сообществами стран БРИКС.
I.2 Основные принципы
В основе Стратегии БРИКС лежат следующие принципы:
- полное уважение суверенитета государств-членов;
- приверженность принципам международного права и признание центральной роли Организации Объединенных Наций в вопросах мира, безопасности и развития;
- учет национальных интересов, приоритетов, темпов роста и стратегий развития государств-членов;
- открытость, обмен информацией и принятие решений на основе консенсуса;
- приверженность правилам и принципам многосторонней торговой системы, воплощением которой является Всемирная торговая организация (ВТО);
- признание полицентризма мировой финансово-экономической системы;
- содействие более активному обмену передовой практикой в сфере развития деловой среды;
- обеспечение транспарентности и предсказуемости инвестиционной среды в соответствии с национальной политикой и приоритетами;
- поддержка устойчивого развития, уверенного, сбалансированного и инклюзивного роста, финансовой стабильности и принятие сбалансированных мер, направленных на обеспечение социально-экономического развития и охраны окружающей среды;
- приверженность взаимовыгодному сотрудничеству с другими странами;
- неприемлемость односторонних экономических санкций в нарушение общепризнанных норм международных отношений.
II. Приоритетные направления сотрудничества
II.1 Торговля и инвестиции
Чтобы достичь устойчивого, инклюзивного и динамичного роста, странам БРИКС следует использовать возможности международного экономического сотрудничества, включая углубление торгово-инвестиционных связей как внутри БРИКС, так и с другими членами международного сообщества. Более активное торгово-инвестиционное сотрудничество внутри БРИКС будет способствовать экономическому росту и использованию существующих возможностей для экономической взаимодополняемости в рамках БРИКС. Оно также позволит укрепить позиции государств-членов в глобальной экономике и будет содействовать решению внутренних социально-экономических задач, включая создание рабочих мест и обеспечение сплоченности общества.
Сотрудничество в рамках БРИКС должно быть соизмеримо с потенциалом и ориентировано на широкое использование возможностей его членов, а также содействие росту и устойчивому развитию их экономик. Сотрудничество в рамках БРИКС будет способствовать решению возникающих проблем в сфере торговли и инвестиций в условиях низких темпов глобального восстановления и с учетом других возможных рисков. Особое значение имеет потребность развивать торговлю товарами и услугами с высокой долей добавленной стоимости между странами БРИКС посредством использования результатов Совместного исследования по вопросам торговли.
В целях расширения торгово-инвестиционного сотрудничества следует сосредоточиться на достижении следующих целей:
- расширение консультаций по макроэкономическим и торговым вопросам;
- содействие налаживанию торгово-инвестиционных связей между странами БРИКС с упором на расширение доступа на рынок товаров и услуг для стран БРИКС и поддержку взаимодополняемости, устойчивого развития и инклюзивного роста;
- упрощение и повышение эффективности административных процедур в целях содействия ускорению взаимной торговли и инвестиций;
- повышение прозрачности торгово-инвестиционной среды в рамках международных обязательств и национального законодательства;
- создание благоприятных условий в странах БРИКС для развития взаимной торговли и прямых иностранных инвестиций в целях диверсификации отраслевой структуры производства и экспорта;
- содействие более активному сотрудничеству и торговле в сфере услуг с учетом их положительного воздействия на производительность и эффективность, в том числе в производственном секторе;
- обмен информацией о политике, влияющей на торговлю и инвестиции;
- увеличение доли продукции с высокой добавленной стоимостью в ВВП стран БРИКС, повышение их устойчивости к колебаниям конъюнктуры мировых сырьевых рынков;
- содействие взаимодополняемости производственных факторов, таких как капитал, труд, технологии и природные ресурсы;
- активное использование механизмов подготовки кадров с целью наращивания производственного потенциала и объема экспорта государств-членов;
- содействие созданию и развитию высокотехнологичных производств, соответствующих тенденциям и потребностям экономического роста в XXI веке;
- развитие сотрудничества в сфере социально-экономической политики и политики в области конкуренции;
- содействие обмену передовым опытом обеспечения корпоративной социальной ответственности;
- укрепление таможенного сотрудничества, в том числе упрощение процедур таможенной очистки, обмен информацией по национальному таможенному законодательству, а также обмен передовым опытом;
- сотрудничество в области стандартизации и оценки соответствия посредством обмена информацией, проведения консультаций и направления запросов, построенное на основе норм, опыта и методов международных организаций, а также обеспечение координации работы в рамках этих организаций;
- привлечение инвесторов и поиск возможностей для реализации со финансируемых проектов в сфере инфраструктуры, обрабатывающей и добывающей промышленности, включая региональные проекты;
- создание компаниям стран БРИКС (особенно для микро-, малых и средних предприятий (ММСП)) условий для более эффективной интеграции в глобальные стоимостные цепочки с более высокой долей добавленной стоимости;
- содействие сотрудничеству между ММСП, включая рассмотрение возможности заключения Соглашения БРИКС о сотрудничестве между ММСП, обмену информацией и передовым опытом в области регулирования и поддержки ММСП, а также содействие доступу ММСП к государственным услугам, финансированию, экспорту и международным проектам;
- привлечение инвестиций в специальные экономические зоны стран БРИКС;
- развитие сфер сотрудничества по линии пилотных проектов с участием предпринимателей из стран БРИКС;
- обмен опытом по программам, направленным на интеграцию целевых групп (таких как молодежь, женщины, социально и экономически не защищенные слои населения и люди с ограниченными возможностями) и сельских общин в основное русло экономической деятельности;
- содействие деловому сотрудничеству через соответствующие каналы, в том числе через Деловой совет БРИКС, ежегодные деловые форумы, Биржевой альянс и Форум межбанковского сотрудничества;
- расширение взаимодействия, сотрудничества и обмена информацией в том, что касается нормативно-правовой базы, правоприменения и других аспектов прав интеллектуальной собственности (ПИС);
- содействие развитию электронной торговли и сотрудничества в данной сфере.
