Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 1 июля 2015 г. N 343
"Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере миграции"
21 июня 2016 г.
В целях обеспечения надлежащей организации органами прокуратуры Российской Федерации надзора за исполнением законодательства в сфере миграции, руководствуясь статьей 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:
1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в соответствии с установленной компетенцией, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур:
1.1. Обеспечение законности в сфере миграции рассматривать одним из актуальных направлений надзорной деятельности, осуществлять надзор за исполнением законодательства в этой сфере на системной основе, во взаимодействии с органами государственной власти и местного самоуправления, правоохранительными и контролирующими органами, институтами гражданского общества.
1.2. В соответствии с компетенцией, в рамках предоставленных законом полномочий добиваться:
- эффективного противодействия незаконной миграции;
- обеспечения прав участников миграционных отношений - граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, их защиты от преступных посягательств;
- предупреждения межнациональных конфликтов;
- недопущения незаконного привлечения к трудовой деятельности нелегальных мигрантов;
- предотвращения вовлечения мигрантов в криминальную среду, экстремистскую, террористическую, коррупционную деятельность.
При осуществлении надзора исходить из принципа недопустимости подмены функций органов контроля (надзора), а также создания препятствий правомерной предпринимательской деятельности участников экономических отношений.
2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур:
2.1. Обеспечить эффективность организации и действенность надзора за исполнением законов, надлежащее состояние законности в сфере миграции.
При осуществлении надзора особое внимание обращать на факты нарушения прав и свобод человека и гражданина, решительно пресекать злоупотребления, нарушающие право каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Надзорную деятельность осуществлять на основе результатов систематического анализа состояния законности и практики исполнения требований миграционного и иного законодательства, направленных на предупреждение, выявление и пресечение незаконной миграции.
2.2. Организовать мониторинг сведений, характеризующих состояние законности в сфере миграции, в том числе статистических и других данных органов государственной власти, местного самоуправления, научных учреждений, публикаций в средствах массовой информации, обращений граждан в правоохранительные и контролирующие органы, иных источников. С целью выявления фактов массовых нарушений правил миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства наладить взаимодействие с общественными объединениями граждан на поднадзорной территории. В качестве одного из источников информации использовать сеть "Интернет", уделяя первоочередное внимание мониторингу сайтов общественных организаций, новостных сайтов.
Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 21 июня 2016 г. N 361 в пункт 2.3 внесены изменения
2.3. По информации о нарушении закона, требующем неотложного вмешательства прокурора, проверки организовывать незамедлительно. При выявлении данных, свидетельствующих о ненадлежащем исполнении обязанностей, нарушениях миграционного законодательства органами государственной власти, местного самоуправления, правоохранительными и контролирующими органами, планировать соответствующие надзорные мероприятия. В случае получения данных об объектах незаконной миграции требовать от органов МВД России и иных правоохранительных и контролирующих органов проведения проверок. Принимать все необходимые меры для привлечения виновных лиц к установленной законом ответственности.
Последовательно и настойчиво добиваться реального устранения выявленных нарушений законодательства, взять под контроль исполнение актов прокурорского реагирования до полного выполнения указанных в них требований прокурора, а в случае наложения органами административной юрисдикции штрафов за административные правонарушения по возбужденным прокурором административным делам - до его взыскания.
2.4. Сосредоточить особое внимание на надзоре за исполнением миграционного законодательства на объектах естественных монополий, государственных корпораций, космической отрасли, предприятий строительного, торгового, транспортного, агропромышленного, оборонно- промышленного, топливно-энергетического, жилищно-коммунального комплексов, градообразующих предприятий, а также в сфере здравоохранения.
Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 21 июня 2016 г. N 361 в пункт 2.5 внесены изменения
2.5. Добиваться от органов МВД России надлежащего исполнения функциональных обязанностей по своевременному выявлению и пресечению нарушений миграционного законодательства, привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности, в том числе по возбуждению дел об административных правонарушениях в отношении работодателей за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. При проведении проверок исполнения органами МВД России административного законодательства давать оценку фактам незаконного освобождения от ответственности юридических лиц - работодателей иностранных граждан и принимать меры прокурорского реагирования.
Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 21 июня 2016 г. N 361 в пункт 2.6 внесены изменения
2.6. В территориальных органах МВД России и их подразделениях проверять соблюдение миграционного законодательства при принятии решений о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации, видов на жительство, разрешений на работу или патентов, а их работодателям и заказчикам работ (услуг) - разрешений на привлечение и использование иностранных работников. По всем фактам незаконной выдачи или продления действия разрешительных документов принимать меры прокурорского реагирования.
Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 21 июня 2016 г. N 361 в пункт 2.7 внесены изменения
2.7. В ходе проверок обращать повышенное внимание на своевременность принятия органами МВД России мер административного воздействия в отношении лиц, срок действия разрешительных документов которых истек. При выявлении случаев бездействия ставить перед должностными лицами миграционной службы вопрос об организации внеплановых выездов по месту возможного нахождения лиц указанной категории, о принятии мер по привлечению их к административной ответственности, выдворению, депортации в соответствии с действующим законодательством.
Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 21 июня 2016 г. N 361 в пункт 2.8 внесены изменения
2.8. С использованием всех имеющихся полномочий реагировать на факты ненадлежащего выполнения территориальными органами МВД России функций по выявлению и пресечению незаконной деятельности лиц по регистрации на объектах недвижимости по мнимым договорам найма жилья иностранных граждан и лиц без гражданства.
При выявлении таких фактов принимать меры к установлению коррупционных связей между организаторами незаконного пребывания мигрантов и сотрудниками государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 21 июня 2016 г. N 361 в пункт 2.9 внесены изменения
2.9. В органах ФССП России и МВД России проверять соблюдение законодательства при осуществлении ими функций по выдворению, депортации (реадмиссии) иностранных граждан за пределы Российской Федерации, по их помещению в специально предназначенные для этого учреждения и содержанию в них. Регулярно с привлечением контролирующих органов организовывать проверки соответствия таких учреждений требованиям пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического и иного законодательства.
2.10. При осуществлении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере миграции особое внимание уделять законности деятельности органов МВД России, в том числе на транспорте, по борьбе с нарушениями миграционного законодательства, прежде всего на объектах строительства, промышленности, торговли, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства.
Своевременно выявлять и пресекать случаи незаконного задержания иностранных граждан и лиц без гражданства. При безосновательном задержании, а также необоснованном освобождении таких лиц от административной ответственности за совершение правонарушений, помимо мер прокурорского реагирования, инициировать перед руководителем органа МВД России проведение служебного расследования (проверки) и привлечение виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.
Мерами прокурорского реагирования, а также в рамках мероприятий по координации взаимодействия обеспечить налаживание в органах МВД России системы сбора, накопления, обработки и анализа данных о нарушениях законодательства в сфере межнациональных отношений в среде мигрантов, фактах межнациональных (межэтнических) конфликтов; организацию мониторинга средств массовой информации, сетей связи общего пользования; активизацию профилактической работы по предотвращению фактов разжигания межнациональной розни, ненависти либо вражды, иных преступлений и правонарушений в сфере миграции.
2.11. Осуществляя прокурорский надзор за исполнением законов органами государственной власти, органами местного самоуправления, проверять соблюдение законодательства при использовании бюджетных средств, выделенных на реализацию государственных и муниципальных программ в сфере поддержки переселения соотечественников из-за рубежа и социальной адаптации иностранных граждан. При этом обеспечивать надлежащее взаимодействие с органами государственного (муниципального) финансового контроля.
2.12. Обеспечить соблюдение законности при принятии уполномоченными органами государственной власти нормативных правовых актов в части регулирования межнациональных (межэтнических) отношений. Проверять исполнение федерального законодательства при принятии решений органов местного самоуправления по вопросам местного значения, связанным с адаптацией и интеграцией в российское общество иностранных граждан и лиц без гражданства.
2.13. При оценке выявленных по итогам проверок нарушений законодательства в обязательном порядке руководствоваться требованиями Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации по вопросам организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции.
Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 21 июня 2016 г. N 361 в пункт 2.14 внесены изменения
2.14. В соответствии с компетенцией принимать меры по активизации работы по выявлению и пресечению преступлений и правонарушений коррупционной направленности, совершаемых сотрудниками органов МВД России, ФССП России. Обеспечивая законность при проведении оперативно-розыскных мероприятий, принятии решений о представлении результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд, особое внимание уделять работе по выявлению преступлений рассматриваемой категории подразделениями собственной безопасности правоохранительных органов.
2.15. Организовать надзор за исполнением законов при приеме, регистрации, рассмотрении и разрешении сообщений о преступлениях, связанных с нарушением миграционного законодательства, расследовании уголовных дел органами дознания и предварительного следствия независимо от их ведомственной принадлежности в соответствии с полномочиями, предусмотренными Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Незамедлительно в рамках предоставленных законом полномочий реагировать на нарушения законодательства, допущенные следователями и дознавателями в ходе доследственных проверок и расследования уголовных дел. В случае выявления волокиты, принятия органами следствия и дознания незаконных процессуальных решений ставить вопрос об устранении нарушений законодательства и привлечении виновных должностных лиц к установленной законом ответственности.
2.16. Ориентировать руководителей правоохранительных органов на повышение требовательности в части обязательного установления в ходе оперативно-розыскной деятельности лиц, являющихся организаторами преступлений в сфере миграции.
