Основой государственной антинаркотической политики является утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года N 690 Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года (далее - Стратегия).
Генеральной целью Стратегии является существенное сокращение незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, масштабов последствий их незаконного оборота для безопасности и здоровья личности, общества и государства.
Стратегией определены два ключевых направления антинаркотической политики: сокращение предложения наркотиков путем целенаправленного пресечения их нелегального производства и оборота внутри страны и сокращение спроса на наркотики посредством уменьшения количества лиц, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, за счет вовлечения их в программы освобождения от наркозависимости.
Об успешной реализации Стратегии в части сокращения предложения наркотиков свидетельствуют следующие показатели. В 2010-2014 годах правоохранительные органы изъяли из незаконного оборота 26 тонн опиатов, в том числе 11,5 тонны героина, 131 тонну наркотиков каннабисной группы, а также 18 тонн наркотиков синтетического ряда. Ликвидировано около 50 тысяч наркопритонов и мест производства наркотиков. 1,2 миллиона человек привлечены к уголовной и административной ответственности, пресечена деятельность 26 тысяч организованных преступных групп и преступных сообществ.
Несмотря на положительные результаты деятельности правоохранительных органов, следует отметить проблемы в сфере комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, учитывая, что в борьбе с незаконным оборотом наркотиков крайне важное значение в обеспечении полноценной интеграции указанных лиц в общество и сокращении спроса на наркотики имеют их лечение, социальная реабилитация и ресоциализация.
Основным инструментом реализации Стратегии в части сокращения спроса на наркотики является подпрограмма "Комплексная реабилитация и ресоциализация лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях" государственной программы Российской Федерации "Противодействие незаконному обороту наркотиков", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 299. Однако Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" не предусмотрено финансирование указанной подпрограммы, в результате чего одно из ключевых направлений Стратегии не реализуется. Кроме того, отсутствие ресурсного обеспечения не позволяет установить со стороны государства администрирование деятельности негосударственных организаций в сфере социальной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача.
В настоящее время актуальной задачей является развитие нормативно-правовой базы комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача. В частности, не определено содержание таких понятий, как "социальная реабилитация" и "ресоциализация", в отношении лиц, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, не установлены полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, не регламентированы вопросы деятельности организаций социальной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача.
На заседании президиума Государственного совета Российской Федерации, которое состоялось 17 июня 2015 года и было посвящено реализации государственной антинаркотической политики, направление Стратегии по сокращению спроса на наркотики обозначено как ключевой фактор кардинального сокращения наркомании в стране.
В ряде субъектов Российской Федерации успешно организована деятельность в сфере комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, осуществляемая во взаимодействии с институтами гражданского общества.
Вместе с тем для решения проблем, имеющихся в этой сфере, требуется совершенствование, в том числе более четкая координация, деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
На расширенном заседании Государственного антинаркотического комитета, состоявшемся 30 июня 2015 года в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, обсуждался вопрос развития системы комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача.
С учетом указанного выше Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
1) рассмотреть при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов возможность дополнительного финансирования государственной программы Российской Федерации "Противодействие незаконному обороту наркотиков" для реализации мероприятий, предусмотренных подпрограммой "Комплексная реабилитация и ресоциализация лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях";
2) рассмотреть возможность внесения изменений в государственную программу Российской Федерации "Противодействие незаконному обороту наркотиков", предусматривающих предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача;
3) рассмотреть вопрос о мерах содействия субъектам Российской Федерации в введении именного сертификата на предоставление услуг по социальной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача;
4) рассмотреть вопрос о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих наделение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по организации деятельности в сфере комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача.
2. Рекомендовать Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков ускорить доработку проекта федерального закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях создания системы комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, допускающих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ, и больных наркоманией.
3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
1) предусмотреть в государственных программах субъектов Российской Федерации разделы по комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, включающие мероприятия по оказанию комплексной помощи несовершеннолетним потребителям наркотиков;
2) рассмотреть вопрос о введении именного сертификата на предоставление услуг по социальной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача;
3) обеспечить реализацию предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации мер, направленных на поддержку крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществляющих социальную реабилитацию и ресоциализацию лиц, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача;
4) рассмотреть вопрос о создании в субъектах Российской Федерации на базе сельскохозяйственных и иных производств пилотных кластеров социальной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача;
5) провести мониторинг правоприменительной практики законодательств субъектов Российской Федерации в сфере комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, и подготовить предложения по совершенствованию указанного законодательства;
6) изучить опыт взаимодействия государственных органов с традиционными конфессиями при организации и осуществлении деятельности в сфере комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, и принять меры по внедрению такого опыта в субъектах Российской Федерации.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления принять меры по организации деятельности муниципальных антинаркотических комиссий в сфере комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по социальной политике.
6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель |
В.И. Матвиенко |
Москва
8 июля 2015 г.
N 353-СФ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 8 июля 2015 г. N 353-СФ "О дополнительных мерах по комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 20 июля 2015 г. N 29 (часть II) ст. 4470