Для достижения этих целей странам БРИКС следует:
- развивать диалог по вопросам внутренней инвестиционной политики стран БРИКС и подходам к инвестиционным соглашениям;
- укреплять сотрудничество между организациями, ответственными за стимулирование инвестиций;
- развивать государственно-частное партнерство, как инструмент привлечения дополнительных ресурсов; сочетать возможности государственного и частного секторов стран БРИКС в целях реализации технологически сложных проектов, включая инфраструктурные проекты;
- изучать возможности реализации совместно финансируемых проектов, в том числе региональных проектов, направленных на развитие инфраструктуры;
- содействовать сотрудничеству между таможенными органами;
- налаживать связи и координировать сотрудничество между портовыми администрациями;
- изучать возможности для выявления и использования морской и прибрежной экономической деятельности, которая может оказаться экономически целесообразной, социально приемлемой и экологически устойчивой;
- развивать обмен информацией об имеющихся возможностях торгово-инвестиционного сотрудничества при обеспечении доступности этой информации для бизнес-сообщества; создавать инфраструктуру для распространения информации об инвестиционных возможностях;
- расширять сотрудничество между национальными статистическими органами в области обмена, сбора и анализа данных с помощью соответствующих механизмов, таких как встреча глав национальных статистических ведомств стран БРИКС;
- налаживать сотрудничество между соответствующими министерствами, ведомствами и организациями, отвечающими за ММСП, в частности, в целях содействия взаимному обмену информацией между ними и сотрудничеству в сфере развития инноваций, передачи технологий, исследований и разработок, включая организацию совместных семинаров, форумов, конференций, выставок и т.д.;
- использовать возможности Делового совета БРИКС для развития существующего портала ММСП в целях обеспечения доступа ММСП к информации и различным услугам;
- разработать краткосрочную программу мобильности для молодых предпринимателей и ученых из стран БРИКС, в частности занимающихся технологическими и инновационными проблемами;
- на регулярной основе координировать усилия при организации выставок, отраслевых конференций, круглых столов и бизнес-миссий в целях налаживания партнерских отношений, запуска проектов и информирования партнеров о существующих деловых возможностях, включая изучение возможности организации совместной экспозиции стран БРИКС на международных торгово-промышленных выставках и проведения ежегодных торгово-промышленных выставок БРИКС;
- расширять сотрудничество по вопросам интеллектуальной собственности;
- активизировать сотрудничество и торговлю, охватывающие ключевые виды услуг.
II.2 Производство и переработка минерального сырья
Страны БРИКС рассматривают производственный сектор как один из важнейших источников роста: благодаря ему может меняться структура экономики, создаваться рабочие места, повышаться качество трудовых ресурсов и уровень жизни населения. Рост производства и экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью даст экономикам БРИКС возможность получения более значительных выгод от международного сотрудничества, укрепления своей роли в глобальных производственно-сбытовых цепочках и повышения уровня своей конкурентоспособности.
Экономический рост, обусловленный развитием промышленности и добычи минеральных ресурсов, будет способствовать укреплению экономических связей между странами БРИКС. В его основе будет лежать разработка новейших технологий, инновации и создание добавленной стоимости на стадии переработки за счет привлечения по мере необходимости государственного и частного секторов к реализации национальных программ развития, а также наращивания международного промышленного сотрудничества и партнерских связей в странах БРИКС.
Взаимодействие стран БРИКС в интересах технического прогресса и промышленного развития должно включать:
- содействие диалогу и практическому сотрудничеству по вопросам оптимального использования производственно-сбытовых цепочек;
- сотрудничество в целях повышения уровня технического развития традиционных отраслей;
- сотрудничество в деле развития новых высокотехнологичных производств и в области инноваций;
- сотрудничество в процессе разработки технологий, товаров производственно-технического назначения и оборудования в сфере производства и обработки минерального сырья, создание благоприятных условий для наращивания странами БРИКС взаимных поставок современного оборудования, необходимого для развития высокотехнологичных отраслей, в том числе использующих минеральное сырье;
- привлечение инвестиций государств - членов БРИКС в сферу переработки минеральных ресурсов и производства оборудования;
- сотрудничество в области создания и использования промышленных парков и кластеров БРИКС;
- совместная разработка и применение чистых и экологически безопасных промышленных технологий;
- содействие обогащению минеральной и металлической руды у источника сырья для их использования в традиционных и новейших высокотехнологичных отраслях.