2.17. Обеспечивать эффективный надзор за всесторонним и объективным расследованием уголовных дел по фактам массовых беспорядков с участием иностранных граждан и лиц без гражданства, спровоцированных конфликтами на межнациональной почве. Требовать от правоохранительных органов дачи правовой оценки действиям лиц, организующих массовые беспорядки.
2.18. Особое внимание обращать на полноту и законность принятия органами следствия и дознания мер по обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением в сфере миграции.
2.19. По фактам укрытия от учета совершенных в сфере миграции преступных деяний, при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, выносить согласно пункту 2 части 2 статьи 37 УПК РФ мотивированные постановления о направлении в органы предварительного расследования соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании должностных лиц.
2.20. Систематически проверять законность принятых следователями решений об ограничении выезда из Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства в порядке, установленном статьей 28 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".
2.21. При осуществлении прокурорского надзора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства уделять внимание полноте исследования дознавателями и следователями данных о личности иностранных граждан и лиц без гражданства, законности их пребывания на территории Российской Федерации, реализации органами предварительного расследования положений части 2 статьи 158 УПК РФ о принятии мер к устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления.
2.22. В целях укрепления законности в сфере миграции активно использовать все возможные формы взаимодействия правоохранительных, контролирующих органов, органов государственной власти и местного самоуправления по предотвращению, своевременному выявлению, пресечению преступлений в этой сфере.
Обеспечить обязательное исполнение принятых совместных решений, оперативный обмен информацией и согласованность действий при реализации общих задач по исполнению законодательства и обеспечению правопорядка в сфере миграции.
2.23. Направлять в Генеральную прокуратуру Российской Федерации копии документов прокурорского реагирования по наиболее актуальным вопросам, в том числе по результатам проверок сообщений о многочисленных и (или) грубых нарушениях закона, вызвавших общественный резонанс и критические выступления в средствах массовой информации, незамедлительно информировать о проблемах, требующих разрешения на федеральном уровне.
2.24. Организацию надзора за исполнением законов в сфере миграции закреплять за прокурорскими работниками, имеющими необходимый опыт работы.
2.25. По мере изменения действующего законодательства регулярно проводить обучающие семинары для прокурорских работников, осуществляющих надзор за исполнением законов в сфере миграции.
3. Главному управлению по надзору за исполнением федерального законодательства во взаимодействии с заинтересованными подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации:
3.1. На постоянной основе осуществлять надзор за исполнением законов в сфере миграции центральными аппаратами федеральных органов исполнительной власти.
3.2. Осуществлять мониторинг издаваемых федеральными органами исполнительной власти нормативных правовых актов по вопросам миграционного учета, правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства, их трудоустройства, иным вопросам правового регулирования миграционных процессов. При наличии оснований принимать меры по их приведению в соответствие с законодательством.
3.3. Систематически анализировать состояние законности и практику прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере миграции, при выявлении проблем правоприменения, требующих разрешения на федеральном уровне, в установленном порядке принимать необходимые меры по их урегулированию.
3.4. Оказывать практическую и методическую помощь прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур в организации прокурорского надзора, осуществлять контроль их деятельности. Готовить обзоры и информационные письма о практике прокурорского надзора за исполнением законов в сфере миграции, отмечая в них недостатки в работе органов прокуратуры и положительный опыт их надзорной деятельности.
4. Опубликовать настоящий приказ в журнале "Законность".
5. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.
Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчинённых работников.
Генеральный прокурор |
Ю.Я. Чайка |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обеспечение законности в сфере миграции решено рассматривать одним из актуальных направлений надзорной деятельности органов прокуратуры.
Целесообразно в т. ч. обеспечить защиту россиян, иностранцев и апатридов, предупреждать межнациональные конфликты, не допускать незаконного привлечения к трудовой деятельности нелегальных мигрантов.
Важно проверять соблюдение миграционного законодательства на объектах естественных монополий, госкорпораций, космической отрасли, предприятий строительного, торгового, транспортного, агропромышленного, оборонно-промышленного, топливно-энергетического, жилищно-коммунального комплексов, градообразующих предприятий, а также в сфере здравоохранения.
В ходе проверок необходимо обращать повышенное внимание на своевременность принятия органами ФМС России мер административного воздействия в отношении лиц, срок действия разрешительных документов которых истек.
Организацию надзора за исполнением законов в сфере миграции решено закрепить за прокурорскими работниками, имеющими необходимый опыт.
Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 1 июля 2015 г. N 343 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере миграции"
Текст приказа опубликован в журнале "Законность", 2015 г., N 8
Приказом Генеральной прокуратуры России от 12 апреля 2024 г. N 273 настоящий документ признан утратившим силу с 12 апреля 2024 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 21 июня 2016 г. N 361