Для достижения этих целей странам БРИКС следует:
- расширять сотрудничество в области профессионально-технического образования и подготовки (ПТОП), включая обмены учащимися, обучение на месте, совместные программы, в том числе в высокотехнологичных областях техники и производства, а также управления в целях накопления совместного опыта в области управления и технических исследований в рамках мультикультурной среды с учетом потребностей в укреплении доверия и передачи знаний и навыков;
- поощрять развитие консолидированной технологической платформы БРИКС в рамках проекта ЮНИДО/БРИКС в целях содействия устойчивому экономическому развитию.
II.3 Энергетика
Для экономического развития стран БРИКС жизненно важно содействовать устойчивому потреблению и производству энергии. В силу неравномерного распределения традиционных источников энергии и ограниченности их запасов, а также значительного роста энергопотребления в развивающихся странах задачей первостепенной важности становится обеспечение баланса интересов, транспарентности и предсказуемости спроса и предложения.
Учитывая растущий спрос на энергоресурсы и энергоэффективные, чистые и экологически безопасные технологии, страны БРИКС подчеркивают важность обмена опытом в областях, связанных с планированием энергетики, производством и потреблением энергии, а также содействия энергетическому сотрудничеству.
В целях укрепления энергетической безопасности странам БРИКС следует сосредоточить свои усилия в следующих приоритетных областях:
- повышение уровня информированности о потребностях стран-производителей и стран-потребителей энергии;
- оказание взаимной поддержки в целях диверсификации источников энергии;
- развитие энергетической инфраструктуры;
- содействие всеобщему доступу к энергии;
- повышение уровня энергоэффективности, в том числе совместная разработка энергоэффективных и более чистых энерготехнологий и обмен ими;
- внедрение экологически безопасных технологий производства, хранения и потребления энергоресурсов;
- содействие использованию возобновляемых источников энергии;
- повышение эффективности использования чистых источников энергии, таких как природный газ.
Для достижения этих целей странам БРИКС следует:
- способствовать эффективному и экологически безопасному использованию ископаемых видов топлива в странах БРИКС, в том числе путем сотрудничества в области разведки трудноизвлекаемых запасов полезных ископаемых и разработки технологий для их добычи;
- расширять долгосрочные поставки энергии;
- наладить регулярный диалог по вопросам энергетики между странами БРИКС в целях обсуждения долгосрочных и среднесрочных стратегий и вопросов энергетической безопасности;
- содействовать сотрудничеству в целях обеспечения инвестиций в энергетические проекты в странах БРИКС, включая проекты в области добычи нефти и газа и развития энергетической инфраструктуры;
- поощрять исследования, касающиеся практической реализации инициатив в области устойчивого развития в странах БРИКС с учетом национальных интересов, в том числе силами Совета экспертных центров стран БРИКС и Академического форума БРИКС;
- создавать условия для разработки и передачи энергоэффективных и экологически безопасных технологий и оборудования и стимулировать такие разработку и передачу;
- наращивать сотрудничество между государственным и частным секторами в целях стимулирования инвестиций в энергоэффективные технологии;
- проводить научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в области передовых технологий, способствующих повышению энергоэффективности, в сферах, представляющих взаимный интерес, и изучать такие технологии;
- расширять сотрудничество в сфере образовательных программ, обмена информацией о национальных политиках и практиках путем проведения совместными усилиями конференций, выставок, практикумов и семинаров;
- обмениваться статистическими данными и прогнозами развития национальных энергосистем, а также информацией о передовой практике и нормативных базах в сфере энергетики.
II.4 Сотрудничество в сфере сельского хозяйства
Страны БРИКС, как крупные производители сельскохозяйственной продукции, играют важную роль на мировом продовольственном рынке. Страны БРИКС также вносят фундаментальный вклад в обеспечение продовольственной безопасности и качества питания, учитывая, что подавляющее большинство из 209 миллионов человек, которым была обеспечена продовольственная безопасность в последние два десятилетия, проживают в странах БРИКС*(4).
Сотрудничество между странами БРИКС послужит укреплению глобальной продовольственной безопасности путем устойчивого увеличения объемов сельскохозяйственного производства и повышения производительности аграрного сектора, создания более благоприятных условий для инвестирования и обеспечения большей прозрачности рынков, а также путем способствования повышению уровня жизни и доступности продовольствия.
Пять приоритетных областей сотрудничества в рамках БРИКС в сфере обеспечения продовольственной безопасности, качества питания и развития сельского хозяйства будут включать в себя:
Разработка общей стратегии обеспечения доступа к продовольствию наиболее уязвимых групп населения
- обмен опытом в области государственной политики и реализации программ по обеспечению продовольственной безопасности и качества питания, а также развитие семейных фермерских хозяйств;
- разработка Общей стратегии обеспечения доступа к продовольствию наиболее уязвимых групп населения стран БРИКС и других развивающихся стран, в том числе посредством эффективной политики создания государственных запасов;
- поддержка координации и диалога по вопросам, обсуждаемым руководящими органами Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) и касающимся информационных систем, например, Системы информационного обеспечения рынков сельскохозяйственной продукции (AMIS), вопросам сотрудничества по гуманитарному аспекту предоставления продовольственной помощи, а также по вопросам, обсуждаемым Комитетом по всемирной продовольственной безопасности;
- сотрудничество в целях повышения производительности и устойчивости сельскохозяйственного производства;
Содействие торговле и инвестициям
- содействие торговле и инвестициям в аграрном секторе посредством участия в выставках, торгово-промышленных ярмарках и инвестиционных форумах;
- создание условий для более эффективного доступа на рынок, устранение экспортных субсидий и значительное снижение уровня внутренней поддержки, создающей препятствия для торговли;
- обеспечение безопасности продуктов питания;
- заключение соглашений и договоренностей о сотрудничестве между странами БРИКС для содействия расширенному доступу к их сельскохозяйственным рынкам;
- укрепление продовольственной безопасности, в том числе посредством обмена соответствующей информацией;
- сотрудничество между ведомствами, отвечающими за санитарный и фитосанитарный контроль;
- обмен мнениями по вопросам правил маркировки;
- реализация совместных инвестиционных проектов в сфере сельского хозяйства с учетом политики в области прямых иностранных инвестиций государств-членов.
Система обмена базовой сельскохозяйственной информацией
- работа по созданию Системы обмена базовой сельскохозяйственной информацией между странами БРИКС с учетом возможных взаимосвязей с AMIS в целях недопущения дублирования работы.
Сотрудничество в области сельскохозяйственных технологий и инноваций
- активизация сотрудничества в области сельскохозяйственных наук, технологий, инноваций и наращивания потенциала, включая технологии для мелкого фермерства.
Сокращение негативного воздействия изменения климата на продовольственную безопасность и адаптация сельского хозяйства к климатическим изменениям
- содействие сотрудничеству и дальнейший обмен информацией и опытом в области соответствующих национальных политик, программ, планов и стратегий адаптации и смягчения последствий изменения климата.
II.5 Наука, технологии и инновации
Наука, технологии и инновации играют ключевую роль в содействии инклюзивной макроэкономической и социальной политике и в преодолении вызовов, с которыми сталкивается человечество в силу стремления одновременно обеспечить рост, инклюзивность, защиту окружающей среды и ее сохранение. БРИКС следует использовать синергию двустороннего взаимодействия в целях устойчивого развития каждой из пяти стран-участниц объединения. Основными механизмами такого сотрудничества должны быть обмен и предоставление информации, касающейся политики и стратегий в области науки, технологий и инноваций; взаимовыгодное использование контактов и программ, направленных на развитие проектов в области инновационного сотрудничества между странами БРИКС, а также формулирование долгосрочных совместных программ, направленных на решение конкретных проблем. Их взаимодействие должно основываться на таких принципах, как добровольное участие, равенство, взаимная выгода, взаимность, и осуществляться с учетом доступности ресурсов для такого сотрудничества в каждой стране, а также с учетом варьирования ("переменной геометрии") систем НИОКР в странах - членах БРИКС.
Сотрудничество в рамках БРИКС в сфере науки, технологий и инноваций будет осуществляться в соответствии с положениями согласованного "Меморандума о сотрудничестве в сфере науки, технологий и инноваций " и всеобъемлющей концепцией выполнения этого Меморандума, выработанной в рамках министерских встреч по вопросам науки, технологий и инноваций БРИКС.
Основными направлениями сотрудничества в рамках БРИКС в сфере науки, технологий и инноваций должны быть, в том числе, следующие:
- обмен информацией о стратегиях и программах, а также содействие инновациям и передаче технологий;
- продовольственная безопасность и устойчивое сельское хозяйство;
- стихийные бедствия;
- новые и возобновляемые источники энергии, сохранение энергии;
- нанотехнологии;
- высокопроизводительные компьютерные вычисления;
- фундаментальные исследования;
- исследование и освоение космоса, авиационная наука, астрономия и наблюдения Земли;
- медицина и биотехнологии;
- биомедицина и науки о жизни (биомедицинская инженерия, биоинформатика, биоматериалы);
- водные ресурсы и нейтрализация загрязнений;
- высокотехнологичные зоны/научные парки и инкубаторы;
- передача технологий;
- популяризация науки;
- информационно-коммуникационные технологии;
- экологически чистые технологии использования угля;
- природный газ и нетрадиционные источники газа;
- исследования океанов и полярных регионов;
- геопространственные технологии и виды их применения.
Для достижения этих целей странам БРИКС следует:
- содействовать проведению исследований в сферах, представляющих общий интерес для стран БРИКС;
- создать стратегический механизм сотрудничества в сфере науки, технологий и инноваций между странами БРИКС при поддержке соответствующих финансовых механизмов, документов и национальных правил стран БРИКС; кроме того, организовать учебные программы для поддержки развития человеческого капитала в сфере науки, технологий и инноваций, включая краткосрочные программы обмена для ученых, исследователей и технических экспертов;
- организовать в согласованных областях рабочие группы, семинары и конференции по вопросам науки, технологий и инноваций;
- упростить доступ к научно-технологической инфраструктуре в странах БРИКС;
- обеспечить участие в сотрудничестве, осуществляемом соответствующими национальными институтами науки, технологий и инноваций, в исследованиях, разработках и проектировании в целях создания новой индустрии знаний и инноваций, инновационных продуктов, услуг и процессов в странах - членах БРИКС;
- обмениваться информацией по научно-технологической политике и программам;
- содействовать разработке экологически чистых технологий;
- создать совместную Платформу сетевого взаимодействия в сфере исследований и инноваций, нацеленную, в частности, на содействие сотрудничеству при проведении исследований;
- рассмотреть возможности создания сети БРИКС по передаче технологий;
- оказывать поддержку ММСП в деятельности, связанной с технологиями и инновациями;
- оказывать содействие формированию общих технологических платформ и инновационно-технологических кластеров; совместное создание высокотехнологичных зон/научных парков и инкубаторов; создание исследовательских и инновационных центров БРИКС;
- организовать Форум молодых ученых БРИКС и содействовать участию молодежи в инновационном сотрудничестве;
- обмен опытом и практиками в области управления водными ресурсами, включая сбор дождевой воды, повторное использование и утилизацию сточных вод;
- наращивать сотрудничество между странами БРИКС в области разработки технологий и создания инноваций, связанных с устранением последствий стихийных бедствий;
- создание Центра управления в кризисных ситуациях для упрощения обмена информацией/данными о чрезвычайных ситуациях и технологиях их прогнозирования.
II.6 Финансовое сотрудничество
Финансовые вопросы - это важная сфера сотрудничества между странами БРИКС: большая часть данных вопросов рассматривается в ходе заседаний министров финансов и управляющих центральными банками стран БРИКС. Сферы сотрудничества включают в себя:
- создание Нового банка развития (НБР) в целях мобилизации ресурсов для проектов в области инфраструктуры и устойчивого развития в странах БРИКС, в других странах с формирующимися рынками и в развивающихся странах, а также в целях дополнения существующих усилий со стороны многосторонних и региональных финансовых учреждений по поддержке глобального роста и развития;
- создание Пула условных валютных резервов (ПВР) в целях содействия укреплению глобальной сети финансовой безопасности и дополнения действующих международных валютных и финансовых механизмов;
- обмен мнениями и точками зрения по основным вопросам повестки дня "Группы двадцати", включая меры по минимизации негативных побочных эффектов в мировой экономике, а также шаги, направленные на обеспечение роста и создание рабочих мест, стимулирование инвестиций и развитие инфраструктуры, укрепление финансовой системы и сотрудничества в налоговых вопросах и т. д.;
- продвижение реформ международных финансовых институтов (МФИ), в частности, Международного валютного фонда (МВФ) и Группы Всемирного банка (ВБ);
- обсуждение новых тем, представляющих взаимный интерес, которые могут включать в себя сотрудничество в сфере платежных систем, в частности, надзор за платежными системами и стандарты финансовых сообщений.
Кроме того, банки развития стран БРИКС будут сотрудничать в рамках Финансового форума.
II.7 Взаимосвязанность
Взаимосвязанность - это неотъемлемое условие повышения конкурентоспособности. Укрепление взаимосвязанности является общей потребностью всех стран БРИКС. Инициативы стран БРИКС играют важную роль для развития взаимодействия в области взаимосвязанности. Взаимосвязанность в ключевых областях, в число которых входят координация политики, инфраструктурные связи, торговля, финансовая интеграция и контакты между людьми, следует укреплять всесторонне, комплексно и систематично.
II.7.1 Институциональная взаимосвязанность
Институциональная взаимосвязанность будет способствовать сотрудничеству и обеспечению единообразия относительно регулирования и процедур в странах БРИКС посредством упрощения торговли и повышения уровня согласованности и оперативной совместимости учреждений, механизмов и процессов. Сотрудничество БРИКС в данной области должно быть сосредоточено на следующих вопросах:
- укрепление взаимодействия между таможенными и пограничными ведомствами;
- обмен мнениями и опытом по вопросам развития системы "одного окна";
- улучшение взаимосвязанности цепей поставок посредством выявления "узких мест" в региональных цепях поставок в целях обеспечения их более эффективного и оперативного функционирования;
- содействие усилению согласованности в вопросах регулирования и наращиванию сотрудничества посредством сближения стандартов регулирования и координации работы торговых представительств, а также оценки влияния подобных мер по регулированию.
II.7.2 Физическая взаимосвязанность
Создание безопасных, сбалансированных и динамичных транснациональных транспортно-логистических систем является важнейшим фактором экономического роста стран БРИКС. Эффективное функционирование транспортной системы имеет ключевое значение для международной торговли и интеграции в глобальные производственные цепочки. Коммуникационная инфраструктура, информационные и телекоммуникационные технологии как ключевой инструмент логистической системы также в значительной мере способствуют ускорению роста и снижению издержек.
Сотрудничество стран БРИКС в этих областях нацелено на развитие транспортной и коммуникационной инфраструктуры, а также сопутствующих механизмов, включая:
- обмен информацией о мерах и программах в области транспортно-логистической политики, утверждение соответствующих долгосрочных программ сотрудничества;
- налаживание бизнес-диалога в целях разработки механизмов сотрудничества и обмена лучшими практиками;
- содействие развитию инфраструктуры транспорта и коммуникации; поиск технологических, проектировочных и правовых решений в целях создания новых международных транспортных коридоров на территории стран БРИКС;
- применение инновационных технологий в целях повышения эффективности транспортно-логистических систем;
- стимулирование энергоэффективности и снижения объема вредных выбросов в транспортном секторе;
- создание условий для использования стандартизированных электронных систем обмена данными в логистике для упрощения мультимодальных и интермодальных перевозок в странах БРИКС;
- сотрудничество и стимулирование использования технологий обеспечения безопасности движения, транспортировки и инфраструктурного проектирования, функционирования и мониторинга;
- обмен опытом в сфере разработки и использования инновационного коммуникационного оборудования, особенно интеллектуальных транспортных систем и спутниковых навигационных систем;
- развитие механизмов государственно-частного партнерства, в том числе в области строительства автодорог, портов, аэропортов, развития городской транспортной и железнодорожной инфраструктуры при проведении надлежащей оценки коммерческой целесообразности и степени риска;
- привлечение малых и средних предприятий к строительству, оказанию услуг по логистике, обслуживанию транспортных и инфраструктурных объектов в целях решения социальных задач и задач развития;
- согласование систем и порядка работы транспортно-логистических систем в целях беспрепятственного перемещения грузов и пассажиров между странами БРИКС, в том числе посредством использования инструментов ИКТ;
- сотрудничество в области развития навыков проектирования, строительства и обеспечения функционирования объектов инфраструктуры, реализации совместных исследовательских программ в областях разработки контента и приложений, создания сетей учебных центров в сфере информационно-коммуникационных технологий;
- обмен опытом и лучшими практиками относительно эффективных городских транспортных систем, динамических систем контроля движения, эффективных систем грузовых перевозок, предоставления качественных услуг для пассажиров и т.д.
Для достижения данных целей странам БРИКС следует:
- провести при необходимости встречи высокопоставленных официальных лиц из государственного и частного секторов в целях решения текущих и возникающих вопросов, связанных с деятельностью БРИКС в области транспортной инфраструктуры, логистики и коммуникации, направленной на оптимизацию цепей поставок;
- содействовать сотрудничеству и обмену профессиональными специалистами в сфере средств массовых коммуникаций стран БРИКС;
- содействовать сотрудничеству между воздушными перевозчиками стран БРИКС в целях повышения транспортной эффективности и увеличения числа прямых перелетов;
- способствовать участию предприятий стран БРИКС в конкурсных торгах, связанных с развитием инфраструктуры, включая подачу совместных заявок;
- способствовать ведению диалога и обмену информацией по вопросам повышения эффективности железнодорожной инфраструктуры;
- осуществлять обмен мнениями по вопросам обеспечения городской мобильности.
II.7.3 Контакты между людьми
Укрепление контактов между людьми будет и впредь способствовать взаимодействию между странами БРИКС, людьми и обществами, повышению мобильности деловых кругов, трудовых ресурсов и научного сообщества, развитию туризма и упрочению взаимопонимания и дружбы.
Образование
Образование играет стратегически важную роль в обеспечении устойчивого развития и инклюзивного экономического роста. Благодаря ускоренному развитию в сфере образования страны БРИКС намерены достичь целей и задач Повестки дня в области развития на период после 2015 года в сфере образования и связанных с образованием целей устойчивого развития, чтобы обеспечить для всех равное, инклюзивное и качественное образование и возможности для обучения на протяжении всей жизни. Страны БРИКС признают, что профессионально-техническое образование способствует решению задачи интеграции молодежи на рынке труда и играет ключевую роль в подготовке квалифицированной рабочей силы, которая необходима в современном мире.
Как стратегическим партнерам в этой области, странам БРИКС следует налаживать тесные связи в целях повышения качества образования на всех уровнях от начального до наивысшего.
Основные направления сотрудничества в рамках БРИКС в сфере образования должны включать следующие:
- разработку общих методологических принципов формирования показателей в области образования;
- обмен передовой практикой в области оценки результатов обучения;
- обмен концепциями, методами и аналитическим инструментарием в целях обеспечения спроса и предложения в сфере профессионально-технического образования;
- развитие высшего образования с особым вниманием к вопросу повышения мобильности слушателей аспирантуры и докторантуры, а также исследовательской деятельности;
- создание сетей исследователей и разработка совместных проектов в областях, представляющих взаимный интерес;
- учреждение лиги университетов БРИКС (ассоциации университетов стран БРИКС) и сетевого университета БРИКС;
- обмен опытом и передовой практикой в сфере образования;
- подготовка квалифицированной рабочей силы, необходимой в различных областях промышленности стран БРИКС;
- наращивание сотрудничества в сфере образования в целях укрепления региональных связей и содействия экономическому развитию посредством передачи знаний и навыков;
- содействие повышению мобильности научного сообщества, включая студенческие обмены между странами БРИКС;
- обмен опытом в сфере взаимного признания научных степеней и дипломов странами БРИКС;
- укрепление системы высшего образования, а также профессионально-технического образования и подготовки (ПТОП);
- обмен данными в целях оценки прогресса в области обеспечения социального равноправия, социальной интеграции и качества жизни, в первую очередь на основе национальных статистических исследований, административных данных и данных национальных исследований домохозяйств, а также других данных;
- разработка общих методологических принципов формирования показателей в области образования в целях содействия процессу принятия решений в странах БРИКС и оказания технической поддержки национальным статистическим институтам.
Для достижения этих целей странам БРИКС следует:
- проводить совместные научные исследования и подготовку сотрудников;
- обмениваться передовой практикой в области оценки результатов обучения и представлять соответствующие отчеты для их использования директивными органами, университетами и школами;
- обмениваться техническими экспертными знаниями, укреплять связи, а также выявлять "слабые места" в сфере развития навыков, составления учебных планов и реформирования и сотрудничать с целью их устранения;
- обмениваться сравнительными оценками, стандартами аккредитации, методами сертификации и обучения;
- обмениваться передовой практикой в таких сферах, как политика в области развития навыков, разработки системы учебных кредитов, профессиональных стандартов и моделей стажировки;
- осуществлять подготовку квалифицированной рабочей силы, необходимой на рынке труда, в том числе посредством ПТОП;
- создать рабочую группу для подготовки отчета о состоянии профессионально-технического образования и обмена концепциями, методами и инструментами анализа для обеспечения спроса и предложения в сфере профессионально-технического образования в странах БРИКС;
- создать сети исследователей и разрабатывать совместные проекты;
- учредить лигу университетов БРИКС;
- учредить сетевой университет БРИКС;
- осуществлять совместную деятельность по подготовке преподавателей, в том числе с помощью ИКТ, массовых открытых дистанционных курсов (МОДК) и других инициатив, основанных на использовании цифровых технологий;
- учредить механизмы долгосрочного сотрудничества в сфере образования, включая встречу министров образования БРИКС;
- рассмотреть вопрос возможности перезачета учебных кредитов между университетами стран БРИКС.
Туризм
- создавать благоприятные условия для долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества государств - участников БРИКС в сфере туризма с учетом их национального законодательства и норм регулирования;
- участвовать в инициативах по развитию людских ресурсов и сотрудничать в сфере разработки, повышения качества и расширения возможностей и спектра услуг в сфере туризма и путешествий в странах БРИКС;
- вести работу по созданию благоприятных условий для большего привлечения инвестиций государственного и частного сектор в развитие туризма и путешествий в странах БРИКС;
- завершить работу над меморандумом о взаимопонимании по вопросам туризма.
Мобильность деловых кругов и трудовых ресурсов
- содействовать упрощению процедур выдачи виз;
- содействовать улучшению охраны труда;
- инициировать модернизацию предприятий и отраслей, в том числе с использованием новых технологий, направленных на создание благоприятных условий труда;
- обеспечивать защиту и соблюдение прав трудящихся;
- поощрять обмены между различными областями культуры в странах БРИКС;
- способствовать большей информированности, пониманию и положительному восприятию культуры друг друга; рассмотреть в этой связи направления практического сотрудничества, включая осуществление соглашения о сотрудничестве в области культуры.
II.8 Сотрудничество в сфере ИКТ
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и, в частности, Интернет и другие средства массовой информации, могут быть мощным средством обеспечения устойчивого экономического роста и социальной вовлеченности. Странам БРИКС следует укреплять сотрудничество и содействовать совместным видам деятельности и инициативам по решению общих проблем в сфере ИКТ. Основные сферы сотрудничества в рамках БРИКС в области ИКТ будут включать следующее:
- сотрудничество в сфере цифровой экономики;
- развитие контактов между отраслями стран БРИКС, связанными с ИТ/услугами на основе ИТ, в целях укрепления сотрудничества между частными и государственными структурами;
- использование в полной мере потенциала ИКТ, включая Интернет, для достижения целей сотрудничества в рамках БРИКС;
- взаимодействие и сотрудничество в рамках БРИКС в области реагирования в случае чрезвычайных ситуаций, связанных с вопросами информационной безопасности;
- сотрудничество в рамках БРИКС и других соответствующих международных форумов в области борьбы с использованием ИКТ в преступных и террористических целях;
- обеспечение охраны критической инфраструктуры ИКТ и личной информации;
- проведение совместных исследований в области новых технологий и услуг, связанных с информационной безопасностью;
- координацию в сфере согласованных вопросов ИКТ и вопросов безопасности, связанных с ИКТ, в рамках соответствующих международных организаций и форумов;
- содействие диалогу в сфере развития электронных правительств;
- содействие обеспечению мирного, безопасного, открытого, основанного на доверии и сотрудничестве характера цифрового и Интернет-пространства;
- сотрудничество стран БРИКС в совместной разработке программного обеспечения и оборудования в сфере ИТ, а также содействие реализации проектов в этой области,
- рассмотрение инициатив, направленных на привлечение в страны БРИКС инвестиций и производства глобальных производителей ИТ, и решение проблемы кадровых ресурсов и технологического разрыва с помощью системы международного научно-технологического сотрудничества;
- продвижение использования инновационного телекоммуникационного оборудования, разработку и внедрение новых стандартов и технологий связи в целях развития информационного/цифрового общества и противостояния киберугрозам;
- развитие сотрудничества в целях снижения затрат на голосовую связь, Интернет и широкополосную связь; обмен информацией и опытом в целях содействия снижению расходов, в том числе за счет реализации соответствующих регуляторных мер;
- сотрудничество в развитии навыков в сфере проектирования, строительства и обеспечения функционирования инфраструктурных объектов, реализации совместных исследовательских программ в области разработки контента и приложений к нему, создания сетей учебных центров в области информационно-коммуникационных технологий;
- расширение возможностей для внедрения и использования технологий посредством обмена информацией, а также совместных проектов в области НИОКР в целях содействия росту ИТ-производства, в том числе за счет инноваций.
Для достижения этих целей странам БРИКС следует:
- создать рабочую группу по сотрудничеству в области ИКТ в целях рассмотрения, в том числе путей и способов продвижения вопросов ИКТ и активизации регулярных контактов на министерском и официальном уровнях;
- разработать обучающие программы для содействия развитию человеческого капитала в сфере информационных технологий и инноваций;
- осуществлять обмен экспертными знаниями в области политики и программ, связанных с информационным обществом, в целях равного распределения выгод, получаемых от новых технологий и услуг.
III. Взаимодействие с международными и региональными экономическими организациями и форумами
Развитие сотрудничества между странами БРИКС в рамках различных международных и региональных платформ имеет ключевое значение для продвижения общих интересов в сфере международной торговли, инвестирования, промышленного и научно-технического сотрудничества. БРИКС будет и впредь стремиться к укреплению своей роли на мировой арене путем представления своих оценок глобальной макроэкономической ситуации и торговой политики в рамках действующих механизмов, координируя свои позиции в международных и региональных организациях, ассоциациях и форумах, развивая форматы взаимодействия с другими субъектами. Сотрудничество в рамках многосторонних органов и организаций будет дополнять двусторонние экономические связи между странами БРИКС.
Страны БРИКС будут продолжать развивать сотрудничество в рамках системы ООН, а также с другими международными экономическими организациями в соответствии с основополагающими принципами Устава ООН.
Страны БРИКС будут продолжать поддерживать реформирование институтов, занимающихся глобальным экономическим регулированием, и отстаивать интересы стран БРИКС и других развивающихся стран и стран с формирующейся рыночной экономикой.
Участие стран БРИКС в деятельности региональных организаций укрепит их роль как региональных лидеров, будет способствовать развитию, устойчивому росту и межрегиональному сотрудничеству.
III.1 БРИКС и ВТО
Страны БРИКС признают значимость международной торговли как основы создания рабочих мест, устойчивого экономического восстановления, а также сбалансированного роста и развития. Участники объединения вновь подтверждают ценность, центральную и первостепенную роль многосторонней торговой системы в деле регулирования мировой торговли и свою приверженность задачам укрепления открытой, транспарентной, недискриминационной, инклюзивной и подчиняющейся установленным правилам многосторонней торговой системы, воплощением которой является ВТО.
Поэтому страны БРИКС призывают остальные страны противодействовать всем формам торгового протекционизма и скрытым ограничениям в торговле, обеспечивая поддержку работе ВТО и других международных организаций.
Страны БРИКС будут стремиться к углублению своего сотрудничества в целях создания условий для расширения и диверсификации участия стран БРИКС в глобальной торговле. Они подчеркивают необходимость координировать свою деятельность и сотрудничать в рамках ВТО по вопросу разработки постбалийской программы действий и выражают решительную поддержку задаче завершения Дохинского раунда.
III.2 БРИКС и "Группа двадцати"
Страны БРИКС привержены задаче укрепления роли "Группы двадцати" как основного форума международного экономического сотрудничества. Они будут продолжать активное участие в работе "Группы двадцати", обмене мнениями в целях дальнейшего укрепления международной финансовой и экономической архитектуры и обеспечения сильного, устойчивого, сбалансированного и всеобъемлющего роста.
Страны БРИКС продолжат координацию и проведение подготовительных заседаний в преддверии основных мероприятий в рамках "Группы двадцати".
IV. Реализация Стратегии БРИКС
Стратегия БРИКС принята лидерами стран БРИКС в 2015 году в г. Уфа (Российская Федерация). Шерпы будут пересматривать Стратегию БРИКС раз в пять лет или чаще, если это необходимо. Шерпы будут ежегодно предоставлять лидерам стран БРИКС отчет о ходе реализации Стратегии БРИКС.
______________________________
*(1) База статистических данных ВТО
*(2) База статистических данных ВТО
*(3) База статистических данных "ФАО Стат"
*(4) Доклад Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций "Положение дел в связи с отсутствием продовольственной безопасности в мире в 2014 году".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Стратегия экономического партнерства БРИКС
Текст стратегии официально опубликован не был